Отвратительные мужики поиграли в XCOM 2 — продолжение тактического боевика 2012 года, в котором Землю атакует высокоразвитая армия инопланетян, а людям приходится обороняться крайне ограниченными силами и вести диверсионную войну. Да! Вместе с тем, XCOM 2 — это еще и продолжение римейка: серия берет начало в 1993 году, но потом цифры обнулили, и все началось по новому кругу. Так вот, с учетом всех этих вводных, XCOM 2  — по-настоящему новая, другая игра. Вы партизаните, орете на врагов, а ваши яйца съеживаются от волнения. Потенциально лучшая и главная причина седины и инфарктов в 2016 году. Отвечает Владимир Бровин.

Для максимального погружения в грядущий XCOM 2 я не только нашел время освежить в памяти первую часть, но и законспектировал учебник теоретика и практика партизанской войны Карлоса Маригеллы, чтобы не быть голословным. И вот мое мнение о первых часах в XCOM 2 одним предложением:

Все сделано изумительно четко, как по методичке партизанской борьбы. Это настоящий хардкорный симулятор герильи по всем правилам.

История новой части такова: по итогам оригинала 2012 года деятельность организации XCOM не увенчалась успехом; человечество проиграло в войне с пришельцами и капитулировало; в результате наступил новый мировой порядок, планетой правят инопланетяне. Режиму даже удалось убедить людей в обоюдной полезности такого союза и необходимости подчинения.

Само собой, все оказывается гораздо более мрачно, и пришельцы преследуют свои интересы, используя коренное население в качестве скота для опытов. Короче говоря, героям XCOM 2 предстоит не только воевать, но и пытаться всеми силами привлечь на свою сторону одураченных и запуганных гражданских.

В обучающей миссии внезапно оказывается, что у сопротивления еще остался козырь: тело в скафандре, которое 20 лет хранилось в каком-то маринаде на базе пришельцев. Не будет спойлером сказать что это и есть вы, то есть персонификация игрока — бывший руководитель XCOM, который точно знает, что нужно делать.
xcom 2 отвретительные мужики

Такая смена обстановки нужна не просто для ощущения новизны, но и для того, чтобы подготовить вас к главным и самым крутым изменениям, которые произошли в сфере тактики. Ключевая особенность XCOM 2 заключается в том, что игра будет посвящена партизанской борьбе, и это очень сильно отражается на сюжете, стратегии и особенно характере сражений.

Прятаться в окопах и вести позиционную битву — сложнее, чем в прошлой части: в XCOM 2 противник проворнее и умнее; он не будет ждать, когда его расстреляют из-за укрытий. Более того, пришельцы-колонизаторы по определению владеют лучшим оружием, и их всегда гораздо больше, чем бойцов XCOM. Вваливаться в здания без разведки и шмалять направо и налево теперь тоже не вариант — скорее всего, отряд порвут на первом же ходу.

xcom 2 отвретительные мужики

На миссиях постоянно снуют гражданские. Они даже могут помогать врагу!

Я не зря упомянул учебник Кароса Маригеллы по герилье: создатели XCOM 2 буквально до мелочей воспроизвели все идеи теоретиков. Ваше новое призвание — это не расшвыривать сектоидов смачными пинками, а стать неуловимым, невидимым и текучим, как ртуть. Даже база, согласно главному правилу партизанской борьбы, стала мобильной: теперь это не стационарный объект, а переоборудованный грузовой корабль пришельцев. Вы постоянно будете менять дислокацию, перелетая из региона в регион, скрываясь от неповоротливой тоталитарной системы.

Акценты теперь стоят
на большей подвижности и скорости.
Необходимо постоянно перемещаться
и шокировать врага, а рисковать персонажами
придется гораздо чаще.

xcom 2 preview disgusting men икс ком 2 отвратительные мужики первые впечатления превью обзор

Кроме этого, нам дают новое мощнейшее оружие: режим скрытности. Почти каждую миссию бойцы отряда начинают именно в нем, что кардинально меняет тактику. Теперь каждая вылазка делится на две фазы: в первой ваша группа аккуратно разведывает обстановку, выясняет примерное расположение врагов и важных мест на карте. И только затем вы по своей инициативе начинаете непосредственно сам бой. Причем экшн вспыхивает, только когда без пальбы вообще никак.

xcom 2 отвретительные мужики

Во время загрузок показывают арты в стиле пропагандистских листовок

Враги не стоят как болваны, дожидаясь когда партизаны нападут на них из тени. Солдаты патрулируют территорию, охраняют объекты, а иногда даже разговаривают с гражданскими (они еще и будут прятаться за их спинами, вот увидите). Лучшее, что только может быть — это устроить засаду и перебить врага буквально без выстрелов, но тот тоже не дурак, и переполошить противника довольно легко. Разбили окно, вышибли дверь или вступили на клетку, которую просматривает камера — и все, кто есть на карте, уже знают о вашем присутствии.

Противники стали гораздо умнее,
смелее, хитрожопее, и их навыки
могут превратить вашу вылазку в ад
с потерей половины отряда.

xcom 2 отвретительные мужики

Новый сектоид, который вылез сразу же после обучающей миссии, чуть не заставил меня поседеть. Он взял под контроль моего рейнджера, и это оказалось даже хуже, чем можно представить. Рейнджер подбежал к другому солдату вплотную и кинул себе под ноги гранату, убив и себя и товарища — классно.

Другие виды врагов тоже сделаны с умом и настоящим садизмом; вы будете ненавидеть и бояться каждого из них.
xcom 2 preview disgusting men икс ком 2 отвратительные мужики первые впечатления превью обзор

Например, кобра-мутант, которую многие уже видели в трейлерах, может просто уползти в кусты и охотиться на ваших бойцов, как в «Хищнике». Или вот еще один противник: «безликий» — адская тварь, кусок плоти, который маскируется под мирного жителя. Особенно страшные последствия от него могут быть в миссиях, где вы спасаете гражданских от расстрела; кто есть кто непонятно до самого последнего момента.

xcom 2 preview disgusting men икс ком 2 отвратительные мужики первые впечатления превью обзор

Персонажи и их роли в миссии тоже претерпели изменения. Опять же, по канонам партизанской тактики важнейшую роль начали играть быстрые и ловкие бойцы с дробовиками. Они же внезапно стали специалистами по скрытности и бою холодным оружием — идеальные мастера засад и ударов в спину. Еще одно изменение — боец поддержки стал не просто медиком, а хакером с собственным коптером. Возможности в плане саботажа и лечения делают его просто незаменимым. Кроме того, с учетом постоянных перемещений осложнилась задача снайпера, а с новой системой разрушений гранатометчик, как ни странно, перестал быть надеждой и опорой отряда.

Разрушаемость стала почти тотальной.
Уютно забаррикадироваться не получится
ни в одном здании: стены простреливаются,
ломаются, от крыш отваливаются куски бетона
вместе со стоящими на них снайперами.

xcom 2 отвретительные мужики

Отдельная тема — пожары, особенно на городских локациях. Возгорание — это одновременно и крутая возможность для партизан, и жуткая проблема. К примеру, используя гранатометчика на полную катушку и весело разбрасывая гранаты, я устроил такой мощный пожар, что в итоге сам не смог спастись. Ключевые выходы и переулки полыхали, и бойцы попали в смертельную ловушку: сзади бежал карательный отряд, спереди полыхало пламя. Враги, что характерно, очень боятся огня, и за их агонией всегда интересно смотреть.

xcom 2 отвретительные мужики

XCOM 2 выглядит очень крутой, динамичной игрой, которая никогда не дает расслабиться. Новые и очень необычные враги выходят на экран, едва вы научились устранять старых. Искусственный интеллект стал таким, что иногда ему удается действительно предугадать ваши действия и подловить так, что стыдно.

А главное: партизанская тематика с саботажами, ограблением конвоев и элитным бомжеванием в лесу раскрыта по максимуму, не упущена ни одна деталь. Здесь есть даже драматическое спасение раненых, политическая работа с населением и постоянный страх наличия крысы в своих рядах, которая в любой момент может сдать вас инопланетянам. 

  • gatereverser

    Очень правильно, что они решили дать жизнь новым идеям, а не тупо эксплуатировать франшизу и грести бабло. Ну, и на самом деле я уже очень давно, даже не пресловутые «джва года» ждал игру про сопротивление тоталитарному режиму в условиях полнейшего бомжевания и нехватки ресурсов/крутых пушек

    • Peter Salnikoff

      я так понял, будет похоже на xcom apocalypse, то есть новые идеи тут как обычно бывает — хорошо скомпонованные старые

      • gatereverser

        Ох, точно. Там же был культ Сириуса и постоянная грызня со всякими организациями и мафией

        • Peter Salnikoff

          сука 1997оооооой

          • lift-m

            А что, норм, виток почти в 20 лет… на рабочем столе тогда и сейчас иконки Кармагедона, Диабло и ИксКома :))))

            • Артемьев Дмитрий

              а еще и фоллаут 4 =

  • Alex Kholev

    «с новой системой разрушений гранатометчик, как ни странно, перестал быть надеждой и опорой отряда»

    Ну на первом прохождении так может и было, но потом брал максимум одного на миссию.

    • Я в предыдущем обожал с их помощью подавлять противника. Да и гранаты отлично подходят для выкуривания врага из укрытий.

      • Alex Kholev

        Я тоже так делал, конечно. При повторном прохождении захотелось тактику поменять, стал играть через быстрые забеги и снайперов. Выходит, прямо ко второй части готовился.

      • B1oodmage

        Такая тактика подходит только для городского и лесного ландшафта, но очень невыгодная вблизи и внутри тарелок, очень легко можно было повредить ценное оборудование. В конце с учетом уровней-тарелок и критического увеличения мощности гранатометов от нее вообще приходится отказываться.

        • Причём в новой части это ещё более ярко выраженно: гранатомётчик здорово помогает в уничтожении укрытий врага, но зачастую наводит слишком много шухера и устраивает слишком много пожаров. Всё же тут отряд партизан, им важнее неуловимость, чем грубая огневая мощь.

      • one

        ну там в Enemy Within есть мехи с огнеметами/гранатометами для выкуривания и прочего)

      • SV

        дадададад, а еще я последнего босса убил просто тремя выстрелами с гранатометов от трех хевиков

        • Здесь 3 выстрела мощных гранатомётов просто устроит ад и пожар на всю карту. Может все пришельцы сгорят, а может — ваш отряд.

          • Дмитрий К.

            О да,детка! Как я этого ждал)

  • Semen Polonskii

    Почти полгода жду, и когда осталось уже совсем немного, данная статья отлично разогрела интерес к игре перед выходом. Отличная статья, и порадовало что ввели систему ресурсов для базы ака элитное бомжевание в масштабе планеты. Спасибо за статью!

    • Сам дико угорел с неё, чем-то неуловимо даже напомнило недавний Hard West. Как минимум тем, что нужно безостановочно шевелить булками и часто стрелять навскидку буквально на шум и не видя противника.

      • Semen Polonskii

        Если сравнить c enemy unknown по сложности и разнообразию миссий как в целом?

        • Разнообразия больше и сложность выше, можно весь отряд потерять за один ход, потому что мудак-рейнджер случайно разбил окно. Но зато в самой миссии теперь можно сохраняться прямо во время битвы. То есть в целом как бы стало не труднее и не легче, просто по другому.

  • Puneen

    Вау, звучит очень сочно, наверное, самая «необязательная» для меня игра, которую я хочу. Надеюсь, таки выпустят на консольках.

    • Владимир Кауракин

      Вроде как не выпустят.

  • drygou_anon

    «Разрушаемость стала почти тотальной.»
    Наконец-то доросли до Ufo Defence.

    • drygou_anon

      А касательно партизанской войны: ее невозможно вести без поддержки, без союзников. Французкое сопротивление долго не продержалось бы без помощи англосаксов.
      Нет поддержки — нет сопротивления, зато есть Ангсоц и Партия.

      • Уэйд Уилсон

        ну так тайный совет иском как и раньше будет помогать и направлять

        • B1oodmage

          Так наша лавочка теперь на самообеспечении, разве нет?

          • one

            не совсем.
            плюс в каждом регионе надо установить связь с местной ячейкой сопротивления

          • Уэйд Уилсон

            http://www.youtube.com/watch?v=HVw-QOU06WU
            вот видео сам посмотри , Страны члены иском все так же дают денег только теперь их надо будет вербовать а на старте 1 страна будет в совете я так понял .

            • AlexDevillord

              Совет полностью перешел на сторону Адвент, кроме лысого. Он нас и поддерживает.

        • Владимир Кауракин

          Это же лысый из Brazzers! Вот он и спонсор!

      • Тут мы, фактически, живём на подаяния и подачки лояльного населения. Настоящий симулятор юродивых, в общем.

    • Viktor Zuev

      X-COM: Apocalypse

    • Oleg Khobotov

      Превзойти по возможностям классический XCOM у перезапуска вряд ли получится когда-либо, даже в следующих частях. Слишком сложно и комплексно для современного массового геймера.

  • Serj Nilov

    Cтатья заставила забеспокоиться. X-COM 2012 года был очень лояльный к рукожопам вроде меня. X-COM 2 по вашим словам — хардкор.
    П.С. Зато радует, что убрали взаимный засвет героев и врагов. Это выбешивало.

    • B1oodmage

      Насчет «лояльности к рукожопам» — на каком уровне сложности вы играли?

      • Роберт Аванесов

        Если уж он не любит сложности, наверное на легком? Я думаю и в XCOM 2 можно будет играть не по хардкору на изи и всё будет в порядке.

        • B1oodmage

          Не согласен, в XCOM не так все просто, можно и на сложном было, не теряя ни одного солдата, вдребезги просрать стратегическую часть.

          • Роберт Аванесов

            Ну…не Press X to play конечно, но когда начинаешь понимать как игра работает все становиться понятно и достаточно просто (на легком уровне сложности) опять таки. Но это моё мнение :)

      • Serj Nilov

        На минимальном, естественно. И перепроходил миссии с начала в случае потери хотя бы одного бойца.

        • B1oodmage

          Ну я ниже отписался просто про стратегическую часть, потеря бойцов и вся тактика одно, а не запущенные вовремя спутники и «кризис доверия» со стороны стран-спонсоров — совсем другое. И стратегическая часть гораздо более беспощадна к ошибкам, чем тактическая.

          • Serj Nilov

            А, ну с этим я справляюсь боль-мень. А в тактике полный ноль, хотя и обожаю её((( Прям как стелс.

    • Тут появился save/load в битвах, так что всё ок.

  • Konstructor

    Не хочу расстраивать автора, но во всех частях X-Com у пришельцев более совершенное оружие, они сильнее и их гораздо больше.

    • Peter Salnikoff

      вот это да, вот так неожиданное откровение

      • Serj Nilov

        Кстати правда, в статье это звучит как новшество.

    • А, ну да. Просто тут на это делается особоый акцент, типа, «даже не пытайтесь угнаться, просто воруйте трофеи и надейтесь на удачу». Да и разница между вашим оружием и оружием врага может быть реально кардинальной. К примеру, у них рейлганы, а у вас меч. Мечи против рейлганов, Карл!

      • Артемьев Дмитрий

        и какого хера ты можешь выиграть? *риторический вопрос, с воспоминаниями о копейщиках мочащих танки*

  • LeighT

    В версии для прессы был мультиплеер?
    У вам есть какое-либо мнение относительно него?

  • Никита Дронов

    Интересуют негативные последствия проигрыша битв. Насколько я помню, в первой части они были довольно серьезными. В продолжении с этим делом как?

    • lift-m

      Сейв загружаешь и всё.. O_o

      • Никита Дронов

        Не, ну save/load — это отдельная тема.

      • Дмитрий К.

        Сир, вы сейвскамер

        • lift-m

          И не стыжусь этого

    • Герой может быть ранен (это лечится) или даже получить психологическую травму. Последнее мне удалось вылечить с помощью удачно пройденной миссии. То есть взял психически тронутую бабу на задание, прошёл его вообще без потерь и ранений и рассудок к ней вернулся, лол.

  • Сиреневый барабан

    Дак, а когда ждать консольные версии ничего не говорят?

  • Как же я не люблю такое западло в сиквелах, когда ты в первой части жепу рвешь и типа, вроде победил, а во второй тебе говорят, что ты хуй и никого не победил на самом деле, все продули, всем хана.

    • B1oodmage

      Ты в первой части побеждаешь 1 (одного) Высшего Эфириала, понятное дело, что за кадром его друзья приехали разобраться.

      • так себе отмаза, если честно. Потому что просер тогда происходит между играми — и за что, спрашивается, мы боролись.

        • lift-m

          Это как в жизни, хотели как лучше, получилось как всегда……

          • Да понятно, и не в одной этой игре такое. Просто, ну ясное же дело, что планировали серию развивать, нельзя было что ли концовку первой части подвести к началу второй пологичней, с последним боем, который не выиграть, например — как в Halo Reach.

            • Peter Salnikoff

              Ну что за ворчание; вы же доподлинно не знаете, с чего именно начнётся вторая часть

              • Да не ворчание, просто распространенная фигня, которая раздражает.

        • B1oodmage

          Не между, а в финале 1ой части. В оригинальном XCOM ты уничтожал главную базу на марсе, а тут какой-то вшивый кораблью

          • Зря ты упираешься, потому что если не в даваться в мишуру, а посмотреть в общем: первая часть заканчивается неким хэппи-эндом, а вторая ставит перед фактом, что человеки проиграли.

            • Дмитрий К.

              Они говорили,что они отталиваются от момента ,что игроки чаще всего проигрывали в Х-Ком

        • Артемьев Дмитрий

          а то что ты побеждаешь (по воле геймдизайнера) противника, который, априори, умнее тебя, быстрее тебя, лучше вооружен, и их тупо больше, не смущает? окай…

          • действительно окай, если ты не понимаешь разницы

    • Serj Nilov

      Лабиринт отражений в этом плане жесток. Книга, которой не нужен был сиквел(

  • Это пека ЭКСКЛЮЗИВ или на консоли тоже будет, как прошлая часть?

    • Пока только пека.

      • Дмитрий К.

        От здания теперь можно не стенами без полов обрушить,а вместе с полами и деформировать их таким образом?

  • MyFreedom

    >»Разрушаемость стала почти тотальной.Уютно забаррикадироваться не получится ни в одном здании: стены простреливаются, ломаются, от крыш отваливаются куски бетона»
    Вот это больше всего интересует. Стены ломались и в прошлой части, дали ли возможность стрелять не только по врагам, чтоб к примеру ход себе проделать, или организовать амбразуру, чтоб стрелять в пришельцев в соседней комнате за глухой стеной

    • Тут немного по другому: если вашему персонажу виден хотя бы край ботинка врага, он может по нему шмалять. Даже если через стену, что влияет на шансы попадания, конечно.

  • maxim

    Ушёл читать Карлоса Маригеллу пока есть время.

    • Ирония в том, что его революция так и не состоялась, а сам он был застрелен полицией.

      • MichaelYea@JokepuncH

        «Поваренная книга анархиста» + бумажки Эрнесто Гевары, как вариант

        • Кстати, почему именно Маригелла, а не Че: Че был апологетом сельской герильи, тогда как Карлос — именно городской, которая впоследствии должна разжечь пожар уже вне мегаполисов. В XCOM 2 всё как раз по этой теории, да и не могло быть по другому в киберпанковом мире будущего.

  • outofusernames

    Сначала Логвинов, теперь тут еще. Как жить до 5го то?

    • Чтобы успокоить, напомню, что играл в превью. Оно по определению хуже, чем конечный продукт, так что вам достанется более качественная штука. Подождать того стоит.

  • Алексей Печнин

    честно говоря, это безбашено круто по описанию, но я верю в консольный релиз(((

  • Алексей Копаев

    все тоже самое можно было и про первый хсом написать..даже еще интересней. скрины правда похуже были бы. а вот и правда, шмалять в белый свет можно, или нет? это же чертовски круто было, стрелять наугад, разрушать препятствия из любого оружия, а не только взрывом, что, вроде бы, не любой мог сделать в последнем хсом.

  • MindFreak

    А если не знаком с серией xcom, с этой части начинать ? Или предыдущие прикупить сразу ?

    • Можно и не знакомиться с другими частями, оно отлично идёт и как вещь в себе.

  • Yobraza

    Чувствую, на самой высокой сложности и вкупе с режимом «Терминатор», разрыв жопы будет еще больше, чем в оригинальной игре (я имею ввиду Xcom 2012 года)

  • Anton Shevchenko

    Я конечно сейчас лютый говноед мб, но в
    контексте написанного предложение «Вы партизаните, орете на врагов, а
    ваши яйца съеживаются от волнения.» ну вообще из другого жанра. Как
    будто автор написал текст, а потом вспомнил, что пишет для DM и решил, что
    надо обязательно что-нибудь про ор и яйца.

    Все хорошо, но вот это резануло глаз.

    А XCOM топчик.

    • Самое забавное, что это — моя первая запись в черновике, которую я сделал во время игры. То есть это-то и есть самая естественная часть рецензии.

      • Anton Shevchenko

        Ну так ничего против не имею, все хорошо, просто стилистка изложения очень сильно отличается. Либо основной текст нужно «проперчить», либо вступление «погасить».. ну мне так кажется :)

  • B1oodmage

    Кстати, в подкасте поднимался как-то вопрос о Xenonauts, но, увы, мы знаем только то, что Петр не играл. На распродаже стоит взять?

  • Алексей

    А как быть с коллаборационастами? Отражена ли эта важная сторона партизанского ремесла? Можно ли расстреливать продавшихся инопланетянам мирных буржу… предателей, короче?