В начале октября состоялась мировая премьера новой части «Ведьмы из Блэр» — культового хоррора, заложившего основы популярного последние лет 10-15 поджанра «найденные пленки». Мы предлагаем вспомнить, как и с чего начался бум found footage, и к чему в итоге он привел. Для этого нам придется взглянуть на самые важные фильмы, задавшие каноны жанра. Включайте камеру и заряжайте дробовик — мы отправляемся!

Ufo Abduction
1989

found footage хоррор найденные пленки ведьма из блэр похожие фильмы ужасы история скрытая камера отвратительные мужики disgusting men

Фильм малоизвестного в широких кругах режиссера Дина Алиото, про который сейчас мало кто помнит, но без которого в разговоре о «найденных пленках» не обойтись. Есть достаточно серьезные основания считать именно эту ленту историческим предшественником всего поджанра, опередившим свое время лет над десять. Здесь появились едва ли не все необходимые для «найденных пленок» элементы — стилизация под любительскую съемку, минимум спецэффектов, ограниченность локаций.

Но все эти ограничения были очень грамотно интегрированы в предельно простой сюжет: семья, снимающая день рождения дочери на видеокамеру, становится свидетелем появления инопланетян возле своего дома. Фильм не покатывался в кинотеатрах, и вышел прямо на видео, но даже это обстоятельство пошло ему на пользу: кое-кто всерьез поверил, что смотрит реальную запись контакта с пришельцами, тайком вброшенную на рынок.

«Ведьма из Блэр: курсовая с того света»
1999

found footage хоррор найденные пленки ведьма из блэр похожие фильмы ужасы история скрытая камера отвратительные мужики disgusting men

Фильм, который, как пишут на постерах, started it all. Микробюджетный проект Дэниела Майрика и Эдуардо Санчеса, находился в производстве около пяти лет. Для жанра он, прежде всего, важен революционным маркетинговым подходом. Специально для фильма вокруг ведьмы из Блэр (абсолютно вымышленного персонажа, не имеющего под собой никаких реальных прототипов) была не только придумана историческая легенда, но и создан сайт в Интернете. Там выкладывалось большое количество контента, связанного с ведьмой (включая, например, фейковые новостные заголовки с сообщениями о пропаже людей, историю городка Блэр и так далее).

Майрик и Санчес тем самым успешно создали современный миф. Миф, заставивший огромное количество людей повалить в кинотеатры и смотреть на то, как четверо студентов, снимающих документальный фильм о ведьме, столкнулись с чем-то подлинно демоническим. Эта бизнес-модель, основанная на том, что сейчас называют «вирусным маркетингом», стала образцом для множества последующих фильмов, включая не только камерные инди-проекты, но и крупнобюджетные ленты.

«История Коллингсвуда»
2002

found footage хоррор найденные пленки ведьма из блэр похожие фильмы ужасы история скрытая камера отвратительные мужики disgusting men

Феноменальный успех «Ведьмы из Блэр», как ни странно, не привел к немедленному взлету популярности поджанра «найденных пленок»: долгое время работа Майрика и Санчеса выглядела скорее единичной историей успеха, чем потенциально прибыльным образцом для подражания. Поэтому выход в 2002 году малобюджетного хоррора «История Коллингсвуда» произвел фурор, пусть и в узких фестивальных кругах. Но до широкого проката кино, к сожалению, не добралось.

Режиссер Майк Констанца обратил внимание на едва набиравший обороты сегмент технологий, связанных с прямой видеосвязью, и разработал концепт фильма, опередивший свое время лет на пять, если не пятнадцать. Весь сюжет раскрывался через видеовключения с веб-камер молодого человека и его девушки, которая оказывается вовлечена в цепь мистических событий, связанных с домом, в который она недавно переехала. Стоит напомнить, что снято все это было задолго не только до массового распространения Skype, видеомессенджеров, но и до появления youtube (так что «Убрать из друзей» здесь — не первопроходец).

«Наедине с ней»
2006

found footage хоррор найденные пленки ведьма из блэр похожие фильмы ужасы история скрытая камера отвратительные мужики disgusting men

В середине 2000-х, когда развитие технологий уже значительно изменило наши представления о видеосъемке и коммуникациях, вышел один камерный, но исторически значимый фильм, опередивший свое время. «Наедине с ней» — это история о том, как одна девушка внезапно обнаруживает себя под виртуальным микроскопом, созданным из множества камер, установленных в тайниках ее дома тихим, но явно неуравновешенным поклонником.

Режиссер Эрик Николас удивительно точно высветил те проблемы, которые вскоре начнут серьезно волновать людей, находящихся в сети 24/7. Через десять лет после выхода кино смотрится не менее, а в чем-то даже более современно, чем можно было бы ожидать. Опять же, примечателен и чисто визуальный аспект: весь фильм построен как череда сцен, заснятых скрытыми камерами, что позднее будет активно использоваться в жанре.

«Репортаж»
2007

found footage хоррор найденные пленки ведьма из блэр похожие фильмы ужасы история скрытая камера отвратительные мужики disgusting men

«Репортаж» — первый зомби-хоррор, снятый в стилистике «найденных пленок» и один из самых успешных фильмов испанской школы хоррора двухтысячных. Соблюдая все типичные ограничения поджанра (небольшой бюджет, минимальное количество персонажей и пространства для действия) режиссеры Хауме Балагуэро и Пако Плаза создали новую хоррор-франшизу. Тем самым они открыли для себя золотую жилу.

Фильм оказался настолько успешным, что породил не только вереницу сиквелов в Испании, но и был практически немедленно переснят в Голливуде, внеся свой вклад в стремительный взлет популярности «найденных пленок» в конце прошлого десятилетия. Успех «Репортажа» особенно примечателен на фоне выхода в том же 2007-м фильма «Дневники мертвецов» новой работы Джорджа Ромеро,  родоначальника зомби-хоррора, который тоже решил поиграть с новомодным поджанром. К сожалению, выступил он намного менее успешно, как в творческом, так и в чисто коммерческом плане.

«Монстро»
2008

found footage хоррор найденные пленки ведьма из блэр похожие фильмы ужасы история скрытая камера отвратительные мужики disgusting men

Тот самый фильм, с которым «найденные пленки» начали осваивать большие бюджеты. Режиссер-дебютант Мэтт Ривз (под чутким руководством продюсера Джей Джей Абрамса) использовал ровно те же техники и приемы, которые применяли десятилетием ранее Майрик и Санчес. Но за счет ощутимого прогресса в технологиях, который имел место в течение 2000-х, во-первых, не возникает ощущения банального копирования и творческой беспомощности, а, во-вторых, возникает возможность рассказать типичную для голливудского блокбастера историю о Гигантских Монстрах.

«Монстро» — это, как и «Ведьма из Блэр», не столько отдельно взятый фильм о конкретной истории, сколько полноценный квест, использующий элементы дополненной реальности и вирусного маркетинга. Да, эта технология продвижения — не оригинальное изобретение Абрамса, однако именно после кассового успеха «Монстро» стало понятно, что «найденные пленки» можно эффективно использовать и в рамках большого бюджета.

«Аполлон 18»
2011

found footage хоррор найденные пленки ведьма из блэр похожие фильмы ужасы история скрытая камера отвратительные мужики disgusting men

Пожалуй, самый удачный опыт по скрещиванию двух близких, но все же раздельных поджанров — псевдодокументального кино и «найденных пленок», причем результат процесса помещен в научно-фантастическую оболочку, что в фильме грамотно обыгрывается. Этот фильм сделал для фантастического хоррора примерно то же, что «Ведьма из Блэр» сделала для хоррора мистического. Он дал образец поджанра, который можно более или менее успешно эксплуатировать в зависимости от таланта и финансовых возможностей. Правда, фантастика в целом остается вне формата «найденных пленок», по крайней мере, в том, что касается точек пересечения с хоррором. Тем интереснее взглянуть на этот межжанровый эксперимент.

«Залив»
2012

found footage хоррор найденные пленки ведьма из блэр похожие фильмы ужасы история скрытая камера отвратительные мужики disgusting men

Еще один фильм, балансирующий на грани между фантастикой и хоррором, но фактически представляющий собой скорее вариацию на тему disaster movie, чем полноценный научно-фантастический сюжет. В нем интересно даже не то, что снял его оскаровский лауреат Барри Левинсон, а то, что фильм имеет довольно необычный для «найденных пленок» фокус: в центре внимания — процесс распада социальной ткани, когда привычная жизнь необратимо разрушается, а на ее обломках стремительно возникают новые варварские практики.

Тема для хоррора, в общем-то, вечная, однако здесь она подана с подобающей мастерству режиссера дотошностью: главный герой, будучи журналистом, собирает все больше и больше информации о странной болезни, которая поразила жителей маленького американского городка, постепенно превращаясь в летописца эпидемии.

«Таинство»
2013

found footage хоррор найденные пленки ведьма из блэр похожие фильмы ужасы история скрытая камера отвратительные мужики disgusting men

Ти Уэст, режиссер этого недавнего хоррора, спродюсированного легендой жанра Эли Ротом, до недавнего времени был широко известен лишь в узких кругах, причем главным образом благодаря видео-сиквелам (это те, что выходят мимо кинотеатров прямо на видеоносителях).

Для своего первого кинотеатрального релиза он взял теперь уже популярный формат «найденных пленок». А вот тему выбрал довольно тонкую — исследование механизмов работы деструктивных сект. Причем вдохновение черпалось, в том числе, и из реальной истории массового самоубийства в Джорджтауне (самый известный случай коллективного суицида в ХХ веке, кстати говоря). Этим фильм и интересен: «найденные пленки» использовались здесь как ключевой атрибут воссоздания аутентичности, позволяющий существенно добавить ленте правдоподобия и превратить типичную историю про злобных сектантов в рассказ в буквальном смысле «от первого лица».

«Ублюдок»
2014

found footage хоррор найденные пленки ведьма из блэр похожие фильмы ужасы история скрытая камера отвратительные мужики disgusting men

Пожалуй, наиболее любопытный опыт по исследованию психологии серийного убийцы, снятый целиком в формате «найденных пленок». Как часто бывает с такими лентами, «Ублюдок» предельно минималистичен не только в плане бюджета, но также декораций и действующих лиц (здесь их двое, один из которых — режиссер Патрик Брайс). По форме это — типичная страшная сказка, но при этом очень реалистично оформленная. Фильм представляет интерес для поклонника хоррора благодаря тому, что история работает как принципиально достоверная.


В заключение стоит обратить внимание на то, что большинство фигурантов списка — совсем  новые ленты, что редкость в других поджанрах. Это наводит на главную отличительную черту «найденных пленок» как особого подвида хоррора. Они — наиболее молодое течение из всех, и молодость его тесным образом связана с техническим прогрессом.

found footage хоррор найденные пленки ведьма из блэр похожие фильмы ужасы история скрытая камера отвратительные мужики disgusting men

Заметьте, что наиболее интенсивно «найденные пленки» стали появляться на экранах лишь в последние лет 6, когда уровень развития повседневных средств связи серьезно изменил наши способы взаимодействия друг с другом. Мобильные технологии предоставили каждому человеку множество возможностей — как положительных, так и отрицательных. Хоррор, будучи чрезвычайно динамичным направлением кинематографа, немедленно отреагировал на это, изобретя новые формы изображения страха, как это было с призраками внутри телевизоров, вампирами-любителями клубной жизни или маньяками-убийцами в космосе.

  • Ilya Stepanov

    Этот жанр начал интенсивно появляться не (только) из-за появления мобильных технологий, а после мегауспешного «паранормального явления».

    • Dmitry Sokolov

      Не совсем. Да, вы правы в том, что объективно «ПЯ» способствовало росту популярности этого поджанра, но все-таки возник (и начал развиваться) он раньше. Вспомните: «Паранормальное явление» вышло осенью 2009-го, а «Монстро» — в январе 2008-го. В течение 1999-2009 вышел целый ряд фильмов, которые показали, как формат «найденных пленок» может работать в разных контекстах. Почти все последующие фильмы в основном используют наработки именно этого периода.
      А «ПЯ» — это не веха в жанре, а скорее первый успешный подражатель (объект подражания здесь, конечно, «Ведьма из Блэр») в плане бюджета и техники съемок. «Явлению» повезло в том, что оно вышло в очень удачное время: смартфоны уже есть у всех, видеокамеры стоят примерно чуть больше ничего, и так далее — т.е. аудитория уже привыкла к мысли о том, что видеопоток постоянно доступен, но еще не привыкла к волне однотипных фильмов на эту тему.

  • Notwing

    «Зачем ты все время снимаешь?» — любой фильм данного поджанра

    • Dmitry Sokolov

      +500! Именно это мне мешает воспринимать 90% таких фильмов серьезно, честно говоря. Есть считанное количество лент, где необходимость постоянно держать камеру включенной обыгрывается действительно правдоподобно.

    • Kloo

      «Зачем ты все время снимаешь?» — потому что это общественное место, законом не запрещено!

    • Леди Сова

      Вспомнился фильм «Хроника», где гг несколько раз отхватывал леща за то, что постоянно тыкал во всех камерой

  • Detective_Caffeine

    Аполлон 18 вышел очень годным. Жаль, что многим он не понравился.

  • Alexey Tsutsoev

    Главный вопрос к фильму Ведьма из Блэр- что в нем такого страшного?
    Первые 40 минут откровенно скучны, я приложил много усилий, чтобы не заснуть. Дальше лучше: Фильм держит в напряжении, но не более того, и уж того не пугает.
    Недавно вышедшая, третья (как я понял) часть в разы лучше.

    • Kloo

      вы просто в лес ночью не ходите

    • Dmitry Sokolov

      Вы знаете, я вас понимаю. Я сам оригинальную «Ведьму» не люблю, фильм меня — именно как фильм — не впечатлил, уже хотя бы потому, что мне объективно сложно поверить, что все это взаправду. Но как комплексный бизнес-проект, повлиявший на хоррор — это очень интересная история. Сам сюжет, манера работы авторов с ним (и в фильме, и вне него) — это очень важный этап для хоррора, потому что раньше такого никто не делал: никто до «Ведьмы» не раскручивал кино так. Это сейчас мы привыкли, что вокруг фильма создается целый особый контекст (одни вирусные видео чего стоят), а тогда, в 1999-м, это был прорыв.
      Но кино само по себе, конечно, меня не впечатляет никак. А вот триквел (недавно вышедший) мне как раз очень понравился именно тем, что он сразу расставляет все акценты правильно: ничего втюхивать не пытаются, просто качественно рассказывают историю. Без самоиронии, никакого постмодернизма, просто хороший фильм в своем поджанре. Возможно, многие ждали повторения революции, но я — нет, и остался поэтому вполне доволен. Можете почитать, я здесь рецензию написал, пробейте по моему имени, если вам интересно.

  • CAPTAIN D-MAN

    “HI WALTER! I GOT A NEW GF TODAY!” (2009)
    https://www.youtube.com/watch?v=mEIqCg_MOTA

  • пудж на миде

    Самый жосткий хорор назывался бы:
    «Кэмерон, Свинья, Панин, Собака — история свингер пати»

  • tranquillum

    А как называется упомянутый американский вариант «Репортажа»?

    • EgorRiz

      Карантин вроде бы.

      • Dmitry Sokolov

        Да, «Карантин» (2008). Есть даже сиквел 2011-го года, кажется, на удивление хороший, несмотря на то, что вышел прямо на видео.

  • Леди Сова

    Когда делается такая вот внушительная подборка фильмов одного жанра и направления, это чувствуется как когда стоишь у стеллажа в магазине белья и пытаешься из десяти маленьких-черных-кружевных-трусиков выбрать какие-то одни, для начала поняв, в чем вообще между ними разница. «Залив» и «Таинство» в итоге придется смотреть. Собственно, как и с трусиками — никогда не покупается одна пара.

    • Dmitry Sokolov

      Я вас понимаю. Но я просто (продолжаю вашу метафору) в этот магазин лет 25 хожу, и для меня там редко открывают новые отделы :) Так что удивить уже сложно, я просто смотрю как историк — «вот этот кадр оттуда, вот эта сцена — аналогична фильму 1976 года, вот эту мысль сценарист взял, потому что он смотрел фильм 1925 года», и так далее. Кайф остается, но уже более академический.
      Если вам интересно, Барри Левинсон еще в 1998-м снял довольно хороший фантастический триллер «Сфера» (по роману Майкла Крайтона), с очень хорошим кастом: Дастин Хоффман, С.Л. Джексон, Шэрон Стоун, все дела. Очень все камерно там, но сделано очень классно, такой параноидальный триллер под водой.

      • Леди Сова

        тоже посмотрю, спасибо!

    • Dmitry Sokolov

      Ну и да, ваша метафора со стеллажом напоминает мне предпоследнюю сцену фильма «Hurt Locker» Кэтрин Бигелоу. Там вот как раз про это примерно :)

      • tranquillum

        Классная сцена.

  • ziganzhin

    Хорошая подборка. Хотелось бы обратить внимание на «Пленки из Поукипзи». Как раз смесь найденных плёнок и псевдодокументалистики. Жутковатое зрелище, как по мне

    • Dmitry Sokolov

      Спасибо! Я про псевдодокументалки отдельную статью запилил, кажется, в сентябре, можете пробить по тэгу «ужасы». Я там как раз написал, что найденные пленки и мокьюментари часто смешиваются, но все-таки это два разных поджанра.

  • Seagull

    Хорошая подборка. Пропустил пару фильмов, буду навёрстывать. От себя добавлю отличный фильм Проклятье. Нет, другое Проклятье. В оригинале Noroi, 2005 года. Кто смотрел ?

  • Артем Ляшенко

    «Правда, фантастика в целом остается вне формата «найденных пленок», по крайней мере, в том, что касается точек пересечения с хоррором. »
    Странно, что в этом жанре не упоминался фильм Европа, про потерпевшую неудачу миссию на спутник Юпитера.