18 июня в широкий российский прокат выходит «Головоломка» — пятнадцатая полнометражная лента анимационной студии Pixar. В честь этого юбилея мы выстроили все фильмы студии в порядке от худшего к лучшему. Никакой, разумеется, объективности, только предвзятое субъективное мнение, как принято у «Отвратительных мужиков».

Pixar — уникальная анимационная студия. Их мультфильмы можно рекомендовать и детям, и взрослым. Они, к недоумению многих, оставаясь рискованными, а в чем-то даже авангардными произведениями, собирают сотни миллионов долларов в прокате. Как нам кажется, в этих парадоксах и кроется гениальность американских аниматоров. У Pixar за всю их профессиональную деятельность почти не было провалов, поэтому выстроить мультфильмы от худшего к лучшему было очень-очень-очень непросто. Но все-таки мы сделали это.

15 — «Тачки-2» 

cars2

Пожалуй, единственный мультфильм Pixar, который можно назвать средним по всем параметрам. Возможно, из-за того, что постановщик Джон Лассетер не придумал для сиквела яркую тему. Если оригинальные «Тачки» очень остроумно и точно высказывались об американской глубинке с ее бескрайними пустынями, придорожными закусочными и шоссе в никуда, то продолжение формально посвящено лишь мировому чемпионату по автомобильным гонкам. Шутки и остроумные моменты в сиквеле есть (вспомним хотя бы этап в Японии), но в какую-то цельную картину все это в итоге, увы, не сложилось.

14 — «Университет монстров»

monsters2

Постановщики студии Pixar в разные годы боялись делать сиквелы, приквелы и прочие пристройки к своим оригинальным мультфильмам. Причина прозаична: они никогда им (кроме, пожалуй, «Истории игрушек») не удавались. «Университет монстров», рассказывающий о студенческих годах жизни главных героев «Корпорации», Майке Вазовски и Салли, как раз из таких. Это в меру увлекательный и профессиональный мультфильм, но не более — не самая плохая характеристика для любой студии, но только не для Pixar.

13 — «Приключение Флика»

flick

Пожалуй, самый малоизвестный и почти забытый мультфильм студии. История муравья Флика, который из-за своей нерасторопности ввязался в конфликт с саранчей, пожирающей продовольственные запасы в его деревне. Pixar в конце 90-х еще только вырабатывала свой стиль, одним из основополагающих принципов которого является возможность показать зрителям привычный мир глазами других существ. «Флик» прилично заработал в прокате, обойдя еще один мультфильм про муравьев того года — «Муравей Антц», — но культовым так и не стал.

12 — «Храбрая сердцем»

brave

Еще один мультфильм, выпущенный Pixar в так называемое «смутное» время студии —  между вторыми «Тачками» и приквелом «Корпорации монстров». «Храбрая сердцем», сочетающая в себе мотивы сказок братьев Гримм и Ганса Христиана Андерсена, и довольно однозначный феминистический подтекст, словно застряла между консервативным диснеевским творчеством и пиксаровским авангардизмом. Мультику, рассказывающему историю строптивой рыжеволосой принцессы Мериды, не хватило авторской смелости и парадоксальности, которыми так славятся работы Pixar. Из-за этого «Храбрую сердцем» проще всего спутать с классическими диснеевскими мультами про принцесс. В этом нет ничего плохого, но от Pixar мы всегда ждем сюрприза, а тут его не случилось.

11 — «Тачки»

cars

Пожалуй, один из самых популярных в народе мультфильмов студии. Помимо, собственно, самой анимационной ленты Джона Лассетера, студия Disney выпустила гору мерчандайза, игрушек и прочих товаров с изображением Молнии Маккуина и других персонажей фильма. Отдельная боль коллекционеров — игрушечные машинки по мотивам картины. Масштаб трагедии можно оценить на Youtube. Возвращаясь к мультфильму, повторимся, что «Тачки» — очень точный и при этом обаятельный рассказ об одноэтажной Америке, скрытой от туристов, с ее легендами и тайнами. С «Тачками», кстати, связан и один из немногочисленных провалов Pixar на премии «Оскар». В 2007 году в погоне за золотой статуэткой студию обошел великий Джордж Миллер («Безумный Макс») с мульфильмом про пингвинов «Делай ноги».

10 — «История игрушек-2»

toy2

Встраивать трилогию «История игрушек» в этот список оказалось невероятно сложно, потому что каждая серия мультфильма хороша и заслуживает высокого места. Мы решили ниже других расположить вторую часть — потому что она во многом повторяет оригинальный мультфильм (хоть делает это, понятно, мастерски). «История игрушек-2» — первый сиквел в карьере студии, а также продолжение истории про ковбоя Вуди и Базза Старлайтера, одних из самых популярных героев в истории Pixar. Это очень трогательный мультфильм о взрослении, рассказанный с неожиданного ракурса — со стороны игрушек, которые наблюдают за детством своего хозяина.

9 — «Суперсемейка»

incred

«Суперсемейка» — пародийная лента, рассказывающая о нелегкой изнанке жизни супергероев, — во многом опередила свое время. Это сейчас программа кинотеатров забита супергеройским кино, но еще 10 лет назад все было иначе. По сути, «Суперсемейка» — это первая попытка взглянуть на жанр «люди в разноцветных лосинах спасают мир» по-новому, а не в лоб, как было принято тогда в Голливуде. Но при этом «Суперсемейка» — это мультфильм не о супергероях, а о том, как особенным (читай, талантливым) людям сложно найти себя в мире, заселенном «обычными» людьми. «Суперсемейка» — не лучшая работа студии, но до сих пор одна из самых актуальных.

8 — «В поисках Немо»

nemo

«В поисках Немо» — главный парадокс в творчестве Pixar. Многие считают эту ленту Эндрю Стэнтона самой «детской» в карьере студии, забывая, что мультфильм начинается со смерти четырех сотен братьев и сестер главного героя Немо, а также его матери. Возможно, все дело в милоте персонажей — до сих пор игрушки по мотивам мультфильма охотно продаются в любом «Диснейленде». Как всегда, за понятным сюжетным фасадом у Pixar (оранжевая рыбка-клоун пытается выжить в океане и найти дорогу домой), скрывается очень поучительная история о том, что такое взрослая жизнь, и какие трудности она сулит. Всеобъемлющая народная любовь к мультфильму заставила Pixar сделать продолжение — в следующем году выйдет приквел «В поисках Немо» про болтливую рыбку Дори.

7 — «История игрушек-3»

toys3

Третья «История игрушек» — самая мрачная и технически совершенная часть трилогии, завершающая историю первых двух фильмов. Это еще один мульт Pixar, который посвящен неумолимости взросления, переходу из детского инфантильного мира в суровую самостоятельную жизнь. И о том, как прошлое, которое еще вчера было настоящим и даже будущим, сопротивляется этим переменам. Но даже если не копать так глубоко, «История игрошек-3» — это невероятно трогательный мультфильм про дружбу, от которого не оторвать глаз. Ну а образ розового плюшевого медведя, который превращается в одночасье из милой игрушки в главного злодея, вообще один из самых сильных в современной анимации.

6 — «Корпорация монстров» 

MonstersInc-3

Главный романтик Pixar, автор грядущей «Головоломки» Пит Доктер, начинал с «Корпорации монстров» — уникального мультфильма про чудищ, которые живут в огромном мегаполисе и охотятся за детскими страхами. Больше половины успеха «Корпорации» держится на главных героях — пушистом страшиле Салли и зеленом колобке с ногами и руками Майке Вазовски. Фильм Доктера, как это всегда бывает у Pixar, это дань почтения сразу нескольким жанрам — тут есть кусочки антиутопии, бадди-муви и научной фантастики. Но главное — это захватывающая история о столкновении двух миров — детском и взрослом, и о понимании, как главном условии преодоления преград между ними. Прекрасный, изумительный мультфильм.

5 — «Рататуй»

ratatuy

В год премьеры «Рататуя» сложно было найти человека, которому бы не понравился мультфильм Брэда Берда. История крысенка Реми, который волею судьбы становится шеф-поваром дорогого мишленовского ресторана, оказалась настолько универсальной, что в нее влюбились все — от мала до велика. Рискнем сказать, что «Рататуй» — это самый попсовый мультфильм в истории Pixar, но ни в коем случае не глупый или примитивный. Берд сделал мульт об истории успеха или, если хотите, об американской мечте, не прибегая при этом, в отличие от многих коллег, к каким-то сложным метафорам или аллюзиям. Если и есть по-настоящему народный мультфильм в портфолио Pixar, то это, безусловно, «Рататуй».

4 — «История игрушек»

Toy_Story

Мультфильм, с которого началась Pixar. Эксперимент, который мог окончиться провалом (это был первый полнометражный компьютерный мульт в истории), но в итоге положил начало славной карьеры американской студии. «История» — это мультфильм, как мы уже дважды до этого говорили, о взрослении, рассказанный от лица игрушек. Помимо технических моментов, лента стала одним из первых мультфильмов, который вывел компьютерную анимацию в отдельный, самодостаточный жанр. В общем, если вы интересуетесь разного рода мультипликацией, то «Историю игрушек» вы просто обязаны посмотреть. Как сейчас принято говорить, это один из стоплов жанра, и просто гениальный мультфильм.

3 — «Вверх»

1405519809_imagesbase.ru-047

Еще один шедевр в карьере Пита Доктера, автора «Корпорации монстров» и «Головоломки». Первый мультфильм Disney о смерти, и первый мультфильм Pixar, где на экране показывают кровь. «Вверх» — очень мрачная, новаторская и пронзительная лента, рассказывающая историю дедушки и юного скаута, отправляющихся на край света в поисках Райского водопада. Несмотря на весь авангардизм (полет на шариках, например, как основная метафора смерти), картина мощно выступила в мировом прокате (более 700 млн. долларов сборов) и получила премию «Оскар». Таким образом, Pixar опять доказала, что даже в самых коммерческих жанрах можно рисковать, избегать навязчивых клише и тем самым удивлять зрителя. Не пропустите, если еще не видели, этот удивительный мультфильм.

2 — «Головоломка»

головоломка

Новая гениальная работа студии Pixar. Если у вас, после спорных последних мультфильмов студии, оставались сомнения (как у нас), идти ли на «Головоломку», отбросьте их подальше. «Головоломка» — это история маленькой девочки Райли и пяти эмоций, который сидят у нее в голове. Их главная задача — делать девочку счастливой, чтобы она не грустила и жила полной жизнью. «Головоломку» сложно пересказать словами — это и практическое пособие для родителей по воспитанию детей, и приключенческая лента о человеческом сознании (странно звучит, но это так), и просто технически совершенный и понятный мультфильм для всех возрастов. Больше ничего говорить не будем, рецензия на «Отвратительных мужиках» появится 18 июня.

1 — «ВАЛЛ-И»

VALLI

Каким бы мощным, разнообразным ни было портфолио Pixar, в нем есть однозначный король — «ВАЛЛ-И». Трагикомическая история из будущего про ржавого робота-уборщика, похожего одновременно на Вуди Аллена и главного героя фильма «Короткое замыкание» — это, возможно, вершина творчества студии. Бескомпромиссный (чего стоят только «немое» вступление на 30 минут), изобретательный мультфильм, с невероятно обаятельным, незабываемым главным героем, рассказывающий страшную антиутопическую историю об аморфном, умирающем человечестве. «ВАЛЛ-И» уже давно стал символом студии и одним из самых знаменитых роботов в истории мирового кино. Поэтому мы ни капли не сомневались, когда выбирали лучший мультфильм Pixar.

Мнение автора не должно совпадать с мнением читателей. О своих любимых мультфильмах Pixar расскажите, пожалуйста, в комментариях.