Disgusting Men продолжают свою деятельность на ниве просвещения широких народных масс в сфере жанра «хоррор». В прошлый раз речь шла про зомби, в этот раз мы поговорим о привидениях. Это, конечно, весьма распространенные персонажи в нашем любимом жанре, однако история их появления в фильмах известна далеко не каждому, и о ней стоит рассказать подробно.

«Участь скряги» (1899)

хорроры привидения фильмы страшное кино ужастики сияние шестое чувство звонок призрак оперы призраки на холме дом с привидениями отвратительные мужики история кино материалы

В отличие от фильмов о вампирах или оборотнях, установить, когда именно появился первый фильм о привидениях, намного сложнее – призраки были типичными персонажами хоррора едва ли не с самого первого года существования жанра вообще. Тем не менее, есть некоторые формальные основания считать британский фильм «Участь скряги», снятый в 1899-м, первым мистическим хоррором о привидениях. В отличие от «Замка дьявола», снятого чуть раньше, фильм бывшего иллюзиониста Уолтера Р. Бута был «историей с привидениями» в чистом виде: призрак доводит фанатично прижимистого господина до смерти от нервного шока. Фильм длился всего несколько минут, но в этих минутах был заключен стандартный морализаторский сюжет, который позднее станет классикой жанра.

«Призрак Оперы» (1925)

хорроры привидения фильмы страшное кино ужастики сияние шестое чувство звонок призрак оперы призраки на холме дом с привидениями отвратительные мужики история кино материалы

Снятый в 1925-м, этот фильм, снятый по одноименному роману Гастона Леру, представляет собой настоящий блокбастер, сделанный с невиданным для тех времен размахом: роскошные декорации парижской Оперы, сложнейший грим знаменитого Лона Чейни (который вплоть до премьеры держался в строгом секрете), живая музыка на премьере (колоссальная роскошь!) – все слагаемые успеха были налицо. И они не подкачали: несмотря на огромный бюджет, фильм не только получил признание критиков, но и отличные кассовые сборы, а в 1930-е годы был даже перевыпущен со звуковым сопровождением. Для нас же этот фильм важен не только тем, что его успех окончательно дал понять продюсерам, что «истории с призраками» — исключительно прибыльный продукт, но и тем, что благодаря ему прочно закрепился один из традиционных сюжетов фильмов о призраках, где переплетаются тайны из прошлого, любовная история и, собственно, мистический хоррор. Пусть первых двух компонентов в этом фильме было явно больше, без его успеха и влияния многие последующие истории о призраках вряд ли бы появились на свет.

«Глубокой ночью» (1945)

хорроры привидения фильмы страшное кино ужастики сияние шестое чувство звонок призрак оперы призраки на холме дом с привидениями отвратительные мужики история кино материалы

Едва ли не единственный британский хоррор, снятый во время Второй мировой войны, и один из первых опытов создания хоррор-антологий. Четыре режиссера, пять историй – все очень разные, но одинаково жуткие. Представленная в фильме стрктура сюжета – несколько отдельных историй, встроенных в один большой рассказ – не только вошла в классику жанра, но и повлияла даже на такую далекую от хоррора область, как физика: модель закольцованного сюжета повлияла на нескольких ученых, в 1948-м предложивших космологическую модель, альтернативную теории Большого Взрыва.

«Дом ночных призраков» (1959)

хорроры привидения фильмы страшное кино ужастики сияние шестое чувство звонок призрак оперы призраки на холме дом с привидениями отвратительные мужики история кино материалы

К 1950-м популярность хоррора заметно ослабла, в силу роста интереса к научной фантастике, так что традиционные сюжеты фильмов ужасов стали достаточно маргинальным явлением. Это положение дел исправил «Дом ночных призраков – он был первой картиной о привидениях, снятой с помощью рекламной кампании, которая очень близка к современным стандартам: во-первых, фильм был снят в набирающем популярность формате 3D, во-вторых, в нем играл Винсент Прайс, в-третьих, (и в-главных), его показы сопровождались целым рядом трюков, сделанных для лучшего погружения аудитории в происходящее на экране. Так, например, фильм начинался с того, что в кинотеатре проигрывалась серия разнообразных скрипов, криков и шорохов, которые возникали в полной темноте, и еще до начала вступительных титров. А в кульминационные моменты сюжета в кинозале появлялся летающий скелет, который не на шутку пугал зрителей. Эта модель продвижения фильмов стала главной инновацией режиссера и продюсера Уильяма Касла, породив множество подражателей, вскоре изменив весь подход к рекламе в кинематографе. Кроме прочего, мы должны быть благодарны за «Дом ночных призраков» еще по одной причине: на феноменальные кассовые сборы обратил внимание Альфред Хичкок, задумавший создать свой малобюджетный хоррор, впоследствии названный «Психо».

«Невинные» (1961)

хорроры привидения фильмы страшное кино ужастики сияние шестое чувство звонок призрак оперы призраки на холме дом с привидениями отвратительные мужики история кино материалы

Сейчас его мало кто помнит, кроме поклонников черно-белого хоррора, но в начале 1960-х этот камерный британский фильм буквально заворожил критиков по обе стороны Атлантики. В основе сюжета лежала книга «Поворот винта» – классический роман Генри Джеймса о привидениях со всем полагающимся набором – и, в еще большей степени, пьеса, поставленная по мотивам книги. Фильм был выполнен в подчеркнуто нетрадиционной для британской школы хоррора манере, что, с одной стороны, изначально отпугнуло многих зрителей, зато с другой стороны – обеспечило ленте участие в Каннском кинофестивале. Для жанра этот фильм важен, поскольку он показал, как можно рассказать историю о привидениях языком психологической драмы, не прибегая к использованию оживающих скелетов и летающих простынь. Едва ли не все позднейшие фильмы о домах с привидениями (например, широко известные «Другие» Алехандро Аменабара) есть не что иное как вариация этого сюжета.

«Призрак дома на холме» (1963)

хорроры привидения фильмы страшное кино ужастики сияние шестое чувство звонок призрак оперы призраки на холме дом с привидениями отвратительные мужики история кино материалы

Еще одна классическая «история с привидениями», основанная на классической же книге – а именно, романе Шерли Джексон «Призраки Хилл Хауса». Но режиссер Роберт Уайз, впечатленный недавно вышедшим фильмом «Невинные» (см. выше) решил переработать сюжет, и снял эталонный фильм о привидениях… без самих привидений. Его главный козырь – атмосфера обволакивающего безумия, а не спецэффекты или стильные кадры. Тем самым был задан образец для всех последующих мистических хорроров, в которых иллюзия и реальность настолько тесно переплетаются, что невозможно отличить первое от второго.

 «Сияние» (1980)

хорроры привидения фильмы страшное кино ужастики сияние шестое чувство звонок призрак оперы призраки на холме дом с привидениями отвратительные мужики история кино материалы

По мнению многих критиков и зрителей – лучшая экранизация произведения Стивена Кинга, и один из самых известных фильмов ужасов в современной истории. Сам Кинг, впрочем, это кино не любил с самого начала, и можно понять, почему: различия с книгой здесь, на первый взгляд, незначительны, но при ближайшем рассмотрении оказываются колоссальными. Если роман – это классическая «ghost story», то фильм Стэнли Кубрика – история безумия отдельно взятого человека, в которой призраки играют подчиненную роль. Тем не менее, в истории жанра «Сияние» занимает почетное место, хотя бы из-за того влияния, которое фильм оказал на последующие поколения кинематографистов.

«Полтергейст» (1982)

хорроры привидения фильмы страшное кино ужастики сияние шестое чувство звонок призрак оперы призраки на холме дом с привидениями отвратительные мужики история кино материалы

Пожалуй, самый известный фильм Тоуба Хупера (после «Техасской резни бензопилой», конечно) и самый коммерчески успешный фильм о привидениях 1980-х годов, задавший новый стандарт жанра на годы вперед. Такой феноменальный успех объясняется во многом тем, что за Хупером во время съемок тщательно следил не кто иной как Стивен Спилберг – здесь он был одновременно автором сюжета, сценаристом и продюсером (от полноценного режиссерского поста его удерживали только контрактные обязательства по другому проекту). Неудивительно поэтому, что «Полтергейст» получил «детский» рейтинг PG (PG-13 появился лишь через пару лет), и своим успехом доказал, что «история о привидениях» может быть, во-первых, современной, и, во-вторых, нацеленной на максимально широкую (прежде всего – семейную) аудиторию. Фильм получил тележку престижных и не очень наград, его быстро растащили на цитаты, и он также породил два сиквела и ремейк, не говоря уже о бесчисленном множестве подражателей.

«Звонок» (1998)

хорроры привидения фильмы страшное кино ужастики сияние шестое чувство звонок призрак оперы призраки на холме дом с привидениями отвратительные мужики история кино материалы

Легендарный японский хоррор заслуживает места в нашем списке по следующим причинам. Во-первых, именно он породил моду на фильмы, в которых призраки обживают цифровое пространство. Во-вторых, «Зовнок» открыл японскую школу хоррора для западной аудитории, в том числе – и посредством американского ремейка. В-третьих, «Звонок» подарил жанру еще один прочно закрепившийся в 2000-е образ – Мертвую Маленькую Девочку, ставшую еще одной хоррор-знаменитостью, не уступающей в популярности Фредди Крюгеру или Ганнибалу Лектеру. Да, еще до «Звонка» выходили фильмы, в которых под властью призраков оказывается современная техника («Призрак в машине», например, или еще менее известный «Пульс»), но только «Звонок» дал модель построения сюжета, которая стала источником цитат и копирования (более или менее успешного) для огромного множества последующих «историй с привидениями»

«Шестое чувство» (1999)

хорроры привидения фильмы страшное кино ужастики сияние шестое чувство звонок призрак оперы призраки на холме дом с привидениями отвратительные мужики история кино материалы

В отличие от многих других фильмов о привидениях, работа М. Найта Шьямалана выстроена не вокруг конкретной «страшного дома» или скрытой в прошлом тайны, а вокруг человеческих отношений, причем предельно реалистичных – до поры до времени. К фильмам ужасов эту ленту можно отнести, конечно, с долей условности, но факт в том, что она задала новый и потенциально привлекательный подход к феномену призраков вообще – истории о привидениях с тех пор начали часто смещаться в сторону драмы. Хорошо это или плохо – другой вопрос, важно то, что этот тренд существенно изменил облик жанра в 2000-е годы.

Если же мы попытаемся суммировать наши наблюдения за привидениями в хоррор-кинематографе, то легко заметим, что этот поджанр – самый, пожалуй, необъятный из всех. Оборотни или вампиры тоже имеют свои клише, но элементы мистики, связанные с призраками, щедро рассыпаны по огромному множеству фильмов ужасов, в связи с чем выделить их ключевые особенности довольно-таки трудно. Тем не менее, сделать это все же возможно. История о привидениях – это история, прежде всего, о «плохом месте», то бишь, о чем-то локализованном географически. Перечень таких мест со временем меняется, но серьезно он расширился только к 1990-м, и теперь призраки могут жить не только в викторианских особняках, или на заброшенных кладбищах, но и в телевизорах с ноутбуками. Второй момент – власть прошлого над настоящим: призраки, нередко, – символы чего-то скрытого, нарушающие привычный облик мира. И, наконец, третий момент – драматический: традиционной опцией для многих фильмов с привидениями является любовная история (подаваться она может в очень широком диапазоне, от сугубо мелодраматической до садомазохистской), отсылающая, кстати говоря, к прошлому.

  • zzzTaRoOzzz

    . Едва ли не все позднйшие фильмы о домах
    Исправьте

  • Alex Coachman

    А мне 1408 очень понравился

    • MonsterGlobal .

      + отличное кино
      но тут как видите modern times не трогали

      • Dmitry Sokolov

        Да нет, дело не в том, «современный» или нет, а в том, что 1408 (при всем том, что кино мне понравилось, и вообще снято неплохо) — это очень стандартное (в хорошем смысле) кино о призраках, причем даже с очень старым моральным месседжем: призраки — тайна прошлого — прошлое, которое вторгается в настоящее — нужно бороться со своими демонами, и т.д. «Астрал», например, ровно про то же. И еще 1005000 фильмов про привидения, хороших и плохих.

        Если кто не читал оригинальный рассказ, кстати говоря, то сообщу, что там все очень по-другому, в фильме сохранены только некоторые сюжетные детали, основные события — совсем по-другому происходят. Ну и главное, что концепция ужаса в рассказе совсем иная, там такой Лавкрафт-стайл, плюс немного Сайлент Хилл, чистое такое безумие без какой-либо морали, просто сюжет в духе «человек шел по улице, завернул за угол — а там Врата в Ад».

  • Андрей Линейцев

    Мне атмосферка первых двух японских «Проклятий» нравится, жутко что пиздец

    • Vyacheslav Bond Semenov

      Да. Не сравнимо с американскими «бу» хоррорами.

      • Андрей Линейцев

        предполагаемый достойный ответ фреди против джейсона) https://www.youtube.com/watch?v=F7EH8WGxWYY

        • Dmitry Sokolov

          16 июня премьера в Японии, между тем, если кому-то интересно.

          • Андрей Линейцев

            у нас 30го

  • CAPTAIN D-MAN

    When Bruce Willis was dead at the end of «Sixth Sense» I jizzed in my pants.

  • Паллиатив Петров

    Спасибо за материал, интересный.

  • «Во-первых, именно он породил моду на фильмы, в которых призраки обживают цифровое пространство» — Аналоговое. Видеокассета.

    • Dmitry Sokolov

      Вы правы, конечно, возможно, нужно было как-то иначе построить фразу, но когда я писал, то была в голове картинка девочки, которая из ТВ вылезает, а ТВ — ЖК, т.е. вполне современный, ну и дальше по аналогии, извиняюсь за каламбур :) Да, и год-то 1998-й — как-то я забыл совсем, что (при всей информатизации Японии) в истории фигурировала именно кассета, в чем тоже был, думаю, некоторый символизм.

  • Никита

    Спасибо!

  • Насчёт смещения фокуса в сторону драмы , можно вспомнить фильм с Патриком Суэйзи «Привидение».

    • Dmitry Sokolov

      Да! Я думал о нем, но тут такая штука — если включать такие фильмы, то невозможно никак сделать нормальный топ-10, поскольку уже начнет выстраиваться очередь «фильмов С привидениями», а не собственно ghost stories. Те же «Охотники за привидениями» как бы тоже про призраков, но все-таки явно комедия, а не хоррор, при всех реверансах жанру. Хотя кино важное, заметное, повилявшее, и т.д.

  • Kloo

    постеры к старым фильмам крутые
    p.s. странно, что нет фильма «Другие»

    • Dmitry Sokolov

      «Другие» — это вторичный (в смысле не-инновационный, а не в смысле «плохой»!) фильм, который растет скорее из фильма «Невинные» и, в какой-то степени, из оригинального «Призрака дома на холме». Очень старый сюжет, короче говоря.
      Если вам интересны такого рода фильмы — посмотрите «Карнавал Душ» 1962-го года, это практически первоисточник (с точки зрения самой концепции, а не деталей сюжета) «Других», только несколько более сюрреалистический. Я его не упомянул только потому, что он прошел малозаметным в свое время, и оказал влияние только подспудно, на людей, которые его в детстве видели, и впечатлились настолько, что позднее цитировали его в своих уже фильмах. Но он очень крутой, опередивший свое время в каком-то смысле.

      • Kloo

        все три фильма выписал в молескин буду смотреть. фильмы такого рода мне очень интересны, при том что сияние, звонки и шестое чувство не зашли вообще

        • Dmitry Sokolov

          Я вам сейчас вообще страшную вещь скажу: «Сияние» Кубрика и мне не очень. То есть я к мистеру Кубрику и Джеку Николсону со всем уважением, все сделано технически прекрасно, играют все в диапазоне от «хорошо» до «богически», местами очень стильно — но очень как-то бездушно, что ли. Такое ощущение, что кино про призраков снимал человек, который максимум чего боится — что ему «Оскар» не дадут, или что очередной биржевой кризис случится. Мне кажется, Кубрик слишком рационально подошел к этой истории, имел право, конечно, другое дело, что вышло у него не очень интересно, на мой взгляд. Я понимаю, почему его все любят, есть за что, но я на этот раз буду с Кингом — кино для меня не сработало, и если Кубрик хотел сделать максимально точную экранизацию — это тем более fail.
          Шестое чувство тоже не зашло — ну потому там очень много вот этой вот драмы, мистика вся очень теряется на ее фоне. Опять же, снято очень все грамотно, но просто это слишком отстраненный, интеллектуально-ориентированный хоррор, чтобы зацепить меня.
          Ну и про звонки — та же история: я вообще японский хоррор не очень, очень большая у меня по отношению к нему культурная дистанция все-таки.
          Такие дела.

          • Kloo

            класс! особенно про сияние хорошо сказано, столько движа было по фильму, я его даже в прокат брал с субтитрами смотрел, после просмотра подумал, наверное, я слишком реднек, чтобы оценить этот шедевр. хорроры больше читать люблю, но хочется же еще и смотреть что-то. вот дракула, например, любимая книга детства, потом посмотрел фильм великого копполы 1992 года и он не то что разочаровал, выбесил даже, вместо хоррора, подсунули мелодораму. самая большая буря негодования была после экранизации жизни чарлза декстера варда, любимого лавкрафтовского произведения, вот «другие» понравились, может быть больше всего из-за фото альбома с мертвецами, в современном кино такое вообще не возможно представить. после фильма я полез в гугл посмотреть, действительно ли были такие фото, наткнулся на архивы, скачал и смотрел пока не стало хреновато, это же жуть пипец. последнее что зацепило из относительно хорроров это райское озеро, хотя это скорее про садистов каких-то фильм, но меня он выморозил похлеще первых двух оменов.

            p.s. вообщем я рад что здесь будет тема про ужасы всякие, буду ждать следующие статьи

          • industria intrepidusfrom

            Я главную роль женскую из Сияния вспоминаю с содроганием, настолько ущербно.

            • Dmitry Sokolov

              Да, кстати, вот этот момент меня тоже очень раздражал. Персонажей всего человека 3-4, и при этом один из ключевых — настолько несимпатичный, что мне очень быстро стало безразлично, порубит ее Джек Николсон, или нет. 90% времени Венди в этом фильме рыдает и ходит с заплаканным лицом, не помню, чтобы она активно делала что-то там еще.

  • Юрий Волошин

    «Лимб» и «Милые кости» Или не хоррор? «Астрал»? «Паранормальное явление»?

    • Dmitry Sokolov

      Милые кости, мне кажется, все-таки не хоррор,а, скорее, некая «мистическая драма», из того же разряда, что и «Куда приводят мечты», например (при всех различиях). «Явление» — да, конечно, объективно важное кино, но я бы выделил это в отдельный поджнар found footage, про него — через раз (после слэшэров). Астрал — великолепный фильм, но — ничего нового и революционного в нем нет. И именно поэтому он мне нравится — его могли бы снять в 1980-м, а не в 2010-м. Лимб — тоже не приниципиально чем-то выделился, хотя в целом мне не очень понравился.

      • Юрий Волошин

        Лимб имхо выделился тем, что там призрак является главным героем. Девочка ведет себя как призрак — связывается с реальным миром, дает всякие знаки, хочет раскрыть «страшную тайну» и т.д.
        Причем, в отличие от «Шестого чувства», этот факт всплывает практически сразу. В общем, «кино про призрака от лица призрака, знающего, что он призрак». Из аналогов могу вспомнить только «Милые кости».

        Кстати, если будет подборка про демонов, рекомендую ознакомиться с фильмом «Ло». Он никому не известен, нашел его только на пиратбэе, в отстойном качестве и на английском. Но фильм — уникальнейшая штука.

        • Dmitry Sokolov

          Интересная мысль, кстати, про Лимб, да — но таких фильмов было много (то же Шестое чувство играет на этом же поле, несмотря на указанные вами различия). Вообще, это очень типичный на самом деле сюжет: герой умирает и становится призраком, но до поры до времени этого не понимает (вспомните хотя бы французский хоррор Dead End с Рэем Уайзом). То, что призрак быстро понимает, что он — призрак — конечно, хороший ход, небанальный. но я не вижу, что он как-то подействовал на жанр в целом, с момента выхода фильма.

          «Ло» — знаю такой фильм, конечно, он не самый новый, насколько помню, года 2009-го. Вы второй (после меня) человек, который про него что-то знает, жму руку!

  • MonsterGlobal .

    понятно что простая опечатка, но мне так понравилось называть «Звонок» — «Зовнок» :) — пожалуй теперь всегда буду так делать.
    А вообще нужно собраться с мыслями и духом и попробовать найти и посмотреть вот эти из начала списка старые и древние киношки, вторую половину списка конечно же смотрел, всё великое, все оказали большое влияние на жанр. Разве что историю с улицы Вязов добавил бы — в поздних частях конечно скатилось в треш и «так себе», но первые след точно оставили, и на мой взгляд — глубокий

    • Dmitry Sokolov

      Фредди Крюгер по другому разряду проходит — это слэшэр, причем в своем поджанре он тоже очень важен, и я об этом обязательно хотя бы пару слов скажу. Но — в следующей статье.

      • MonsterGlobal .

        ок.
        но согласитесь, Дмитрий — Фреддик немного таки призрак :)

        • Dmitry Sokolov

          Безусловно! Но, опять же, согласитесь, Фредди явно не совсем стандартный призрак типа тех, что двигают шторки, переворачивают все в комнате вверх дном, и живут в старых особняках :)