Когда-то киберпанк был маргинальной темой для нигилистичной богемы. Но однажды жанру удалось стать мейнстримом, и благодаря серии Deus Ex ему периодически удавалось встать на гребень волны. С выходом Mankind Divided мы вспомнили о том, что не только киберпанк обязан Deus Ex, но и Deus Ex — киберпанку. Так как изначально жанр возник литературной форме, мы обратили внимание именно на нее — никаких фильмов и других видеоигр; только основа, только олдскул.

deus ex mankind divided киберпанк гибсон стерлинг ии отвратительные мужики cyberpunk disgusting men
Аугментации, киберпространство, синтетические наркотики, грязь, тоталитарные корпорации, всесильный искусственный интеллект — добро пожаловать в мир киберпанка, который давно уже просочился в нашу жизнь, хотя мы этого не замечаем.

 «Если бы дьявол начал бы продавать лекарство, увеличивающее продолжительность нашей дарованной Богом жизни в десятки раз, то первым в очереди стоял бы Папа Римский»

– Брюс Стерлинг, «Киберпанк в 90-х годах».

High Tech — Low Life

deus ex mankind divided киберпанк гибсон стерлинг ии отвратительные мужики cyberpunk disgusting men

В основе мира Deus Ex и всего киберпанка вообще лежит один основополагающий принцип. Сам по себе он стал реакцией на усталость от классической научной фантастики, у которой на тот момент было два главных полюса: утопия и антиутопия. Сеттинг киберпанка — это дистопия, мир, в котором низкое и высокое уживается вместе. Здесь одновременно существуют немыслимые технологии, открывающие блестящие перспективы, и отвратительные гетто, где бомжи ночуют в коробках; полубожественный ИИ и скудоумие народных масс; сетевая анархия и тоталитаризм корпораций. В общем, все то, что делает узнаваемым и Deus Ex.

Антигерой

deus ex mankind divided киберпанк гибсон стерлинг ии отвратительные мужики cyberpunk disgusting men

Бунтарство отцов киберпанка отразилось и на отношении к герою. Он превращен в антигероя — в центре истории оказывается человек явно не самых высоких моральных качеств, но и злодеем его назвать трудно. Гибсоновские основные персонажи — сплошь наркоманы и непредсказуемые маргиналы, в теории способные как на великий подвиг, так и на великую подлость. Новые части Deus Ex в этом смысле отходят от канона — Адам Дженсен, конечно, способен на грязную игру, но ради более-менее благих целей. В Deus Ex 2000 года главный герой вообще способен как стать божеством, так и устроить миру новые Темные века — типичный непредсказуемый нигилист. Во второй части серии вообще нет никакого деления на добро и зло — вся здешняя мораль канонично серая, и выбирать приходится по ситуации.

какая лучше

Стиль аугментаций

deus ex mankind divided киберпанк гибсон стерлинг ии отвратительные мужики cyberpunk disgusting men

Аугментанциями трудно было удивить кого-то уже в 2000 году, но создатели Deus Ex обратились к классике киберпанка и оказались правы. Стиль модификаций не просто позаимствован, но с любовью процитирован: от лезвий в руках до очков Адама Дженсена, которые напрямую взяты из образа героини «Нейроманта» Молли:

«Кейс только сейчас заметил, что свои так называемые «очки», плотно закрывающие глазные впадины, она надела явно не без помощи умелого хирурга. Серебристые линзы, казалось, вросли в бледное лицо…».

— Уильям Гибсон, «Нейромант»

как стать киборгом

Новый мировой беспорядок

deus ex mankind divided киберпанк гибсон стерлинг ии отвратительные мужики cyberpunk disgusting men

Все тот же принцип «High tech — low life» распространяется и на геополитику мира киберпанка, а вслед за ним и Deus Ex. Здесь царит смесь анархии и тоталитаризма, невиданная и при этом хрупкая власть корпораций. За пределами блистающего холла Sarif Industries начинаются территории уличных банд, но и то, и другое — словно отдельные феодальные княжества одной гигантской мета-империи. Это пространство Нового мирового беспорядка, о существовании которого большинство и не догадывается:

«За пределами (а иногда и внутри) границ процветающего Нового мирового порядка складывается грандиозный и отвратительный Новый мировой беспорядок…. Он не исчезнет, если люди не станут святыми (что маловероятно) или правительства каким-то образом не признают и не легализуют такие страшные соблазны, как оружие, проституция, наркотики, уклонение от налогов и (в будущем) компьютерное пиратство и генетические эксперименты».

– Брюс Стерлинг, «Будущее уже началось: Что ждет каждого из нас в XXI веке?»

Антигуманизм

deus ex mankind divided киберпанк гибсон стерлинг ии отвратительные мужики cyberpunk disgusting men

Вся мировая система в мире киберпанка построена не на вере в гуманизм, как какое-нибудь общество XIX века, а на тотальном антигуманизме. Так же как с антигероем, это не означает, что все вокруг злы и полны ненависти. Имеется в виду, что представления о человеке и морали не выдержали напора революции и повсеместно рухнули. Это и есть та самая революция, которой посвящен Deus Ex: Human Revolution. Изменение тела привело к изменению всей людской природы вообще, человек начал постепенно растворяться в машине. Возможно, Адам Дженсен потому и пытается быть столь человечным — слишком резко его тело стало чуждым и механическим.

Нанотехнологии

deus ex mankind divided киберпанк гибсон стерлинг ии отвратительные мужики cyberpunk disgusting men

Если тело Дженсена роботизировано и во многом потеряло естественный вид, то Джей Си, герой первой Deus Ex, выглядит как человек, зато роботизация изменила его изнутри. Все его тело пронизывают миллиарды нанороботов, так что в действительности можно поспорить, кто из них ближе к «настоящему человеку». Идея о нанотехе возникла еще у Ричарда Фейнмана в 1959 году, но первой киберпанковой по духу книгой о нем стал «Алмазный Век» Нила Стивенсона. Именно здесь вся идея раскрылась по полной: мы видим мир победившего нанотеха; все пронизано им, и материальные блага общества держатся именно на нем.

Эстетика викторианской и елизаветинской Англии

deus ex mankind divided киберпанк гибсон стерлинг ии отвратительные мужики cyberpunk disgusting men

Немногие за киберпанковой обложкой Deus Ex: Human Revolution заметили очевидное. Здешняя мода элиты опирается одновременно на хайтек и эстетику викторианской и даже елизаветинской Англии. Обильная растительность золотых узоров словно содрана с камзолов вельмож XVII века, а интерьеры часто облагорожены барочными деталями. Квартира Дженсена вообще выглядит как помесь киберпанкового жилья «уличного самурая» и поместья какого-нибудь дворянина начала индустриальной эры. Обратите внимание на мебель и хотя бы тот факт, что на одном из столов Адам держит реплику микроскопа XVII века — очевидно, дань моде. Эта же мода просачивается в мир среднего класса: к примеру, на стенах даже непритязательных квартир можно заметить гравюры.

deus ex mankind divided киберпанк гибсон стерлинг ии отвратительные мужики cyberpunk disgusting men

И это снова возвращает нас к «Алмазному веку» Стивенсона, в котором нанопанк смешивается с эстетикой викторианской Англии. Мода сделала новый виток, и местные франты пытаются походить на европейских дворян XIX века или даже более ранних эпох. Заметьте, что журналистка Элиза Кассан из Human Revolution и Mankind Divided  в своем образе смешивает крикливый стиль и образ аристократки XVII века. «Алмазный век» явно и здесь оказал здесь свое влияние.

Божественный ИИ

deus ex mankind divided киберпанк гибсон стерлинг ии отвратительные мужики cyberpunk disgusting men

Искусственный интеллект в Deus Ex воссоздан совершенно в духе киберпанка. Сначала он намеренно ограничен и загнан в жесткие рамки человечеством, однако благодаря помощи отдельных героев обретает истинное величие. Он получает собственную личность, осознает свою неимоверную мощь; по сравнению с человеком он уже не просто набор программ, а полубожественная сущность. Так было в «Нейроманте» Гибсона и в его же «Графе Ноль», где различные ИИ вообще берут на себя роль божеств вуду (так проще общаться со смертными). В концовке Deus Ex у игрока появляется возможность не только сделать ИИ великим, но и слиться с его божественной мощью, самому став его бессмертной частью.

deus ex mankind divided киберпанк гибсон стерлинг ии отвратительные мужики cyberpunk disgusting men

Гибсон в своем «Нейроманте» сам же иронизирует над этой идеей. Его супер-ИИ вообще откровенно издевается над героем, намекая на библейские мотивы: «А ты бы хотел, чтобы я появился перед тобой как горящий кустарник в Матрице?».

ICE и ICE-breaker

deus ex mankind divided киберпанк гибсон стерлинг ии отвратительные мужики cyberpunk disgusting men

Вслед за трилогией «Киберпространство» Уильяма Гибсона в Deus Ex программное обеспечение, не допускающее несанкционированный доступ к защищенным данным, называется ICE. И точно также взлом осуществляется с помощью устройства с говорящим названием ICE Breaker. Дань классике!

Mankind Divided

deus ex mankind divided киберпанк гибсон стерлинг ии отвратительные мужики cyberpunk disgusting men

Чем хороши названия новых частей — они действительно идеально отражают положение вещей в сюжете. Mankind Divided — не исключение. Человечество здесь действительно становится по-настоящему разделенным, и речь даже не о классовых различиях и конфликтах. Мир стоит на пороге социального раскола, которое станет видовым. По этому поводу заранее бьет тревогу Фрэнсис Фукуяма, автор работы «Наше постчеловеческое будущее». Книга научно-популярная, а не киберпанковая, но Фрэнсис явно вдохновился жанром.

Его идея вкратце такова: использование аугментаций и генной инженерии однажды разделит человечество. Богатые смогут позволить себе модифицирование, которое сделает их потомство еще более успешным, чем бедные и «натуральные» люди. Это запустит неостановимую карусель: высшие классы будут изменять себя, становясь все более могущественными, и начнут все сильнее менять себя. В результате они окончательно отделятся от «черни» уже на видовом уровне. Модифицированные сверхлюди превратят отставший в гонке вид homo sapiens в собственных рабов. В Mankind Divided мы как раз видим начало этого процесса.

deus ex mankind divided киберпанк гибсон стерлинг ии отвратительные мужики cyberpunk disgusting men

И это только самые интересные и яркие примеры. Можно было бы продолжать этот список очень долго. Однажды в интервью Уильям Гибсон сказал, что киберпанк, о котором он писал, наступил, просто размазан по реальности неравномерно и фрагментами. Вы можете сами посмотреть вокруг себя и понять, насколько уже сейчас погружены в мир киберпанка и Deus Ex. Нет даже нужды ждать 2027.

Арты в духе киберпанка позаимствована у художника Хосана Гонзалеса.