Сьюзен — хозяйка галереи, внешне успешная, но ее жизнь постепенно рассыпается. Супруг, бизнес которого чахнет, явно начал похаживать налево; занятие искусством больше не приносит удовлетворения, и теперь к списку неурядиц присоединилась бессонница. Разгорающийся кризис среднего возраста прерывается внезапным приветом прошлого — первый супруг Сьюзен, писатель Эдвард, присылает ей рукопись пока что неизданного романа. Читая жестокий и мрачный триллер, Сьюзен все глубже погружается в собственные воспоминания и размышления о том, где же она в этой жизни повернула не туда.

«Под покровом ночи» очень опасно кому-либо рекомендовать: велик риск того, что вы, посмотрев картину, окажетесь в рядах людей, покидающих зал кинотеатра с выражением лица из серии «Что я только что посмотрел?» — причем эту маску некоторые надевают уже на начальных титрах (шок-контент!). И лишь небольшой процент зрителей придет от фильма в восторг, сполна оценив режиссерский замысел. Об этом же говорят и противоречивые отзывы прессы. Пока одни критики обвиняют ленту в псевдоинтеллектуальности и псевдоглубине, другие хвалят ее ровно за то же самое, но уже безо всяких «псевдо». Истина, как водится, где-то посередине, но вся неоднозначность «Под покровом ночи» не мешает ему быть мастерски поставленным и многогранным произведением, выводы из которого лежат на поверхности. Что, впрочем, нисколько их не обесценивает.

под покровом ночи обзор nocturnal animals

Фактически, здесь две истории по цене одной. Параллельно с рассказом о несчастной Сьюзен на экране оживает читаемый ею роман. Там все очень жутко: трагедия мужчины, по вине нескольких отморозков лишившегося семьи в техасской пустыне. История об отчаянии и возмездии причудливым образом перекликается с первым браком главной героини. Дело в том, что все связанные с фильмом деятели (автор первоисточника Остин Райт, режиссер Том Форд, вымышленный писатель Эдвард) говорят исключительно на языке метафор и аллегорий. Где-то излишне прямолинейных, где-то скрытых, но всегда точно попадающих в цель. Форд препарирует человеческие взаимоотношения, анализируя их влияние на искусство, равно как и влияние искусства на людские мысли и судьбы. Главная героиня ленты оказывается достаточно умна, чтобы прочесть между строк предназначавшееся ей послание, и вот уже сомнения начинают терзать ее и без того беспокойную душу, а реальность плотно сплетается с вымыслом.

Вместе с героиней мечется в поисках потаенных смыслов и зритель, но, к счастью, у него есть надежный проводник — в этом качестве здесь выступает режиссер. Том Форд усложняет двойное повествование третьим фактором — флэшбэками, вкратце дающими представление о неудачном браке двух творческих людей, в какой-то момент по-разному взглянувших на жизнь. Форд ведет свой рассказ в трех плоскостях, переходя с уровня на уровень совершенно не спотыкаясь и с поразительной легкостью. Филигранность, которой иные постановщики не достигают и за всю свою карьеру, тогда как для Форда это всего лишь второй фильм (по основной профессии он модельер, вы знаете).

под покровом ночи обзор nocturnal animals

Драма, триллер, едва не скатывающийся в хоррор, криминальный детектив — вместо нагромождения, казалось бы, плохо сочетаемых элементов у постановщика и сценариста в одном лице получилась эклектичная конструкция, приводимая в движение играющими как в последний раз актерами. Надрывной Джилленхол, скупой на эмоции Шеннон, жуткий Тейлор-Джонсон, воплотивший образ одного из самых мерзких злодеев последних лет, и элегантно-трагичная Эми Адамс, перевоплотившаяся из скромного лингвиста из «Прибытия» в практически femme fatale в «Под покровом ночи». Второй раз после «Аферы по-американски» она также демонстрирует роскошное декольте. Второй план радует мимолетными появлениями Айлы Фишер и Майкла Шина, но все же это спектакль на четвертых.

под покровом ночи обзор nocturnal animals

Несмотря на то, что «Под покровом ночи» посвящен женщине и снят открытым гомосексуалистом, это максимально мужская история. Именно зрителям-мужчинам в первую очередь будет неуютно смотреть ленту, насильно выдирающую тебя из зоны комфорта. Альтер эго здесь выступают оба персонажа Джилленхола, которому, кстати, не впервой играть сразу двух героев в одном фильме. С одной стороны, не так уж и сложно представить себя на месте мужчины, от которого отреклась некогда любимая женщина, предпочтя более успешный вариант. Обида человека творчества кажется несущественной, но при этом такой понятной, что ее очень просто перенести на себя — хоть ты писатель, хоть резчик по дереву, тебе в любом случае хочется видеть в близком тебе человеке поддержку, а не хаотичную силу, рушащую все то, во что ты веришь.


С другой же стороны, сцены трагедии в пустыне поставлены так натуралистично, что ты невольно помещаешь себя туда, думая, а как бы поступил ты сам. Что сказал бы, как отреагировал, уловил бы тот момент, когда малодушная дипломатия должна уступить дорогу животной агрессии, способной противостоять нелюдям, встретившимся на твоей дороге? Оттого во время особо напряженных сцен пульс стучит как после пары кругов по стадиону. И именно благодаря этой легкости отождествления внезапный финал заставляет удовлетворенно улыбнуться. Все-таки месть бывает разной.

«Под покровом ночи» в прокате с 8 декабря.

  • Павел Петров

    Джиленхолл — топчик! С каждым новым фильмов играет всё лучше и лучше. По мне так новый ДиКаприо. Отыгрывает дай Боже…фильм тоже надо глянуть будет.

    • LinDze

      он всегда был хорошим актёром, просто снимается зачастую совсем не в мейнстриме

      • MadSeaCat

        Да, узнал о нем после Донни Дарко и с тех пор один из любимейших актеров.

      • ME

        Джиленхолл вообще умеет в незаурядное кино, чего стоит Враг и Стрингер.

        • LinDze

          кто бы спорил

  • CAPTAIN D-MAN
  • CAPTAIN D-MAN
  • MadSeaCat

    У меня все просто: вижу Джилленхола и Адамс среди актеров — бегу в кино.

    • Antony Arch

      прям с языка сорвал, особенно Джилленхол после «Nighcrawler», топчик. а вот Адамс чёт как-то не, никогда её не котировал, у неё одна эмоция на все фильмы. ладно, пара)

      • MadSeaCat

        Зато она очень симпатичная) И на ее приятно посмотреть. А за актерскую игру, вон, пусть Джейк отдувается.

  • Mark Quincy

    сходил тут. Визуально все супер, но сюжет по мне так высосан из пальца, а концовка окончательно сливает весь фильма. Нахера он добивал и того добитую женщину? Чтобы доказать какой он мудак?

    • sh_wade

      Если ты про то, что он СПОЙЛЕР
      .
      .
      .
      .
      .
      .
      не пришел в конце фильма на свидание, то это потому что он застрелился. Ну, я так интерпретировал.

      • Yuri Krasavin

        Как-то слишком надумано. Ничего не говорит об этом.

        • Андрей И

          Совсем не надуманно. Персонаж Джилленхола подстрелил себя и в финале романа. Это вполне можно воспринимать как намек

          • Yuri Krasavin

            Как-то слишком буквально, не надумаю.

          • Alexander Mashkov

            Как я понял…
            *
            (СПОЙЛЕРЫ)
            *

            *
            *
            *
            *Когда Сьюзен читает историю Тони, она понимает, что эта история, адресованная ей, является метафорой их отношений. Но в каком ключе? О чем эта история? О любви, которую Тони потерял навсегда (как Эдвард потерял Сьюзен)? Или о жестокой силе, о людях, которые отняли у Тони всю его семью (как это сделала Сьюзен).
            Сьюзен, с позиции своей несчастливой жизни интерпретирует эту историю именно в 1-м варианте. Она уверена, что таким образом Эдвард хочет ее вернуть. А в самые последние секунды фильма она понимает, что в этой истории она вовсе не потерянная любовь.

            • Flava Flav

              Пиздатое осмысление, походу ты прав

            • supermegaubernagibator

              по моему скромному мнению, вся книга — способ показать и доказать главной героине, что автор книги (он же главный герой) — человек с большим характером и железной волей, который в сложной ситуации пойдет до конца, если кто — то причинит боль его близким. Основная претензия семьи Сьюзен к Эдварду была именно эта — что он не способен на большие поступки и не ровня ей. Ну и, напоследок, жестко дает понять, кого она потеряла — просто СПОЙЛЕР не появляясь на свидании

              • Alexander Mashkov

                Ну, кстати, как вариант.
                А вообще, круто, когда такую, по сути, простую историю можно трактовать по-разному. Люблю такое.

            • Detective_Caffeine

              Как мне кажется, вся эта книга большое прощальное письмо перед самоубийством.

              • Yuri Krasavin

                Нет.

  • Nocturnal Animals и Gone Girl, в моём мире эти два фильма друг друга отлично дополняют.

  • j.k.

    > >потенциально лучший триллер года
    Простите, лолчто?

    • Yuri Krasavin

      Во многих. Напряженная криминальная составляющая есть? Есть. А то, что это повествование внутри повествования, как по мне, дело десятое, т.к. он вполне оказывает на зрителя эффект триллера.

      • industria intrepidusfrom

        почему нет упоминания похожих фильмов?)

  • Граф Хрущёв

    Джиленхол – всегда шикарен. Но смотреть такие фильмы нудно не в кинотеатре с жующим быдлом, а дома на большом ТВ или проекторе.

  • CAPTAIN D-MAN

    Сегодня посмотрел. Я не знаю, что испытали остальные 2 человека в зале, но я был несколько обескуражен вступительной сценой. К такому меня жизнь не готовила. Из плюсов фильма могу особо выделить шерифа, быдланов, южный акцент и лютую матершину через каждое слово. Такое надо видеть.

  • Flava Flav

    Пусто збс, одна из лучших рецензий, что я читал за этот год и мысли о таком по-разному оцениваем фильме совпали с моими слово в слово. Недавно самому было суждено оказаться в опасном положении дел, поэтому весь фильм прерывался на размышления, как надо себя вести если сам в замес попаду. Это даже попортило мне понимание концовки, но я всё равно пересматриваю хорошие фильмы ещё раз в оригинале, а тут ещё и в комментариях классно всё расписали.

  • Согласен. Я сам пишу прозу. Весь из себя творческий человек. Сижу вчера в зале, и вижу всю эту жуть. и слова матери меня просто уносят в черную тьму: -«Тебе он не подходит. Тебе нужна стабильность».
    Я постоянно страдаю от отсутствия женщины рядом, но после таких фильмов, как «Исчезнувшая» и «Под покровом ночи» мне резко не хочется Искать себе подругу.
    Как такой мужской фильм смог снять гей? Вопрос года.

    • Gradius

      Вариант 1: партнёры геев порой поступают так же, как и женщины. Так же «Женственно». Вариант 2: и женщины, и мужчины могут поступать в отношениях одинакового подло. Том Форд просто снял гетеросексуальные отношения, они будут понятны большинству зрителей и не будут вызывать омерзения.

  • Паллиатив Петров

    Только с сеанса — и это отличный фильм! Без вашей ревьюшки скорее всего и не пошел бы.

    Одновременно напомнил Исчезнувшую, Забавные игры и Райское озеро.

    А еще мне нравится, что последнее время довольно много фильмов миксует жанры и экспериментирует, не являясь при этом анальным европейским артхаусом. Кловерфилд 10, Человек-Швейцарский нож, теперь вот Nocturnal Animals.

    А еще забавно, что Эми Адамс сыграла в этом году две роли, обе из них в крутанских фильмах и в обоих случаях — персонажа, личная драма которого инкапсулирована в более глобальный сеттинг/сюжет.