Большую часть жизни я живу рядом с язычниками и, говоря нынешним языком, мне норм. Причем речь идет не о каких-то банальных неоязычниках или ньюэйджевых торчках-индуистах. И чтобы уточнить еще больше: я говорю не метафорически, и это не тот вид текста, в котором я иносказательно буду называть какую-то группу населения многобожниками и бичевать их пороки.

Речь идет о настоящих, олдскульных, натуральных язычниках — и их верования одновременно интереснее, банальнее и безумнее, чем вы могли себе представить. Попутно я буду приводить более-менее близкие культурные ассоциации, просто чтобы было удобнее и мне, и вам.

Марийцы

марийское язычество отвратительные мужики

Я живу в неприметном национальном регионе, который носит довольно нелепое для русского уха название Марий Эл и является родиной маленькой, но очень своеобразной нации марийцев. Чтобы не ходить вокруг да около скажу, что, во-первых, в сельской глуши до сих пор проживают люди, поклоняющиеся дохристианским богам, а, во-вторых, к ним относятся мои родственники по отцовской линии. В-третьих, надо отметить, что «сельской глушью» здесь можно назвать практически всю местность за пределами городов.

Чтобы понять местные обычаи и верования, нужно иметь примерное представление о том, кто такие марийцы, и каковы они. Народность относится к волжской ветви финно-угров, что делает их дальними родственниками финнов, эстонцев и венгров и более близкими — мордвы и коми. Как нация они сложились в неприветливой болотистой местности, окруженные татарами, русскими и чувашами, то есть не особо культурно близкими и доброжелательными соседями.

марийское язычество отвратительные мужики

Типичный марийский мужик смотрит на тебя как на рушла

Как говорил Монтескье, география и среда определяет характер народа. И вот вам самый показательный факт, который может здорово обрисовать его: жители соседних регионов, как я узнал совсем недавно, называют местных простым и емким словом «кереметь», чаще всего даже не зная, что оно означает. А означает оно у самих марийцев одновременно дьявола и болотный дух, вредный, хитрый и злопамятный. «Не ходи по болоту, Кереметь за ногу утащит», — говорила мне бабуля.

В целом, все не так плохо и не такой уж кереметь, но характер у местных и вправду тяжеловатый. Вспомните все негативные стереотипы о русских: неприветливые, мрачные, сильно пьющие и слегка одичалые. Все это — стереотипы уже самих русских о марийцах, хотя лично мне они больше напоминают своеобразных хоббитов, просто не в лучшие годы и не в лучшем настроении.

Местные и их верования

Выступление Александра Таныгина, верховного марийского жреца (хотя и не всеми признанного)  на фоне надписи «триумф Афродиты» — настоящий сюрреализм

Марийцы-селяне старшего и среднего поколений действительно во многом остались многобожниками, но на деле все осложняется христианизацией, которая идет здесь уже четыреста лет. Формально все или почти все являются христианами, и вопрос об обратном даже не обсуждается.

К примеру, мой дед часто упоминает о том, что они — христиане, причем самые настоящие христиане, более настоящих во всем мире нет. Что не мешает ему после службы в церкви пойти молиться в священную рощу Кӱсото и даже приносить там жертвы в виде птицы и баранов. То есть мы имеем дело с типичным двоеверием: христианство сверху и лютое почитание старых богов внутри.

марийское язычество отвратительные мужики

Как видно, противоречие жесткое и даже шизофреничное, но за столетия его удалось преодолеть. Молясь верховному божеству, которое носит имя Ош Кугу Поро Юмо (Белый Великий Добрый Юмо), или просто Юмо, марийцы верят, что это — тот же христианский Бог, просто у них он немножечко свой. А упоминания жертвоприношений в самой Библии довольно мощно укрепляет их в вере, что Господь очень любит баранье мясо и блины. В этом смысле местные двоеверцы похожи на кастанедовских индейцев яки, которые поклонялись Деве Марии, Иисусу и поедали священный галлюциногенный пейот, искренне считая, что ничего более христианского в мире просто не существует.

марийское язычество отвратительные мужики

Священная роща, как правило, выглядит как небольшой лес, оставленный прямо посреди урожайного поля.

При этом существует и немногочисленная группа так называемых «чимари», то есть абсолютных и непререкаемых язычников, которые отвергают любую связь с христианством, принципиально не крестятся и негативно относятся ко всему, что навязано русскими иноверцами. Они стараются сохранить обряды и религию, которую называют «Марий йӱла», и в целом очень скрытны. Таких я встречал довольно редко, они есть и среди моих родственников, но по причине того, что я не владею марийским, их отношение ко мне, мягко говоря, специфическое.

В целом, марийцы не такие уж ксенофобы, они скорее мизантропичные космополиты и в равной степени не любят всех подряд вне зависимости от расы, веры и так далее. Разумеется, кроме жителей соседних деревень — тех они не любят гораздо сильнее. Но что касается религии, все довольно жестко и безальтернативно: не будучи чистокровным марийцем, попасть в священную рощу, например, почти невозможно.

Что представляет собой марийское язычество

марийское язычество отвратительные мужики

Эта разумная и терпимая вера, тем не менее, требует жертв. Осокин с довольной улыбкой рассказывает, в какой ужас приходили православные миссионеры, обнаруживая за околицами зажиточных и красивых, как с пасторальной картинки, марийских деревень настоящие капища:

— А там жрецы в белых одеждах, летят пух и перья, бьют птицу и скот, хлещет кровь!

Я, конечно, не Фрэзер и даже не Элиаде, но кое-что описать и проанализировать все же могу. Как устроена марийская религия? Здесь есть несколько ключевых вещей: священные рощи, жрецы и культ Юмо.

Священные рощи — это, фактически, храмы и заповедная территория, в этом марийцы напоминают кельтов с их священными лесами. Здесь проводятся обряды, читаются молитвы и приносятся жертвы, в наше время — съестные припасы и «арака», то есть самогон. Достоверных сведений о человеческих жертвоприношениях, к счастью, нет, хотя в XIX веке процессы о ритуальных убийствах проходили над мордвинами с их похожей мифологией и верованиями.

Жрец религии, «карт», исполняет довольно предсказуемые функции наставника и более сведущего посредника между миром людей и богов. Как и все жрецы, они имеют необъяснимое пристрастие к странным шапкам. Юмо, как я уже сказал — верховное божество марийцев, которое вобрало в себя представления о Боге от русских и даже об Аллахе от соседей-татар.

марийское язычество отвратительные мужики

Определить священнослужителя всегда легко по странной шапке

По всей вероятности, уже к приходу русских марийцы находились между многобожием и единоверием, то есть по их представлениям верховное божество является всезнающим, безличностным и как бы разлитым по всей вселенной, а другие боги являются чем-то вроде его заместителей. В то же самое время, Юмо имеет свой характер, норов и даже внешний вид и как бы некую подслеповатость к людским делам.

Все, что я тут рассказываю звучит слегка по-лавкрафтовски: одни из последних в Европе настоящих язычников, жертвоприношения и прочее — но на деле это не так жутко и мистично, как может показаться на первый взгляд. Человек осмысливает божество, перенося на него свои представления о власти. Он экстраполирует их и доводит до предела: китайцы считали верховное божество императором, скандинавы эдаким верховным вождем-конунгом и так далее.

марийское язычество отвратительные мужики

Котлы для варки приношений на священной горе Чумбылат

В представлении марийцев, Юмо — это нечто вроде сельского старосты, но в масштабах Вселенной. Он повелевает всем и знает все, но при этом он же своеобразно хитроват, любит, когда люди обращаются к нему за помощью, а также ценит вкусные подачки и даже самогон.

Кроме того, Юмо строг, справедлив и по какой-то причине обожает танцы и блины. Короче говоря, больше похоже на председателя колхоза, чем на трансцендентную сущность.

В общем, при всей экзотичности, марийское язычество — это такая милая сельская религия, где все по-своему просто, по-деревенски рационально и уютно.

Оно и понятно: у пахарей, охотников и скотоводов не было времени и сил на то, чтобы создавать развитую и сложную мифологию. Религия должна была быть полезной и понятной, как соха или молоток, и делать жизнь трудяги хотя бы немного слаще и осмысленнее.

В завершение расскажу три типичных истории. Все они, так или иначе, связаны с похоронами, но это нормально: похороны — чуть ли не единственный случай, когда огромная масса родственников собирается вместе.

История номер 1. Похороны прабабки

Моя прабабка умерла в 95 и поэтому считалась чем-то вроде местной реликвии. Перед смертью она завещала, чтобы ее любимый правнук, то есть я, ехал на кладбище на ее гробу. Всем идея показалась просто отличной: так я непременно унаследую ее долголетие. Мне было 5 лет, и я помню этот день до сих пор — реально жуткое переживание.

Другая часть тех же похорон: был пойман огромный черный петух, ему отрубили палец и этим обрубком на стыке гроба и его крышки начертили несколько крестов.

Как я понимаю, чтобы бабуля не возвращалась.

История номер 2. Похороны кузена

Тяжелая история: двоюродный брат, у которого были проблемы со здоровьем, решил вопрос просто, спрыгнув с крыши многоэтажки. Его смерть была экстраординарной, поэтому его не только не хотели отпевать в православной церкви, но и родственники решили провести обряды по-максимуму.

Во-первых, каждый из пришедших должен был принести какой-нибудь алкогольный напиток и вылить в общую банку (об этом ниже). Дальше: самый дальний родственник из присутствующих должен был надеть вещи покойного и ходить в них большую часть дня. Этим родственником оказался русский паренек Вася из Сибири, муж одной из кузин.

Как вы понимаете, Вася был не просто шокирован, но натурально боялся, что мы все тут — сраные сатанисты и теперь похороним его вместе с усопшим. В конце всех мероприятий родственники вышли и разожгли прямо во дворе спального района огромный костер, где и сожгли эти вещи.

Уже у костра было необходимо отпить из банки с общим алкоголем и обмазать им себе веки. Это было одновременно отвратительно и смешно, так как бурда получилась немыслимая: один из пришедших, недавно откинувшийся зэк Коля, принес коктейль «блейзер».

Зрелище полусотни людей, жгущих одежду в костре и обмазывающихся алкоголем, смутило соседей настолько, что они на всякий случай сообщили полицейским. Но те и похлеще вещи видали, сами понимаете.

История номер 3. Прогулка по кладбищу

В любой культуре есть специальные люди, которые отвечают за преемственность культурных кодов. Среди нашей родни такой человек — моя тетушка. В ее обязанности входит очень важная, но редкая в наши дни процедура: во время посещения умерших на кладбище она обязана обходить могилы, читая определенные формулы.

Суть в том, что никто не должен располагаться у могил для поминовения до тех пор, пока человек вроде моей тети не обойдет все могилы и не поприветствует лежащих в ней. Формула не особо четкая, все делается приблизительно: приветственные слова вслух и обязательные подробные рассказы с новостями из мира живых.

Так, к примеру, рассказывалось даже о том, что я поступил в аспирантуру, и все в таком духе. Рядом с могилами полагается обильно есть и выпивать, а также веселиться и травить интересные истории: усопшие жаждут убедиться, что у живых все хорошо, сытно и весело, грустных людей осаживают и уговаривают хотя бы изобразить бодрый настрой.

марийское язычество отвратительные мужики

Когда читаешь о подобных доисторических обрядах, происходящих на Борнео, в Индии или Гренландии, они всегда воспринимаются как великолепная и чарующая экзотика. Когда являешься свидетелем чего-то подобного, да еще и с детства, то все кажется просто неимоверной дикостью; происходящее кажется глупым и пугающе иррациональным, хочется быстрее убраться подальше.

Контраста религиозным обрядам марийцев добавляет их обыденный контекст: описания марийских традиций рисуют в воображении что-то загадочное и древнее, хотя на самом деле многое происходит во дворах панельных домов, неподалеку от футбольных коробок — горит костер, стоит жрец в странной шапке, на гробу с начертанными на нем странными символами куда-то едет человек.

  • Yuri Krasavin

    Николаса Кейджа по весне не сжигаете?

  • Vanechka

    Совершенно адовейший материал.

    • Владимир Кауракин

      Реально крипи шит.

  • Молодой бог

    Спасибо, познавательно и с юмором. Начал свое утро с отличной статьи.
    Выловил тут парочку, как всегда.
    >одскульных

    >иметь примерно представление

  • Станислав

    Спасибо

  • Максим Фомин

    Если не ошибаюсь это у марийцев рождение ребенка горе, типа родился на земные муки

    • Да неее, очень радостное и праздничное событие: новый работник родился же. Причём, в отличие от большинства сельских культур, нет разницы мальчик или девочка, рады вообще всем, бухают и пляшут всей деревней. Всё же марийцы — вымирающий народ (хоть их и больше полумиллиона, сейчас это ещё более актуально.

    • А про земные муки — что-то подобное у бурят, с которыми мне тоже довелось немного пожить. Всё же они буддисты и это оказывает определённое влияние.

      • Dmitry GR

        Анонс новой статьи?)

        • Нет, к сожалению. Я мало с ними общался, что характерно, тоже на похоронах. Такая, вот, закономерность.

          • Dmitry GR

            Жаль.. а я хотел уже подискутировать на предмет превалирования буддизма над местными верованиями в Бурятии.

            • Мало что знаю об этом. Но вообще, буряты мне показались очень позитивными ребятами, хотя и вправду диковатыми.

  • Dmitry GR

    Владимира статьи, как со сгущенкой блины (которые возможно тоже любит Юмо) — вроде стоит перед тобой целая тарелка, начинаешь уплетать, забываешь обо всем, приходишь в себя через некоторое время — блинов нет, ты испытал трансцендентное удовольствие, и, мать его, хочется еще, но ты точно не знаешь, когда получится еще так круто пожрать. ЭТО Я К ТОМУ, что как всегда лучший материал и знак качества.

    По поводу самой темы, если позволите. Я сам человек южный, но так вышло что обитаю сейчас в Татарстане. Поездил, тоже повидал местных «священных рощ», которые выглядят абсолютно так же, как на фото, только служат местом сбора на Сабантуй — праздник, с вполне себе языческими корнями. Вроде и у марийцев есть его аналог. Раньше я особо не задумывался над всей этой темой, да и подвергать себя культурной адикции тоже не хотел, но статья заставила задуматься: а точно ли во всех этих глухих деревнях во время Сабантуя только пляшут, едят, да забавами себя тешат? В общем, буду разбираться.

    Спасибо за классное и умное чтиво.

    • Mark Quincy

      Сабантуй это не языческий праздник, может быть корни у него такие, как у большинства исторически сложившихся праздников, но это просто день празднования окончания весенних работ. Люди жрут, пляшут свои хороводы и играют во всякие игры. Ритуальных огней там нет. Сколько видел и участвовал в сабантуях.

      • Dmitry GR

        Да, безусловно, сейчас и ближе к городам все цивильно. При том что, Сабантуй вообще сейчас стал праздноваться чуть ли не по всему миру (само собой там, где есть общины). Но, я был в такой дикой глухомани, из десятка покосившихся сараин, где бабушки и дедушки не то что по-русски не говорят, их татарский не может понять даже мой напарник-татарин. И во что они там верят тоже хер поймешь. И там тоже есть вот такие вот рощицы.И что там происходило, когда эти аксакалы были молоды, одному Перуну (см. любое языческое божество) известно.

        • Но вообще, татары, хоть и живут в сыром болотистом Поволжье, всё же остались южными людьми по происхождению. Их эмоциональность, веселье и нахрапистость очень сильно контрастируют с замкнутостью и недоверчивостью марийцев.

          • Dmitry GR

            Таким образом, жанр, который может иллюстрировать особенности Марий Эл — это мистический нуар?)

            • Хах, да, примерно так) С элементами бытовухи.

              • Dmitry GR

                Назовем это этническими элементами)

              • Алёшенька-сынок

                и бухла

            • sergius_l

              Мистический ноктюрн — еда + секс

    • Марийский аналог — «Пеледыш пайрем», то есть «праздник цветов». Сабантуй — из той же серии, только он более окультурен и принят исламом татарстана.

      • tramvaev

        А, теперь вижу что за Пеледыш такой.

    • Алёшенька-сынок

      Он любит только марийские коман мелна или как-то так они называются.

  • Mark Quincy

    Отличная статья, как всегда) Больше жизненных историй!

  • Igorjan Mukhamadiev

    Первый раз пишу комментарий, не могу удержаться. Отличная статья, особенно великолепны истории. Я, как живущий в соседней с черемисами республике, оценил и аплодирую. Спасибо Вам, Владимир!

    • Спасибо, если бы не читатели, не старался бы.

    • Владимир Кауракин

      Судя по имени, татарин? У вас же там тоже в сёлах творится всякое интересное и странное.

      • Igorjan Mukhamadiev

        По фамилии :)
        Да, но живу я сейчас в Чебоксарах, Чувашия. Чуваши, как любая малая народность, те ещё шовинисты. И больше чем татар они не любят марийцев. Говорят, что у марийских женщин «п..да поперёк». Не знаю, откуда такая нелюбовь.
        Насчет татарских сёл не знаю. Только знаю, что все любят конину и не едят свинину. Тут я согласен, конина очень вкусная и полезная.
        Про язычников: по материнской линии прабабка была удмурткой и фанатичной язычницей. И она гадала на костях. Реально был мешочек с какими-то косточками. Жаль, я тогда был очень мал, сейчас бы расспросил, что к чему. Вообще, удмурты очень трепетно относятся к своим корням. Молодёжь по своей инициативе учит язык, вносят этнические элементы в повседневную одежду, фестивали проводят. Прикольно.

  • Taras Plugin

    Владимир, соболезную вам. Кататься на гробу верхом — это полный пиздец.
    Статья как всегда отменная. Писать об истории так как вы уж точно никто не умеет

    • Спасибо, зато есть вариант, что проживу до ста лет. Ну, мало ли, вдруг работает.

      • Mark Quincy

        Напиши потом если доживешь))

        • Teldarin

          Зачем тебе? Ты то не доживёшь.

    • Vasiliy LiGHT

      Полный пиздец как для христианина?

      По мне так норм.

      • Taras Plugin

        Как для маленького 5 летнего мальчика. Для справки, я атеист

        • Vasiliy LiGHT

          Пятилетний мальчик атеист? Эм.. нуу.. ладно, пойду тогда

  • qwind

    Интересно что на казахском, турецком и должно быть ещё на других языках тюркской группы — арак — водка.

    • На татарском тоже похоже, от них и название: забавно, что крепкие спиртные напитки сюда впервые пришли от мусульман-татар, а не от русских.

      • Максим Фомин

        Джабир ибн Хайян придумал дистилляцию и споил арабов крепким алкоголем, и чтобы прекратить безобразие пришлось в исламе законодательно запретить пьянство

      • Алёшенька-сынок

        Дак и в приветствии «Салам лиже» первое слово арабское и пришло, скорее всего, от татар.

    • Владимир Кауракин

      Так это тюркское название и есть. От турков пришло.

  • Semen Polonskii

    Отличная статья. Предлагаю сделать цикл статей о каждом регионе и особенностях народностей, проживающих там. Поволжье, Кавказ и другие.

  • Никита

    Интересная статья. У нас с рядышком с областью тофалары живут.

  • Laslo.K

    Отличная статья, спасибо

  • tranquillum

    Интересно, спасибо.

  • el_parasito

    Какой-то Иннсмут, пацаны. Мне страшно.

  • Отличная статья, спасибо.

  • Губернатор Испании

    >пристрастие к странным шапкам
    >Определить священнослужителя всегда легко по странной шапке
    Да шапки и шапки, что в них странного? Чем она сильно отличается от обычной пастушьей шапки?

    • Здесь пастухи не носят таких шапок. Только карты. Да и на многих из них нарисованы какие-то символы: http://blagovest-info.ru/images/Yakimov.jpg

      • tramvaev

        RPG научили меня, что обычная шапка, но со странным символом — это явно шапка с магическими эффектами.

    • SinisterTwister

      Православные священники тоже любят необычные головные уборы. С крестами на макушке. Складными даже иногда.

    • Алёшенька-сынок

      на «пирожок» похожи эти шапки! =)))))

  • TonyGreen

    True Detective season 1

    • Teldarin

      Слава Каркозе, мяса для желтого короля!

      • SinisterTwister

        При словах про Желтого Короля я почему-то вспомнил про Жреца в Желтой Маске…

  • Анатолий Дадабаев

    Отлично, живо, интересно. Грац

    • Спасибо, главное что жиза-прежиза, как говорится.

  • Andrey Chekmaryov

    Отличная статья. Спасибо!

  • Yakovlev Yegor

    Упоительная статья. Спасибо, Владимир.

  • Teldarin

    Офигеть, так вот почему ты интересуешься всякими жуткими историческими событиями и прецедентами — ты сам кусок такого прецедента.
    Офигеть культ жутких богов, я конечно знал про марийцев (и сам на половину мордва, что означает — мои предки могли зарезать какого-то Васю и сжечь его на костре вместо одежды), но такое…

    • Согласен, городская жизнь с её мерзостями хотя бы честна: вот они все, на поверхности плавают. Сельская же весьма закрыта, а творятся там вещи не лучше.

  • Алексей

    Материал обстоятельный и годный — зачёт.
    Чего только у вас там в России нету, не перестаю удивляться.

  • b1rk4rt

    Сейчас живу в Йошкар-Оле, столице. Сам не местный, поэтому ощущаю себя персонажем игры Call of Cthulhu: пейзажи мрачные и неприветливые, как и люди. Статья похожа на выдержку из National Geographic, а ведь до Москвы всего ничего. Забавно

    • У нас тут один из высочайших уровней самоубийств в мире. Welcome!

      • b1rk4rt

        Правильно! А что еще делать здесь?
        «И скучно, и грустно, и некому морду подать».

      • tramvaev

        А есть какой-то местный лес самоубийц, как в Японии?

        • b1rk4rt

          Андрей, вокруг одни леса и все они самоубийц

          • tramvaev

            Звучит очень круто (в пределах моего мировосприятия). То есть наверняка вполне реальны истории, где типа пошли гулять в лес и нашли жмурика?

            • MadSeaCat

              Такой расклад может быть где угодно, даже на юге страны, в лесополосе, среди бескрайних полей.

              • tramvaev

                Не уточнил один момент, я имею в виду, что такими историями не удивить в тех краях. А так-то да, сам даже был свидетелем.

            • Алёшенька-сынок

              его быстро звери съедят.

        • Алёшенька-сынок

          нет, конечно.

      • Pavel Ovchinnikov

        А я думал, это только в Удмуртии так)

      • Омский Жжец

        Ритуальных?

        • Алёшенька-сынок

          Нет, ещё одной наследственной от монголойдов вещью является проблема усвоения и переработки этилена марийскими организмами. Поэтому марийцы достаточно легко и быстро спиваются. Что приводит к самоубийствам.

  • tramvaev

    А что такое Пеледыш? Звучит очень прикольно!

    • ПелЕдыш — это «цветок». Соответсвенно, «Пеледыш пайрем» — «Праздник цветов».

      • Алёшенька-сынок

        Мне в Килемарах в детстве всю физиономию местные мальчишки разукрасили на этот праздник. Так что у меня с ним гадкие ассоциации.

  • doctor_mee

    А я-то думаю, чего у товарища Бровина каждый раз такие тексты выходят, сверхестественно хорошие…

  • Viktor Zuev

    Да что там Марий Эл, когда у нас в Москве в прорубь на крещение прыгают, а рядом ГИГАНТСКИЙ КРЕСТ ИЗО ЛЬДА. Статья отличная.

    • Хех, спасибо)

    • Safin Ilnar

      В Казани точно так же =)

      • Igor Arsentyev

        В Казани много христиан?

        • Алёшенька-сынок

          Шутите? Масса.

  • Белый Штурмовик

    Финно-угры? Судя по лицам больше похожи на татаро-монголов.

    • Алёшенька-сынок

      У марийцев очень распространён эпикантус, который вообще-то является характерным для монголойдов, так что не удивляйтесь. А так, да финно-угры.

  • pxgxsx

    Статья интересная, но многое сильно преувеличено. Для того чтобы стать свидетелем хоть чего-нибудь из перечисленного нужно очень постараться. Я, например, хоть и являюсь коренным жителем, за 30 с лишним лет ни разу у нас не видел ничего подобного. Возможно, для этого нужно найти людей, которые занимаются такими вещами. Скорее всего их очень мало осталось. Большенство относится к традициям предков не серьезно, стесняются говорить на родном языке. Очень сильно влияние русского населения. Я думаю это происходит повсеместно в стране со всеми народами.

  • Ксения Аникьева

    Сначала хихикнула над некоторыми показавшимися странными моментами.
    Потом попыталась представить, как со стороны выглядят привычные мне якутские обряды вроде алгыса. Если смотреть со стороны, то звучит и правда диковато.

  • Антон

    Реально интересный материал, спасибо.

  • Igor Arsentyev

    А у меня дед был из них (языческих народов), чуваш. Жаль, что не знаю ничего практически из его жизни на родине. Вообще последние исследования отчетливо дают понять, что русские и есть компот из всех этих финно-угорских и прото-тюркских народов, ну и на западе страны заметная доля славянских генов. Один родитель — мариец, другой — эрзя, на выходе дети у них «русскими» становятся. И у меня также. На территории Москвы было несколько народностей, которые практически полностью исчезли. Но каким образом? Попросту все со всеми перемешались. На юге у нас у каждого третьего то армяне в роду, то греки, то украинцы у каждого первого практически, но все русскими себя считают. Национализмом у нас в стране глупо заниматься, взывая к РУССКИМ СЛАВЯНАМ, ибо 3/4 в нашей стране ими не являются и христианами стали не так давно по историческим меркам. Чувствую конечно, что за такое высказывание получу много гневных ответов поцреотов СВЯТОЙ РУСИ.

    • Омский Жжец

      СВЯТАЯ РУСЪ это миф, успокойтесь уже

    • Алёшенька-сынок

      Есть генетические исследования, показывающие офигительную гомогенность русских (великоросов, малоросов, белорусов) и поляков. Немного отличаются жители Северо-Запада, там немного больше скандинавской, балтийской и финно-угорской компонент. Поэтому важно не только, кто смешивался, но как и что получилось в результате.

  • Ise

    без обид, но Владимир Бровин — лучший автор тут! каждый раз с удовольствием читаю

  • Alexey A. Kozak

    отвратительная и мерзкая статья… красной нитью через нее проходит пренебрежительное, и даже, я бы сказал,уничижительное отношение к обычаям и традициям собственного народа… это ужасно и отвратительно.

    • То ли дело вы. Много ли мёда принесли в этом году в дар Перуну?

      • Alexey A. Kozak

        поверьте, достаточно. я, правда, с моей профессией больше Сварога чту- чаще к нему обращаюсь… но и других богов не забываю… https://vk.com/club_hrc

      • Alexey A. Kozak

        кстати, странная шапка у меня тоже есть, но я ее только в ритуальных целях надеваю…

    • Moran

      Так и нужно относиться к обычиям, потому что 99.9% из них идиотские.
      В остальных случаях надо ехать в Слободу к Стерлигову и жить там, а не сидеть в богомерзком бесовском интернете.

    • Омский Жжец

      Ну ты просто долбоёб и быдло, понятно же

    • Алёшенька-сынок

      Это объяснимо: это не его народ, он с этим народом себя не идентифицирует.

  • Валерий Васильев

    статья насмешила ))) автор — жалок )) из кожи вон лезет, пытается всем (себе?) что-то доказать )))

    • Омский Жжец

      Пошёл нахуй, мудила

  • Алёшенька-сынок

    Странно, что чел не пишет, что черемиса на всех этих гулямбах упиваются в такой хлам, что спят вповалку, а потом ссутся и срутся под себя, не просыпаясь!

  • Svetilo

    меня еще когда-то впечатлил фильм про Марий Эл https://www.kinopoisk.ru/film/653689/

  • Natalia Ilminova

    Владимир, а вы сами в священных молениях участвовали? Может быть, сможете подсказать, к кому обратиться? Хочется увидеть своими глазами.