Великий мистик и вольнодумец Жак Огюст Симон Коллен де Планси написал первый вариант книги Dictionnaire Infernal («Инфернальный словарь») в 1818 году. Де Планси хотел собрать знания об астрологии, магии и демонах ада в некую единую, рациональную систему и описать ее так, чтобы это было интересно не только светской публике в мрачных парижских салонах, но и специалистам — клирикам католической церкви.

Фронтиспис к «Инфернальному словарю» де Планси 1863 года

Разумеется, и до него ученые умы пытались по мере сил классифицировать всякую чертовщину, но де Планси хотел написать максимально подробный трактат, в котором информация о всевозможных потусторонних явлениях была бы собрана буквально отовсюду: от древнейших протографов евангелий и старых сказок до новейших работ по богословию и самых современных переводов «Божественной комедии» Данте Алигьери.

В основу «Инфернального словаря» легла «Иерархия демонов» (или «Псевдомонархия демонов») Иоганна Вейера, немецкого врача и оккультиста, жившего за триста лет до де Планси. Вейер имел весьма специфические, но очень популярные в те времена взгляды — он считал, что за каждым проступком человека стояли различные демоны.

Мысль эта была глубоко языческой, однако суеверному люду она нравилась. Несмотря на то, что на воскресных проповедях святые отцы раз за разом напоминали пастве о всесилии Господа и его ненависти к язычникам, народ все-таки не спешил отказываться от собственных представлений о потустороннем — и от тех способов, которыми с незапамятных времен было принято избавляться от нечисти.

Иоганн Вейер

Вейер писал «Иерархию демонов», ориентируясь на «Молот ведьм» и религиозные трактаты, основанные на беседах не только с «одержимыми», но и с простыми немецкими крестьянами. В «Иерархии…» Вейер описал около семидесяти демонов, однако с изданием труда возникли проблемы. Авторитет врача был пусть и велик, но в работе он немного перегнул палку — вместе со способами борьбы с исчадиями ада Вейер подробнейшим образом описал и то, как их можно призывать в наш мир и использовать в собственных целях.

Естественно, Католическая Церковь тут же запретила «Иерархию демонов» и спрятала все изданные экземпляры на самых пыльных полках церковных библиотек, пока одна из этих книг через несколько сотен лет не попала к де Планси. Проделанная им работа по новой классификации демонов ада, магических упражнений и прочих потусторонних явлений в итоге получилась очень уж объемной — к 1863 году «Инфернальный словарь» пережил уже шестое издание, при этом с каждым переизданием де Планси добавлял в него все новые и новые главы. К примеру, в последней версии он включил в книгу главу, посвященную гаданию на птицах.

В Россию, однако, «Инфернальный словарь» попал гораздо позже — в 1877 году. Отечественным демонологам и оккультистам эта книга известна под названием «Сочинение господина Де Плансо. Тайны ада и его обитатели, или Книга злых духов, волшебства, ворожбы, гадания, заклинаний и пророчеств: репертуар демонов, ведьм, колдунов, привидений: словарь всего таинственного, сатанинского и сверхъестественного: с картинами. и пр».

Собрали из бессмертного произведения де Планси описания нескольких демонов, которые не в последнюю очередь именно благодаря «Инфернальному словарю» глубоко вошли в современную культуру. Многие книги, фильмы и видеоигры сегодня черпают вдохновение в работе де Планси, но важно отметить — книга не была бы так крута, если бы не великолепные иллюстрации, которые к «Инфернальному словарю» нарисовал не абы кто, а великий французский художник Луи Бретон. Просто посмотрите на этих жутких тварей — в гравюрах Бретона и сейчас есть какое-то потустороннее очарование.

Астарот

Есть мнение, что имя Астарот является неправильным прочтением множественного числа имени Астарта в Ветхом Завете (к примеру, 4 ЦАР. 17:10). Он описывается в различных источниках как один из семи главных духов ада, самый уродливый из всех. Иногда Астарот появляется перед людьми в виде дракона, чаще — в виде уродливого мужчины:

«Князь великий и могучий, является в обличий уродливейшего ангела (angelica specie turpissima), восседая на адском драконе и держа в правой руке гадюку. Отвечает, не лукавя, о прошлом, настоящем и будущем. Охотно рассуждает о творце духов, об их падении, о том как согрешили и были низвергнуты. Себя же самого не признает падшим. Наставляет в свободных искусствах. Экзорсист не должен подпускать его близко к себе, по причине невыносимой вони, им испускаемой. Потому экзорсист должен держать угли да золотое магическое кольцо, которое легко убережет его от вреда».

«Инфернальный словарь» де Планси, 1863 год.


Адрамелех

Среди демонологов и клириков бытовало мнение, что это божество когда-то олицетворяло солнце (в то время как параллельное ему божество, Анамелех, олицетворяло луну). В Ветхом завете сказано, что ему в жертву приносили детей. Является людям в виде мула или павлина. Ненавидит Сатану за то, что тот поднял восстание против неба раньше него. Восьмой из десяти архидемонов в поздней Каббале.

«Адский великий канцлер, главный смотритель за платьем верховного властелина всего ада, президент великого совета дьяволов».

«Инфернальный словарь» де Планси, 1863 год.


Адмусций

Герцог Преисподней, который выглядит как единорог, но перед людьми является в виде человека. Великий соблазнитель, покровительствует музыкантам и лжецам.

«Адский великий герцог. У себя в аду он имеет вид единорога, но когда его вызывают, оборачивается человеком. Когда ему прикажут он дает концерты, но при этом сам не является. Слышатся только звуки невидимых труб и других музыкальных инструментов. От его голоса деревья склоняются к земле. Он предводительствует двадцатью девятью легионами».

«Инфернальный словарь» де Планси, 1863 год.


Амон

Демонологи придерживались мнения, что происходит демон от бога Древнего Египта Амона или с карфагенского бога Ваал-Хаммона. Является одним из демонических принцев, прислужник Астарота. Знает все о прошлом и будущем, благоволит стремящимся овладеть сакральными знаниями о чем-либо.

«Маркиз (marchio) великий и могущественный; является в обличий волка, со змеиным хвостом и изрыгая пламя. Приняв облик человека, показывает собачьи зубы, а голову имеет как у ночного ворона (совы — nycticorax). Могущественнейший демон, он знает прошлое и будущее, иногда мирит поссорившихся друзей. Под его предводительством находятся сорок легионов демонов».

«Инфернальный словарь» де Планси, 1863 год.


Эфиальт

Маленький демон с мордой кота и крыльями птицы. По ночам садится на людей, приносит дурные сновидения, а также душит во сне должников.

«Инкуб, который душит сон. Древнейший из обманщиков, сидящий рядом с Сатаной»

«Инфернальный словарь» де Планси, 1863 год.


Эврином

Древний демон из языческих времен. Носит накидку из шкуры лисицы, в которую оборачивается по ночам. Грызет и терзает воров и заплутавших путников по лесам, питается падалью.

«Один из верховных демонов, князь смерти. У него огромные, длинные зубы и чудовищное тело, все покрытое язвами, а одежду ему заменяет лисья шкура. Он был известен язычникам. Павсаний пишет, что он питался падалью и мертвыми телами. В дельфийском храме имелось его изваяние, где он изображен чернолицым, с оскаленными зубами, как у голодного волка, и восседает на коже коршуна».

«Инфернальный словарь» де Планси, 1863 год.


Бельфегор

В древности раввины говорили, что моления ему возносят прямо в туалете (на гравюре демон сидит именно в туалете), а в качестве жервы ему отлично подходят экскременты. При этом Бельфегор является демоном изобретений и часто приходит к людям в образе молодой девушки.

«Бельфегор, господин зияющий, рот открывающий, нагой. Бельфегор, которого можем назвать Приапом, в высшей степени почитается женщинами по причине большой величины его полового члена».

«Инфернальный словарь» де Планси, 1863 год.


Асмодей

Демон Асмодей является самым свирепым из всех обитателей ада. Восходит к персидскому демону гнева и ярости Айшме (Эшме), а имя его якобы произведено от древнеперсидского aesmadiv (дух гнева).

«Сидонай, иначе Асмодай, великий король, сильный и могущественный, является о трех головах: быка, человека и барана. Хвост у него змеиный, изо рта он извергает пламя, а лапы имеет гусиные. Сидит на адском драконе, держа в руке копье и знамя. (…) Вызывая его, да будет экзорсист осмотрителен и да стоит крепко на ногах; коль скоро экзорсист увидит Асмодея в предвиденном обличий, да обратится к нему по имени и скажет: Ты истинно Асмодей. Тот не будет отрицать…».

«Инфернальный словарь» де Планси, 1863 год.


Бегемот

Демон чревоугодия и похоти, великий соблазнитель и ненасытный насильник. Считается, что в аду он заправляет деньгами и экономикой, а также является виночерпием у самого Сатаны. Источником вдохновения для образа Бегемота являются огромные африканские животные — гиппопотамы и слоны.

«Чаще всего нападает, используя обольщения сладострастия, которое ощущается в области чресел и пупа. Отличается замечательной силой и обжорством».

«Инфернальный словарь» де Планси, 1863 год.


Баал

«Первый король ада» с тремя головами: жабьей, кошачьей и человеческой. Лукавый демон, обманщик и главный богохульник, подбивающий на это людей.

«Он отличается хриплым голосом, славится как искусный боец. Тем, кто его призывает, он дарует хитрость, лукавство и умение становиться невидимым. Ему подвластны шестьдесят шесть легионов».

«Инфернальный словарь» де Планси, 1863 год.


Вельзевул

Повелитель мух — грешных душ, покинувших господа и ставших «женами» Вельзевула, одного из самых свирепых монархов ада. Он — воплощение отчаяния, ни при каких обстоятельствах его нельзя вызывать. Когда он призывается в мир людей, происходит какое-нибудь страшное событие мирового масштаба.

«Он невообразимо велик ростом и отличается угрожающим видом. Грудь и лицо у него вздуты, весь он черен как Мавр, покрыт шерстью, за плечами два огромных крыла. Будучи в гневе, он изрыгает пламя и воет как волк. Он является иногда вместе с Астаротом, который принимает в этих случаях образ осла».

«Инфернальный словарь» де Планси, 1863 год.

С оригинальным изданием «Инфернального словаря» 1863 года можно ознакомиться здесь.