25 ноября скончался лидер Кубы Фидель Кастро. В отличие от других изданий, мы решили не вспоминать о его заслугах, а рассказать совершенно иную историю его страны. Островное государство, без сомнений, можно назвать «его собственностью». И в конце 80-х молодежи это не нравилось — тогда они решили, что «единственный выход — это смерть». Это только одна история о том, как мятежные подростки выбрали ВИЧ, лишь бы не выбирать Кастро.

фидель кастро умер или жив 2016 куба социализм ссср подростки молодежь рок музыка панки спид вич музыка история отвратительные мужики

С начала 60-х годов Куба выбрала путь сближения с СССР: однопартийная система, коммунистический строй и отрицательное отношение ко всему западному. К концу 80-х молодое поколение, выращенное кубинцами-коммунистами, разделилось надвое: часть поддерживала режим Кастро, часть — считала, что экономическая зависимость от «Советов» вредит развитию кубинского общества. Молодые панки и неформалы регулярно отправлялись в заключение: за открытое ношение американских флагов, высказывание критики по отношению к главе правительства или пропаганду западного образа жизни.

Параллельно в начале 80-х годов в национальных институтах США и Франции обнаружили ВИЧ. Позднее ученые интерпретировали, что развитая форма вируса влияет на иммунитет человека и приводит к другому заболеванию — СПИДу. Только к 1983 году исследования объявили, что инфекция передается через шприцы или анальный секс. Предположительно, она пришла из африканских стран, но к середине десятилетия начала планомерно распространятся по всей Земле. На Кубу вирус привезли солдаты, которые в 1985-86 годах вернулись со службы в Южной Африке.

фидель кастро умер или жив 2016 куба социализм ссср подростки молодежь рок музыка панки спид вич музыка история отвратительные мужики

В ноябре 1989 года в Берлине рухнула знаменитая стена, разделяющая столицу Германии на два противоборствующих лагеря — западный Берлин и советский ГДР. Фидель Кастро воспринял событие как сигнал о том, что вскоре поддержка со стороны СССР прекратится. Он объявил достаточно жесткий режим, названный Socialismo or muerte — «социализм или смерть». В кратчайшие сроки Куба, зависимая от русских сельскохозяйственных дотаций, перешла на пайки и внутренние запасы. Мужчины недоедали, люди стояли в очередях за товарами, а страна постепенно погружалась в упадок.

На фоне развития социалистического режима и усиления репрессий активизировались оппозиционные настроения среди подростков. Длинноволосые рокеры в кожаных куртках, взращенные на Ramones, Rolling Stones и Nirvava, попали под серьезный пресс со стороны государства. Покорные граждане называли их уродами — los frikis — а полицейские отлавливали, обрабатывали дубинками и отправляли в тюрьмы. Кубинское правительство воспринимало бунтарей и панков как угрозу правящему строю: некоторые из тех, кто посмелее, открыто выступали против коммунистических устоев на митингах.

Духовным лидером и главным панк-наставником для многих молодых людей стал Папо ла Бала (Papo la Bala). Его прозвали «кубинским Куртом Кобейном». Подростки всегда стремятся к нонконформизму и местные не исключение: они пытались выразить альтернативную точку зрения как угодно, лишь бы не поддаваться общему коллективизму. Они нашли вторую семью в небольших рок-клубах, которые регулярно «накрывали» стражи порядка.

Папо вместе с другими бунтарями носил ирокез и единственный из всех сделал татуировку с американским флагом на шее. Молодые протестанты воровали небольшие радиоприемники, залазили на крышу и слушали оттуда радиостанции Флориды, которые крутили Led Zepplin, Aerosmith или Iron Maiden.

Вместе с распространением ВИЧ, у Папо в голове родилась другая идея — выразить недовольство режимом через заражение смертельной болезнью. Он выбрал другой ответ в уравнении «социализм или смерть». Вместе с товарищами они раздобыли шприцы с кровью больных и демонстративно ввели себе в вены. Они приговаривали себя к неминуемой кончине только по причине того, что даже это считали лучшим выходом, чем жить в социалистической Кубе.

К концу 80-х заразились несколько десятков. К середине 90-х — больше сотни. По примерным данным местных врачей, больше двух сотен подростков намеренно ввели инфекцию себе в вены.

Из 25% проверенных граждан, среди которых были преимущественно работники здравоохранения и беременные женщины, зараженными оказались около 4%. Папо и другие просто не понимали, что это действительно серьезное заболевание. Они не знали и о путях распространения, поэтому передавали «смертельную карточку» своим подругам и друзьям по постели.

Однако не все зараженные были последователями панк-рокера. Некоторые искали лучшей жизни. И это первый и единственный раз, когда слова СПИД и жизнь упоминаются в одном предложении. Больных насильственным образом свозили в медицинские лагеря для того, чтобы предотвратить активное распространение вируса.

фидель кастро умер или жив 2016 куба социализм ссср подростки молодежь рок музыка панки спид вич музыка история отвратительные мужики

После 1989 года лагеря превратились в санатории: пациентам разрешали ходить на экскурсии каждый 21 день, но, главное, им позволяли слушать рок-музыку, давали апельсиновый сок и не запрещали обсуждать «запретные» темы. На обед иногда давали мороженое, а особенные клиенты получали цветной телевизор и даже кондиционер. В результате «узники» санаториев оказывались в лучших условиях, чем жители «свободной» Кубы.

Либеральные медики не только не запрещали слушать рок, они были не против импровизационных вечеров. Некоторые шустрые больные находили электрогитары, привезенные из Восточного Берлина, а другие мастерили барабаны из хлама на складе и микрофоны из картона и телефонных проводов. Такие концерты прославили западные санатории и привлекали тех, кто устал от аскетичной жизни в социалистическом коллективе. 

вичНо некоторых, вроде девушек, которые спали с несколькими мужчинами, приговаривали к тюремным срокам. Они получали до 10 лет заключения по статье «Распространение смертельного заболевания». Так как первые вспомогательные препараты появились только в 1998 году, многие «уроды» пожалели о том, что заразили себя СПИДом. В одном из санаториев к концу 90-х пять из 60 зараженных умерли. Остальные жили в муках, особенно от того, что понимали — в ближайшее время лекарства от этой инфекции не появится.