В далеком-далеком (многократно далеком, серьезно) будущем один любознательный человек нашел способ менять тела по мере износа, чтобы не отрываться от изучения мироздания. Новые тела выращивались искусственным образом, и в определенный момент выяснилось, что каждый брошенный создателем организм обретает собственное сознание и совершенно не понимает, что делать со своей жизнью дальше. Меж тем, на действия Меняющегося Бога, как называют его поклонники, обратили внимание высшие силы — и отправили по его следам гигантскую лавкрафтовскую тварь по кличке Скорбь, которая не успокоится, пока не сотрет в порошок и экспериментатора, и побочные продукты его деятельности — созданных им людей. В завязке Torment: Tides of Numenera главный герой, одно из таких брошенных тел, падает с неба головой в единственное оружие против демона-преследователя и разбивает его вдребезги. Но первостепенной задачей становится не столько мелкий бытовой ремонт, сколько познание и принятие окружающей среды.

torment tides of numenera review обзор planescape torment inxile отвратительные мужики disgusting men

Значительная часть игры состоит из изучения локаций и диалогов. Битвы тут, конечно, есть — но текстовые приключения доминируют.

Torment: Tides of Numenera — развитие идей классической ролевой игры Planescape: Torment, которое многие ошибочно принимают за «вторую часть». Это не так: оригинал был создан по лицензии Wizards of the Coast и подчинен системе Dungeons & Dragons (см. Baldur’s Gate, Icewind Dale); в Tides of Numenera работает другая система и вселенная, хотя сути вещей это не меняет — в обоих случаях важнее слово «Torment», чем все, что написано в названии до или после него.

torment tides of numenera review обзор planescape torment inxile отвратительные мужики disgusting men

Боевая система в чем-то похожа на Banner Saga и XCOM: у вас есть два очка на ход — движение и действие. Больше ничего знать не нужно. Бои проходят в строго определенных сценах — вытащить меч на городской площади нельзя. Убить всех в деревне тоже.

Как и в любимой RPG вашего детства, в Tides of Numenera вы читаете массивы литературного английского текста с кучей незнакомых слов, никуда не торопитесь и тихонько качаете головой в такт саундтреку Марка Моргана. Несмотря на то, что в общечеловеческом смысле на экране не происходит ничего, большую часть времени вы проводите с выпученными глазами, в состоянии глубокого потрясения.

torment tides of numenera review обзор planescape torment inxile отвратительные мужики disgusting men

Часть приключений проистекает буквально в разуме главного героя. Там тьма и пустота.

Формат Torment — красивая изометрическая ролевая игра про невероятно интересный текст и немногочисленные пошаговые битвы — прекрасно определяет распорядок вечера. Под неспешную гипнотизирующую музыку Моргана за чтением можно задремать, проснуться через полчаса, удовлетворенно обнаружить, что вас никто не убил, ресурсы не закончились, время на принятие важного решения не истекло — и с довольным зевком продолжить игру, понадежнее обернувшись пледом. Никто вас не торопит и не бесит — идеальный вариант для любителей хорошего фантастического чтива. Но бойтесь запустить Torment в начале дня — можно решить, что важнее нового сюжетного поворота в календаре нет ничего.

Окружающая среда в новой Torment — это город Утесы Сагуса и окрестности, где в порядке вещей встретить гостей из других измерений. Вот вам история. Один из персонажей, ученый, рассказывает, что в его мире размножаются путем ампутации конечностей, из которых получаются новые люди. Назад при этом ничего не отрастает, а установка протезов — страшнейшее оскорбление местной культуры, традиций и собственной семьи. Мир, в котором все — добровольные и вполне счастливые инвалиды. Другие гости живут в мире, где нет ничего, кроме камней, а единственная еда — твои друзья и родственники. Съесть любовницу — правильно и благородно: так ее душа останется целой. А если умрет сама — еще и мясо пропадет.

torment tides of numenera review обзор planescape torment inxile отвратительные мужики disgusting men

В городе кипит жизнь, ощущения статичности происходящего — нет.

Казнь на городской площади: преступник под психоделиками видит кошмары и выкрикивает бессвязные реплики, которые собравшаяся публика считает высшей истиной. Эти слова выходят изо рта несчастного лентой татуированной коричневой плоти, которая обматывается вокруг его тела и постепенно его душит. После смерти труп съест судмедэксперт; вместе с плотью он поглотит и воспоминания казненного — так следствие выявит мотивы и сообщников. Безумное устройство мира — обязательная и традиционная черта Torment. В Planescape герой ничего не помнил, в Tides of Numenera он просто ничего не знает — и разработчикам важно синхронизировать героя и игрока в этом состоянии. Это не приключение искателя сокровищ или там ведьмака — это конкретно ваша история с минимальным комментарием авторов.

torment tides of numenera review обзор planescape torment inxile отвратительные мужики disgusting men

Город стоит на вершине скалы — с балконов видно, что внизу происходит какой-то мрак: гигантские скелеты, какая-то мясная размазня и здания в запустении. Туда еще предстоит спуститься.

На момент написания этой заметки я провел в Tides of Numenera около 20 часов — и еще даже не вышел из первого города. Брожу по районам, открываю новые закоулки, какие-то площади, магазины, проходы, людей и явления. Иногда, во время беготни из квартала в квартал, хочется как-то освежить эмоции и с кем-нибудь подраться — но каждый новый диалог обнуляет этот похабный счетчик, приводит меня в восторг и даже некоторое оцепенение. Говоря начистоту, да, я большой поклонник Planescape: Torment, но из современных представителей жанра — Pillars of Eternity, Tyranny, Divinity: Original Sin — с таким упоением играл только в последнюю. Pillars надоела сразу; Tyranny лежит «на потом»; Wasteland 2, которую авторы Torment сделали пару лет назад, повергла меня в депрессию.

torment tides of numenera review обзор planescape torment inxile отвратительные мужики disgusting men

Стилистически и идейно Tides of Numenera похожа на «Облачный атлас» Вачовски в той его части, где обладающие причудливыми футуристическими способностями Берри и Хэнкс бегают от людоедов с копьями и с любовью вспоминают продвинутые технологии людей далекого прошлого. Тут такие артефакты называются «нуменерами», и их изучению посвящают себя светлейшие умы.

Тем неожиданнее и приятнее видеть, что от игры, которая рисковала стать сопоставимым разочарованием (я к этому почти готовился), я снова получаю такое же удовольствие, будто снова сижу за «пентиумом-сто», качаюсь под Марка Моргана и читаю увлекательный английский текст. Изменилось ли в этой схеме что-то, кроме «пентиума»? Нет. Даже русская локализация на таком же паршивом уровне, что и в пиратской версии Planescape: Torment от «Русского проекта» — но от этого новая игра как будто бы становится еще родней. Играйте в оригинале.

Torment: Tides of Numenera в продаже с 28 февраля для PC [GOG], PlayStation 4 и Xbox One.

  • ziganzhin

    После предостережения Пётра во время раннего доступа о том, что игра может выйти в духе вэйстлэнда, серьезно напрягся. Но теперь сомнения отпали, беру, спасибо!

    • Canon40mm

      а что не так с Вэйстлендом?

      • ziganzhin

        Вот именно, что на бумаге все было так. Но на деле мне играть в него было скучно

        • Canon40mm

          можешь расписать, что с игрой было не так? я не играл, но вот думал попробовать после shadowrun-ов

          • Peter Salnikoff

            мда, таких запросов в комментариях я еще не встречал)

            • Canon40mm

              из друзей никто её не трогал, сама игра прошла вообще как-то мимо меня, как и мнения и рецензии. поэтому когда о wasteland говорят в негативном ключе, интересно, что именно имеют в виду

              • Peter Salnikoff

                Почитать рецензии, если интересно? Вопросы от лени, а не от любопытства

                • Canon40mm

                  вопросы к конкретному человеку, и интересно его мнение

              • KrisSutton

                всё просто. Все ждали идейную наследницу фоллаута. А получили идейного наследника вейстленда. В этот самый вейстленд, что самое интересное — никто не играл толком. Я вот сел и ознакомился перед началом 2 части. Потратил добрых 30 часов чтобы излазить его. И у меня претензии только к тормозам и глюкам графона во 2 части

          • ziganzhin

            Да я же не знаю, что тут расписывать, старина)) я же не придираюсь! Сказал, что игра т было скучно. Не затянуло. Попробовал посмотреть стрим Мэда, надеясь на дальнейшее развитие. Но и там крыло мне показалось.
            Если ты хочешь пробовать, то пробуй) пиратка бесплатна, а стрим деньги вернёт, если что.

            • tranquillum

              Я до середины дошел, всё ждал, что вот-вот потенциал раскроется — не раскрылся, скучная и кривая)

              • Peter Salnikoff

                Тут Бейс рассказал, что Directors Cut переделанный и крутой. На релизе меня вообще вывернуло моментально. Посмотрел видос сравнительный — и правда, игру хотя бы _сделали_

      • tranquillum

        Он, вроде, неплохой, но какой-то кривой что ли.

        • Canon40mm

          можешь ли игру сравнить с последними играми shadowrun?

          • tranquillum

            У меня до shadowrun, к сожалению, руки никак не дойдут.

          • DrunkDinosaur

            Шедоуран намного лучше и сбалансированнее. Вкратце, вейстланд шит белыми нитками, но если приноровиться, то в итоге остаётся неплохая игра. Про Director’s Cut ничего не скажу, но слышал, что там очень хорошо всё причесали.

    • Peter Salnikoff

      Пожалуйста! Я сам не ожидал )

  • Перевод на русский местами прямиком из гугл транслейта, вспомнил старые переводы времен 7волка, очень печально за 1200р получиь такой вот продукт где 90% времени читаешь текст

    • Виктор Ковалев

      спрятать

    • Oleg Chuprov

      Интерактивная книга за 1200, как раз нормальная цена.

      • Как книга она очень и очень средняя

  • Lucker

    Спасибо за статью, рад, что игра хорошая, бо поддержал ее еще на кикстартере. Теперь осталось только хорайзон добить (а он, зараза, хавает основательно) — и можно будет спокойно взяться за тормент.

  • Артём Петров

    Продали мне игру на стриме. Даже не ожидал что получится как встарь.

  • Piligrim

    Есть шанс на лучший перевод? Может кто то из известных групп обещал взяться? Все-таки текстовая игра.

    • NeiroHobbit

      Strategic Music гыгыгы

  • Saint George

    Под вложенный саундтрек Пётр прям заворожил своим текстом… Я как будто рядом просидел все эти 20 часов… Спасибо за статью! Посмотрю на новый Torment повнимательнее.

  • Amiran Faiziev

    Прочитал первый абзац, Блииин, я бы книгу с таким сюжетом с радостью умял бы.

  • revivalsoul

    Мне 21 и в старые игры я не играл, однако Tyranny превзошла все ожидания даже с учетом мелких косяков. И там было много текста, но он хотя бы разбавлялся интересными (и не очень) боями. А тут же сплошной текст, все очень и очень непонятно и крайне скучно…
    Попал в первый город, выполнил первые задания и вышел. Все таки читать текст 90% игрового времени не по мне, я лучше книгу в руки возьму. Исключительно мое ИМХО

    • Peter Salnikoff

      Ну, если все время развлекать себя понятным, то эээ

      Также, как уже сказано в статье, непонятность — это важнейший художественный приём в этой игре. Вы с неба упали, очнувшись (фактически родившись) в падении

      У нас в ВК написали, что игре не хватает ссылочек в тексте, как в Tyranny, но там это было уместно (герой знает про этот мир все – и вы должны), а тут совершенно нет

      • непонятность интригует если часов на 20-30 геймплея. А там судя по всему этой мудянки часов на 400.

        • Peter Salnikoff

          Не, тут как раз что-то около тридцатки. Ну и непонятность например развеивается

  • На консолях говорят лагает пиздец. Петр на пека играл или пс4 ?

    • Peter Salnikoff

      Пека

  • Хорошо очень хорошо. Найти бы время осваивать все проекты…То было затишье какое-то в личном списке все либо еще делалось либо тяжело шло а тут повыходило сразу и все хочется щупать играть и осваивать. От Nioh до Тирании все жанры и все хочется играть и сука времени на это просто нет а сочетать 2-3 проекта и проходить параллельно — это пиздец как трудно да и туповато ведь теряешь кусочек атмосферы. ААА внатуре придется большую часть проходить в отпусках и на пенсии блять…

    • Peter Salnikoff

      Почему вы игры называете проектами?)

      • Ну привычка такая. Я не журналюга, в игросфере не кручусь так что ляпаю по-своему ) Да и чем игра отличается от проекта какого-нибудь сооружения ? То же ведь наброски, схемы, чертежи, совещания и прочее. Может инженерская привычка дает о себе знать. Не суть важно же, не ? )

        • Peter Salnikoff

          например, тем, что на диске у вас не чертежи и совещания -) так же и сооружение не проект

          • Сейчас бы диски приписать. Сооружение не проект? А проект сооружения — есть такое выражение ?) Ну давайте уже теплое с мягким не будет сравнивать. Я думал тут минутка грамоты будет а не обычная «доебка» до слова. Нельзя называть игру проектом? Да ну где это сказано написано ? Не пофиг ли как я выразился, если суть сообщения понятна ? )Давайте я не буду выкаблучиваться своим образованием и тыкать носом что такое проект и к чему можно применить слово проект, ну а вы любезно укажите мне что термин я употребил не в той плоскости и желательно выражаться иначе ( хотя всем ведь насрать). Короче нету никакого желания спорить, но я не понимаю суть претензии.

            • Peter Salnikoff

              проект сооружения и само сооружение это разные вещи, не находите? или вы там в проекте живете?

              • Всякое бывает в жизни) Ну употребил термин для готового продукта и ? если бы это помешало понять сообщение, но ведь не помешало ) суть такая что не хватает на все времени а хочется во все залезть по уши. Чего уж к словам то привязываться ? Да выразился некорректно, но мы ведь не на уроке/лекции да и обсуждаем тут игру, а не стилистические ошибки ?) Не мне тягаться с журналистом в правильном употреблении терминов, но никто не любит занудных поправок, даже маленьких. Ну что, мир ?

                • Peter Salnikoff

                  да что вы так многословно-то, никто и не нападал на вас)

                  • Люблю все пояснять и расписывать в эссе )

                    • mardunaki

                      краткость сестра таланта

              • sexyndead

                Петр, зачем ты влез в это?)))

  • aspirineilia

    Кто уже поиграл в русскую версию, очень сильно кривой перевод портит впечатления?
    На орфографию и он/она в целом наплевать, главное чтобы смысл не искажался сильно.

    • Литературная часть терпима, но в описании предметов и способностей есть неточности.

    • Ensin

      смысл…эта игра какой-то тотальный сюр, в половине диалогов мне вообще не понятно о чем говорят нпс хорошо что тут есть варианты «повтори пожалуйста о ….», как будто я с гг очнулся сам в том мире и все вокруг говорят очевидные для них вещи, а я вот странный понять не могу)) Особенно доставляет диалог с роботом (или кто он там, под летающим балахоном просто не видно)) ), ты его спрашиваешь «что ты знаешь о часах», а он в ответ что-то в стиле «почему когда ты встретил блаблабла ты не сделал первых шаг с левой ноги?!»

  • Йцукен Зонудович

    Прийдется выделить немного свободного времени под прохождение сей гамилы , сука .

  • Александр Царев

    запустил, начал играть, разбился насмерть, крутая игра))

  • Sergey Krylov

    Как посмотрю Пётр от многих игр в восторге (Фоллаут 4, Опущенный 2, Ведьмак 3), но не проходит до конца. Вроде так.

    • Peter Salnikoff

      мы недавно об этом говорили в контексте прохождения и написания рецензии на огромную зельду

      учитывая традиционно сжатые сроки, что, на ваш взгляд лучше и полезнее: пролететь сюжетку ведьмака за 20 (допустим) часов и не увидеть нихера или эти же 20 часов досконально изучать всякие частности, но не увидеть финал? финал ли главное в играх?

      • >финал ли главное в играх?
        Если это ведьмаки на 300 часов, то нет)
        А если в биошок и ласт оф ас, то да.

        • Peter Salnikoff

          ну, эти-то я прошел)

      • Sergey Krylov

        Ну вот не знаю. Как по мне, это как читать отличную книгу, но бросить её не дочитав 100 страниц, по причине «сосед дал почитать свежего Пелевина».

      • Sergey Krylov

        При этом я, конечно, понимаю, что так устроены более или менее все игровые СМИ, но не могу не ужалить (легонько).

        • Peter Salnikoff

          ужалить ртом в хуй, как мы тут недавно сформулировали про вот такие жалящие комментарии

          • Sergey Krylov

            А Пётр обиделся :(

  • Ensin

    Пока только лажу в первом квартале города, и пока что Тирани куда больше понравилась, она банально удобнее, и приятней как-то, да и боевка хорошо отавлекает от текстов и не дает уснуть за чтением!) НО! Тут тексты и диалоги мне больше нравятся, интересно узнавать все о этом совершенно не понятном мире, но из-за отсутствия ссылок в тексте и странных названиях игровых вещей и понятий теряешься во всех этих шифрах, потоках, ключах и других «сленговых» вещах этого мира.

    • Peter Salnikoff

      после дюжины диалогов становится легче. ссылке в этой игре не нужны, иначе суть поломается. герой познает — и ты познаешь

      • Ensin

        Отыграл 15+ часов, да согласен ссылки не нужны) Потом проще, все так же в мире ни черта не понимаешь, но привыкаешь ко всему этому угару с путешествиями между мирами, во времени и тому подобное…что даже как-то перестаешь удивляться абсурдности некоторых вещей, я бы сравнил с Доктор Кто, стоит перетерпеть первых пару серий и дальше затягивает огого как. Как же круто что нет в диалогах пометок и подсказок что к какому «характеру» ведет)

  • Kloo

    на стриме не определился буду покупать или нет, почитал под музон статью, понял, что надо брать

  • Петр Стратийчук

    Мне игра понравилась буду брать .А потом жду Персону.

  • RocketQQ

    Спасибо за статью и стрим на данную игру. Вдохновения море,Петр вы как всегда умеете вызвать огромный интерес к игре

  • Sergey Dereka

    В таких играх всегда очень важен сюжет, текст и правильная подача дабы вызвать тотальную увлекательность оного. От Вэйстлейнд 2 я блеванул. Пилларсы уже были получше, но надоели на середине. С Дивинити та же история. От Тирани я блеванул номер 2. Прошёл из всего этого только Тирани до конца, ибо узнал что он короткий, иначе тоже пустил бы под нож, так вот ничего не поменялось — клишийное говно от начала и до конца. И вот наконец случился Тормент. Своим увлекательным сюжетом и офигительным миром хватает за яйца с первых же минут. Я уже реально забыл когда с таким упоением читал такую кучу текста и тотально охреневал от всего происходящего. Подписываюсь под каждым словом Петра. Такое впечатление, что питался последние годы кучей мусора, дабы наконец набрести на неё. Аллилуйя!

    • Peter Salnikoff

      абсолютли
      хотя сказал бы, что дивинити хороша увлекательнейшим тактическим боем — можно вообще все остальное из этой игры убрать, и будет прекрасный фентези-хком

  • Terol

    Вот абсолютно те же чувств и эмоции лично у меня вызывала Dragon Age Инквизиция, но ее вы ругаете почему-то. Неужели такой сильный контраст из-за вида на мир не сверху, а из-за спины? Тут 20 часов в первой локации вам не жалко проводить, а там жалко…

    • Твой Дед

      Сравнивать Dragon Age и Torment это скотство высшего порядка. Разные жанры, да все разное! Драконий Век — аттракцион с геями, а вот Мучение — это увесистый том, а то и два про интересные истории, расы, войны, миры и реальности.

      • Terol

        в мире Dragon Age все это тоже есть, просто вы, дедуля, повесили на него ярлык «аттракцион с геями» и сидите себе, как сыч. Я вот с удовольствием неспешно проходил Инквизицию, теперь так же прохожу Torment