С 19 января в прокате «Невеста» — новый фильм режиссера Святослава Подгаевского («Владение 18», «Пиковая дама: черный обряд»). Наш специалист по хоррорам Дмитрий Соколов готов объяснить, почему на этот раз российскому фильму ужасов действительно стоит дать шанс.

Молодожены Настя и Иван сразу после скромной свадьбы отправляются к родственникам: семья мужа, живущая в затерянной не пойми где глухомани, просит его срочно приехать. На месте выясняется, что новоприобретенные родственники Насти во главе с сестрой мужа с большим уважением относятся к семейным традициям и очень хотели бы провести с девушкой древний ритуал, издавна принятый в роду. Хотя первоначально Насте все это кажется довольно милым, пусть и не вполне понятным, очень скоро семейный обряд покажет себя с неожиданной и очень пугающей стороны.

Фильмы ужасов в России до сих пор остаются на периферии зрительского внимания, хотя выходят они достаточно часто. Только за последние полтора десятка лет вышел целый ряд фильмов — очень разных и по качеству, и по стилистике — которые можно отнести к хоррор-жанру (от «Мертвых дочерей» и «ССД» до «Путевого обходчика» и «Дизлайка»). Тем не менее, сложно говорить о формировании полноценной школы хоррора в российском кинематографе. Причин тому несколько: свою роль играет и наследие советского периода, когда хоррор в традиционной форме был невозможен, и недостаток финансирования, и конкуренция с зарубежными образцами, причем не только из США или стран Европы. Короче говоря, найти действительно интересный и хорошо сделанный хоррор, снятый в России — задача, мягко говоря, проблематичная.

фильм невеста, интервью с режиссером

Тем неожиданней видеть, что в «Невесте» грамотно собраны воедино все основные элементы, из которых состоит уважающий себя мистический хоррор: уединенное место, где происходит непонятная потусторонняя дичь; тщательно скрываемая тайна из прошлого; ничего не понимающая героиня, которая постепенно распутывает — к своему ужасу — клубок семейных секретов; и, конечно, в нужное время появляющийся призрак.

фильм невеста хоррор отвратительные мужики disgusting men

Вся эта история, понятное дело, — далеко не самый оригинальный хоррор 2017 года. Здесь не стоит ждать каких-то прорывов в жанре, постмодернистских игр в «я знаю, что вы знаете, что я смотрел этот фильм», и прочего. Более того, в фильме кое-где отчетливо проглядывают сценарные пробелы, особенно заметные ближе к финалу, когда ретроспективно вспоминаешь все события, приводящие к развязке. С актерской игрой тоже все не очень ровно: кто-то играет очень хорошо, а кто-то полфильма ходит по дому с отсутствующим видом, не вполне понимая, что делать. Но снято все без каких-то излишних провисаний в действии, и, что самое главное, атмосферно.

Главная локация всего одна, но ее потенциал хорошо прекрасно раскрыт: мрачные виды старого дома смотрятся очень неплохо — как внутри, так и снаружи. И самое важное — здесь отличный монстр: Невеста напоминает отчасти Мертвых Маленьких Девочек из японского хоррора, а отчасти — традиционных призраков из «Заклятия» или «Астрала». Это, между прочим, комплимент: в хорроре создать запоминающийся и стильный образ злой силы — нередко половина успеха.

фильм невеста хоррор отвратительные мужики disgusting men

Еще один важный момент — локальный характер представленного в фильме сюжета. Здесь она обыграна на удивление органично: с одной стороны, специфический обычай хоронить невест можно рассматривать как хорошую отправную точку для всей истории, а с другой — эта специфика помещена в современный контекст, понятный любому человеку, который хотя бы время от времени смотрел фильмы о привидениях. «Невеста» — хороший пример того, как можно объединить местные традиции с универсальными сюжетами, бытующими в хоррор-кинематографе.

«Невеста» — любопытная вариация истории с привидениями, на этот раз взращенная на российской почве. Никаких революций ждать, пожалуйста, не нужно — это игра во вполне конкретный жанр. В этом и преимущество: «Невеста» — старательно, пусть и далеко не безупречно, сделанный мистический хоррор, который не оставляет после себя ощущение зря потраченного времени.

  • Detective_Caffeine

    Думаю, что фильму обязательно нужно дать шанс.

    • Chrono11

      почему? данный режиссерсценарист уже заляпался своими предыдущими работами

      • Dmitry Sokolov

        Владение 18 не смотрел, а Пиковая дама далеко не так плоха, как можно было бы делать от хоррора, произведенного в России. Там есть провалы, но уж точно не «ужас-ужас-ужас».

  • Sector

    Главного не написали — дети играют как полные уебаны или терпимо?

    • Amiran Faiziev

      Fifty-fifty

    • Dmitry Sokolov

      Вообще-то об этом я написал, но прямо ругать или хвалить кого-то не хотел, поскольку никто здесь ни абсолютных высот, ни абсолютных низов не показывает, и в целом впечатление от актеров ровное, где-то хорошо, где-то слабенько, но в целом — ок:

      *С актерской игрой тоже все не очень ровно: кто-то играет очень хорошо, а кто-то полфильма ходит по дому с отсутствующим видом, не вполне понимая, что делать.

      Но если вам нужен еще более прямой ответ, я скажу: мальчик и девочка играют средненько, зато две тетки (старая и помоложе) играют очень прилично, местами вытягивают фильм даже.

  • LiGHT

    Пиковую даму смотрел, вначале и середине было еще норм, но к концу скатилось всё.

    Всю работу по пуганию до усрачки делает звук, все вот эти БУУУУУУУУ низкими частотами

    • Dmitry Sokolov

      Да, здесь тоже со звуком играют, но визуально все весьма хорошо сделано, на мой взгляд. По «Пиковой даме» чуть выше высказался.

  • Flava Flav

    Спс за за наводку, я бы этот фильм мб и не нашёл. Смотрю обычно новинки в приложении кинопоиска, и там до до него сперва хер докрутишь, а потом вообще на него забьёшь, подумав что очередной понос в стиле ужасов. Раз уж ты советуешь, надо сходить, стараюсь в последнее время поддерживать наше кино. Только это

    Главная локация всего одна, но ее потенциал хорошо прекрасно раскрыт

    Либо запятую поставь, либо слово выкинь.

    • Dmitry Sokolov

      Это то ли какая-то хитрая автоподстановка, то ли я просто при подготовке текста забыл убрать слово :( Спасибо, сам заметил только при чтении уже на сайте. По смыслу должно было быть «хорошо», до «прекрасно» все-таки еще немного не хватает :)

      Я советую, скажем так, посмотреть , если человек следит за жанром, и, конкретно, интересуется именно русским его сегментом. Повторюсь: это не шедевр, это просто добротное — особенно для РФ- хоррора — кино. По мне, большего сейчас ждать от режиссеров не стоит. Пусть хотя бы такого уровня картин штук 10-20 наснимают, скилл прокачают, а там посмотрим.

  • Sumrak

    Типичный американский «Дом, в котором происходит что-то ужасное». Прям как будто вырезан из первых «Восставших из ада» или «Тайного окна» или любого другого подобного фильма. Cтрогий двухэтажный домишко с резными перилами, лесок, гранитные памятники возле дома. Даже планировка дома — как в «Восставших из ада», вот прям смотришь на эту лестницу наверх, которая заканчивается дверью направо и прям ждёшь, что оттуда вылезет Фрэнки с содранной кожей.

  • Prokhor Tarunov

    Я не понял, что посмотрел. Хочу посоветовать режиссеру-сценаристу пару полезных книжек, с помощью которых я написал собственный диплом по той же идее. Кто даст его контакт?

  • Артем Рыжонков

    «ее потенциал хорошо прекрасно раскрыт»-либо хорошо,либо прекрасно!)))

    • Dmitry Sokolov

      Да, уже выше написал, что это я забыл убрать лишнее слово — в данном случае это все-таки «прекрасно»: потенциал локации использован грамотно, но без каких-то очень оригинальных находок, строго в рамках жанра.

  • pingviniwe

    мать моя женщина,тот кто писал рецензию на этот кусок субстанции неопределенного цвета и с вполне ясным запахом,еще больший говноед чем я.похвалить такой высер,ну это надо умудриться.следующий раз называй каждую рецензию-смотрю фильм жопой и пишу полную ахинею

  • Pingback: cnwy54wy54wy54wy5435te4c5t34()

  • Pingback: 3tnxyc3ut5x45wmtcy5454tnc3c()