В кадре – фасад Московского Манежа. На заднем плане видно, как ко входу в здание периодически подъезжают черные Мерседесы, откуда выходят наряженные в смокинги звезды отечественной культуры, держа за ручку утонченных леди. Мимо проходит министр культуры Мединский. На переднем плане – специальный корреспондент Александр Гордон. Вместе с оператором он медленно шагает мимо аккуратной очереди из вежливых и приветливых джентльменов в смокингах и дам в вечерних платьях, выстроившейся на вход в Манеж, и начинает репортаж: «Известно, что игры давно превзошли кинематограф хотя бы в количестве и качестве выразительных средств…»

Далее – часовой спецрепортаж с привлечением знаменитостей. Вот Гордон садится за кофе с Кеном Левином. Пока за их спинами высокие гости, готовясь к балу и попивая дорогое вино, с задумчивыми и печальными лицами проходят от одного демо-юнита (с игрой Gone Home) к другому (с игрой Dear Esther), сдержанно жестикулируя и обсуждая увиденное, Гордон и Левин заводят возвышенный и трогательный разговор о метафизике, религии и теории струн.

6012523867_2baa4ab523

Фаст-форвард – и вот уже сменивший Гордона Владимир Познер проходит по красной ковровой дорожке к стенду Konami, где его ждет, кланяясь, Хидео Кодзима. Завязывается диалог о глубоко противоречивой эстетике СССР и ужасах холодной войны. Затем Познер садится за круглый стол с Эдом Буном и рассуждает о природе насилия и философской сути феномена Fatality; разговор заканчивается, конечно же, опросником Марселя Пруста.

Кульминация репортажа – интервью с Никитой Михалковым, который лично явился в Манеж на Игромир. Никита Сергеевич, растолкав джентльменов с пенсне и в бабочках, подходит к камере, поправляет усы и взволнованно говорит: «Да что же это такое-то, ребятки мои дорогие, а? Я уже человек не молодой, а только сейчас понял, какой ерундой я всю жизнь занимался. Зачем я вообще пошел в этот кинематограф? Надо было игры, ИГРЫ надо было делать! Какая экспрессия! Какое пространство для творческого самовыражения!..»

Press

«Александр Гордон, Владимир Познер, 5 октября, Москва, Россия. Специально для воскресной программы Время».

RIA-315577-Originalc2

А теперь давайте попробую вкратце про реальность (не искривленную). Уже несколько часов в интернете слышится стенание по поводу вот этого сюжета в «Вечернем Урганте» на Первом канале про прошедший Игромир. Посмотрите, там местами смешно. Дескать, выставили всех геймеров дебилами и задротами, сволочи; на самом деле на Игромире все не так; и зачем только Первый туда позвали; и т.п.

Игромир всегда был, есть и будет мероприятием про гиков. (Как, кстати и Comic-Con, причем даже в большей степени – и поэтому я очень рад, что Комиккон в России состоялся, и очень успешно.) И это замечательно. Игромир – это празднование гиковства. Это выставка для тех людей, для которых игры – большая часть жизни и которые находят в них нечто большее, чем просто времяпрепровождение. Такие люди должны быть, и их должно быть много, чтобы индустрия (да черт с индустрией; чтобы субкультура) была полноценной.

Если вы всерьез переживаете, что к играм кто-то относится не как к Искусству на Сложных Щах, являющемуся частью мировой массовой культуры, то вам надо повзрослеть. Начнем с того, что дело в самих играх. Игры всегда были и будут субкультурой. Да, дорогой, богатой, суперпопулярной, но субкультурой. По сути своей. Это нормально. Это игры. Это развлечение про кнопочки, геймпады, механики и красивые вымышленные миры. Если попробовать убрать из игр субкультуру, то игры исчезнут в том виде, в каком они нам с вами нравятся. Те люди, которые сейчас с пеной у рта носятся по твиттеру и жалуются о том, что Первый канал оскорбил и исказил – эти же люди первыми проклинают и принижают как раз те игры, которые минимально гиковские и максимально мейнстримовые – мобильные, социальные игры и им подобные. То есть вы, друзья мои, хотите, чтобы ваши игры были про монстров из космоса; про тактику со стратегией; про большие пушки и кровищу. Вы хотите, чтобы от вашего любимого, дорогого, трогательно гиковского развлечения убрали свои грязные руки те люди, которые его стремятся «опошлить». Которые хотят сделать его понятным аудитории Первого канала.

80752944

Я играю в игры с детства и в том или ином виде буду играть в них, наверное, до глубокой старости. Как и большинство моих знакомых и друзей. С семьями, женами/мужьями, детьми и хорошей работой. Просто потому, что игры – это дико круто. И меня вообще не парит, что об этом думает Первый канал или кто-то еще. Так почему это так парит вас?

Взросление индустрии – это когда она не просто понимает, что она вот такая, гиковская, субкультурная; когда она этим до определенной степени гордится. Когда Gamescom собирает 335 тысяч фанатов игр со всей Европы. Когда на Игромир и Комиккон приходит 157 тысяч человек, заплативших немалые деньги за билеты, и прекрасно проводит время. Вот это – взросление индустрии. А не разговоры о метафизике за бокалом вина. К играм на сложных щщах относятся преимущественно сами игроки; людям вне субкультуры это никогда не будет понятно. Вам от этого, как человеку, причисляющему себя к игровой субкультуре, жарко или холодно?

И самое главное – ровно то же самое происходит во всех значимых субкультурах вокруг нас. Или вы думаете, что Первый канал как-то иначе осветил бы, например, футбольный матч Спартак – ЦСКА, толпы пузатых болельщиков с дудками и карланов на трениках? Они точно такие же гики, которые искренне считают свое увлечение главным в жизни. Или нам как-то иначе рассказали бы про концерт группы Metallica? Туда ходят тысячи психов в косухах с длинными волосами и обрыганов с пивасиком. Не только они – но и они тоже.

Dreamforce 2011

И видеоигры, и футбол, и рок-музыка – прекрасные, восхитительные в своей гиковатости субкультуры. Которые при этом являются одними из важнейших в мире, зарабатывают очень много денег и раскрашивают жизни миллионов людей. Нормального среднего футбольного болельщика (не важно, ходит он на стадион или смотрит матчи дома по телевизору) не должно беспокоить, что там про него думает условный Первый канал – собака лает, караван идет. Нормального среднего любителя группы Metallica (посетителя концертов или домашнего аудиофила) не должно парить, что о его музыкальном вкусе думает сосед Вася. Так почему сюжет про Игромир так обеспокоил вас, вроде бы взрослых и самодостаточных людей – и уж тем более, если вы на Игромир не ходите и предпочитаете проводить вечера за играми в кругу семьи, возвращаясь домой после трудовых будней?

Пора взрослеть.

Текст: Максим Самойленко