Disgusting Men продолжает цикл ликбеза по национальным школам в хоррор-кинематографе. В прошлый раз речь шла об Испании, а теперь мы перейдем к рассмотрению самого тяжелого случая: немецкого. Ситуация с фильмами ужасов в Германии — пожалуй, самая специфическая в Европе, и на то есть много серьезных причин. Как и в Испании, немецкая традиция хоррора возникала и развивалась очень тяжело, можно даже сказать — мучительно, но никакой полноценной школы в Германии за весь ХХ век так и не сложилось.

Чем пугали?

Хотя в Германии издавна существовала очень развитая готическая традиция, нашедшая свое отражение хотя бы в богатейшей немецкой литературе, а в начале ХХ столетия именно немецкие режиссеры подарили миру целый ряд общепризнанной хоррор-классики, после прихода к власти нацистов в 1933 году фильмы ужасов в Германии практически исчезли, причем на очень длительный период: практически до середины — конца 1960-х годов.

носферату симфония ужасы германия немецкие фильмы ужасов отвратительные мужики

«Носферату — симфония ужаса» — наряду с «Кабинетом доктора Калигари» один из шедевров немецкого экспрессионизма в кинематографе начала ХХ века. Именно в этом фильме впервые был создан традиционный для нас облик вампира: живой мертвец-кровопийца, встающий из гроба и умирающий от солнечного света. Как и любую классику, фильм, конечно, обновили — в 1979-м вышла версия с Клаусом Кински, не менее интересная, чем оригинал.

На такое положение  дел повлиял не только режим национал-социализма и Вторая мировая война, но и важнейший демографический процесс, с ними связанный: массовая эмиграция из страны, охватившая большое число деятелей культуры и искусства. В результате многие выдающиеся режиссеры, начинавшие работать в 1920-х, позднее достигали пика карьеры в Великобритании или в США, внося свой вклад в становление других национальных школ. Примечательно, что этот тренд в какой-то степени сохраняется и поныне: значительное число титулованных режиссеров Голливуда родом из Германии (среди них такие разные люди как Вольфганг Петерсен и Роланд Эммерих).

Добавим к этому серьезные цензурные ограничения на показ насилия в кино, действовавшие в Германии после войны, а также общее доминирование американского кино на рынке, и получим весьма плачевную ситуацию: не было ни людей, готовых снимать хоррор на немецкие сюжеты, ни потребности в их воспроизведении.

носферату симфония ужасы германия немецкие фильмы ужасов отвратительные мужики

«Жестокое дерьмо» — важная часть культурного наследия немецкого хоррора конца 1990 годов. Сделанная, как и следовало ожидать, на коленке и за пару лишних дойчмарок, лента Андреаса Шнааса приобрела культовый статус у любителей неформатного кино и превратилась в самую известную франшизу немецкого хоррора, а маньяк Карл Мясник сам стал культовым персонажем. В 2015 году серию продолжили итальянцы, сняв кино о приключениях немецкого гостя в Риме.

Эта ситуация начала меняться только в конце 1980-х годов, когда распространение домашнего видео создало предпосылки для дешевой жанровой продукции всевозможных направлений, а значит — и для низкобюджетных хорроров. На всем протяжении 1990-х такие фильмы как «Некромантик», «Жестокое дерьмо», «Презерватив-убийца» и «Горящая луна» определяли лицо немецкого хоррора. В начале 2000-х, однако, стали все чаще появляться нацеленные на более широкую аудиторию ленты («Анатомия», «Слезы Кали», «Антитела»), хотя крупного международного успеха удалось добиться единицам из них.

носферату симфония ужасы германия немецкие фильмы ужасов отвратительные мужики

«Презерватив-убийца» (или, более жестко, и на немецкий манер, «Гондон ужаса») — редкий случай встречи хоррора и комедии на немецкой почве. Снятый на основе комиксов Ральфа Кенига, фильм повествует о живом презервативе, откусывающем детородный орган у посетителей одного из отелей Нью-Йорка. По следу гондона идет гей-детектив, одержимый жаждой мести.

Как пугали?

На этот вопрос в случае с Германией можно ответить очень просто: пугали натурализмом. Для немецкого фильма ужасов в целом очень характерна фиксация на телесности, точнее говоря — на физиологичности.

Этот аспект объединяет андеграундные образчики жанра с мейнстримом фильмами, и заметно выделяет немцев на фоне своих европейских соседей, будь то британцы или французы. В отличие от них (и от итальянцев) хоррор немецкой школы обычно не про утонченный эротизм или пугающие намеки, но про выдирание конечностей, отпиливание голов и прочие хирургические операции.

При этом почти всегда немецкий хоррор подчеркнуто серьезен, в нем редка комедийность, присущая итальянцам, французам или испанцам. Если сравнивать с другим популярным жанром, то можно сказать, что типичный немецкий фильм ужасов — это порно, в котором секс заменили на убийства.

Главные люди

носферату симфония ужасы германия немецкие фильмы ужасов отвратительные мужики

Йорг Бутгеррайт

Человек, во многом ответственный за старт волны немецкого андеграундного хоррора в 1980-е, также известный за свои, мягко говоря, провокационные темы для фильмов. Его дилогия «Некромантик», равно как и более поздний «Шрамм» фактически задали тренды развития немецкой хоррор-школы на все 1990-е годы.

Бутгеррайт — скорее экспериментатор, чем рассказчик, многие его фильмы представляют собой нечто похожее на видеоинсталляции или микс документалистики и художественного подхода.

носферату симфония ужасы германия немецкие фильмы ужасов отвратительные мужики

Олаф Иттенбах

Еще один известный андеграудный режиссер, активно работающий в малобюджетном хорроре с 1990-х годов. В отличие от Бутгеррайта, Иттенбах более традиционен в выборе тем, но разделяет со своим коллегой любовь к сплэттер-эстетике.

С течением времени окончательно переориентировался на англоязычный рынок, начав снимать фильмы непосредственно на английском языке, хотя с немецкими актерами и съемочной командой. Самые известные его работы — «Горящая луна», а также, из поздних, «Сад любви» и «За гранью времен».

носферату симфония ужасы германия немецкие фильмы ужасов отвратительные мужики

Маркус Ниспел

Хотя этот режиссер давно проживает в США, и практически всего его фильмы сделаны на американских студиях, упомянуть его стоит хотя бы за тот ощутимый вклад, который он внес в современный хоррор.

Именно этот человек поставил ремейки «Техасской резни бензопилой» и «Пятницы 13-е», а также очередную версию «Франкенштейна» (снятую, правда, для ТВ).

К сожалению, когда Ниспел впервые решил снять фильм, не связанный с переделкой традиционного сюжета, вышло не очень (недавно шедший в нашем прокате «Реверс 666»), однако заслуг режиссера в обновлении классики все же забывать не стоит.

Дмитрий Соколов — большой поклонник и знаток фильмов ужасов самых разных школ и поджанров. Если вы хотите прочитать о чем-то специфическом внутри этой темы, поделитесь этим желанием в комментариях.

  • Teldarin

    «Гондоны-убийцы, Носферату и расчлененка» в моём районе это называется «скучный вторник».

    • Hardy

      На скотобойне?

  • SV

    Как всегда — спасибо за статью!
    Вот какой вопросец — Что вообще можно посмотреть из немецкого кино, кроме Фрица Ланга?

    • Der Wille zur Macht

      Пражский студент (1913), Кабинет доктора Калигари, Голем (1920), Триумф Воли

    • Dmitry Sokolov

      Добавлю к вышеназванным два фильма от режиссера «Кабинета доктора Калигари»:

      1) «Руки Орлака» (Orlacs Hände, 1924) — копродукция Австрии и Германии.

      2) «Генуин» (Genuine, 1920) — фильм, который прошел в тени «Калигари», но сам по себе любопытный чисто визуально хотя бы.

      И еще один — тоже из канона немецкого экспрессионизма:

      3) «Тени — ночные галлюцинации» (Schatten — Eine nächtliche Halluzination, 1923 или 1924).

  • anfck

    я тут подумал основать казахстанскую школу ужаса

    • Rvn

      Снимал тут уже один https://youtu.be/0apJrjeq7Oo

      А если серьезно, то да надо развивать и всячески способствовать развитию жанрового кино. У всех есть проблемы с нормальным сценарием, в том числе в Голливуде. Но это не повод не писать их. На пост-советском пространстве, как правило снимают кальку на забугорные хиты и идеи. Иногда бывают проблески, взять тот же недавний фильм «Три» ( https://youtu.be/LHTlChHSkgc ). Идея в основе фильма хорошая, в чем то даже оригинальная — весь наш мир «в голове» Бога (во сне, кому как удобней), так почему бы не создать в своей голове свой мир и стать в нем Богом. Да что-то подобное покопавшись можно найти в известных лентах. Но в целом неплохая почва для действий. Но нет же… не стали развивать основную идею. Свернули в сторону малобюджетного подобия на Сайлент Хил. Сконцентрировались на мейкапе и посте (грим безусловно хорош, пожалуй лучшее что есть в фильме), а в итоге сценарий, характеры персонажей и диалоги настолько унылы и невыразительны, что идея теряется где-то в глубине этой густой экранной патоки. А жаль.

      Так к чему я это все — нужно пытаться снимать собственные истории, основанные на понятных, а самое главное близких местному менталитету образах, либо универсальных. Обернуть это в современную картинку не составит труда, и тогда возможно это станет основой для «казахстанской школы».

      Не сдержался, первый раз лет за 5 пост написал. )) Обычно я читающий.

      • anfck

        идеальным вариантом для малобюджетных ужасов сегодня будет не клон сайлент хилла, он как раз то требует огромного количества мейкапа и графона, а пример японского «звонка» — бытовой обыкновенный сеттинг даже больше пугает реализмом, главного монстра показывают 2-3 минуты в конце фильма, актеров можно пересчитать по пальцам 1ой руки и мы сильнее им переживаем, море саспенса экономит нам бессмысленные диалоги, экспозицию мы проходим вместе с главными героями, ибо вначале картины они не знают ничего, динамика сцен и самого повествования очень медленная тягучая улучшающая атмосферу, что дает фору для съемочной группы. просто чтобы это все воплотить нужно хорошо поработать головой, а не бюджеты и рекламу требовать

        • Rvn

          Такой подход будет немного ограничен. Эффект японских ужастиков стал как вкус знакомого блюда. Блюдо которые ты ешь каждый день, например в одной и той же столовой рядом с офисном. Ты еще не зашел в едальню, но уже ощущаешь вкус и запах того блюда, которое собираешься заказать. Ты пресытился. Он не стало менее вкусным, его по прежнему готовят по ГОСТу, но оно уже не радует тебя. То же самое с кино. Можно сделать все идеально, по проверенным временем и лайками сценарию. Но вот только это будет «хороший фильм на раз». Мне кажется не стоит строго придерживаться каких-то «проверенных» шаблонов. Если уж и использовать наработанное, то миксовать и переосмысливать.

          • anfck

            ну тогда только методом проб и ошибок

            • Dmitry Sokolov

              Именно. Чтобы сложилась какая-то традиция (хоть кинематографическая, хоть литературная), необходимо время, это неизбежный и объективный фактор. И «время» должно измеряться не в годах, а скорее в десятилетиях. Складывание какой-то школы в кинематографе это, как сказали бы социологи, «поколенческий процесс», без проб и ошибок не обойдется никак. Сколько их будет — это заранее неизвестно, и насколько оригинальная традиция возникла (если возникла вообще) — станет понятным только с определенной исторической дистанции.

  • Никита

    Дмитрий, а как же японские хорроры? Одни из лучших и пугают не так как на Западе.

    • Dmitry Sokolov

      Материал про японские хорроры уже готов, ждите в ближайшее время.