С 15 декабря в прокате один из самых ожидаемых блокбастеров года — «Изгой-один. Звездные войны: истории». По нашему скромному мнению, у Гарета Эдвардса и Ко получился, пожалуй, слабейший фильм в легендарной вселенной.

Монструозная махина под названием «Звездные войны» постепенно набирает максимальные обороты. Студия Disney, выкупив права у Лукаса, запустила в прошлом году аттракцион «Смотрим Звездные войны каждую зиму» и не планирует закрывать его в течение следующей пятилетки. Причем премьеры основных номерных эпизодов будут перемешиваться с фильмами из так называемой «Антологии Звездных войн», то есть картинами, рассказывающими истории, которые остались за скобками основных фильмов. «Изгой-один» — первый проект в этой серии.

После финала третьего эпизода прошло несколько десятилетий. Джедаи истреблены, Дарт Вейдер продолжает важно носить свой начищенный до блеска костюм, а Империя, изредка отвлекаясь на мелкие государственные проблемы, продолжает вкладывать деньги в свой амбициозный стартап — Звезду смерти. На фоне продолжается война с повстанцами, но она мало волнует галактическое правительство — как только оно построит самое смертоносное оружие во вселенной, никто не посмеет вступить с ним в открытый конфликт.

Остальные перипетии сюжета оставим за скобками, учитывая как болезненно относятся многие зрители к малейшим спойлерам. «Изгой-один» посвящен, и это понятно даже из трейлеров, супер-опасной миссии в исполнении небольшого отряда повстанцев. Именно они, выкрав чертежи Звезды смерти, помогут сопротивлению уничтожить оружие уже в «Новой надежде».Изгой-один: Звездные войны. Истории Rogue One: A Star Wars Story рецензия фильм отвратительные мужики disgusting men

Что с новыми «Звездными войнами» все не очень хорошо, можно было понять еще задолго до премьеры, когда в прессу начали просачиваться слухи о том, что в подмогу режиссеру Гарету Эдвардсу («Монстры», «Годзилла») и сценаристу Крису Вайцу («Американский пирог 1-2») руководство студии Disney направило оскароносного номинанта Тони Гилроя («Идентификация Борна», «Майкл Клейтон»), чтобы тот переписал сценарий, а затем, по слухам, и переснял определенную часть фильма. Тогда могло показаться, что это все часть корпоративного контроля качества в Disney. Но все оказалось намного хуже.

У Гарета Эдвардса, вся репутация которого строится на симпатичных, но жутко переоцененных «Монстрах», была отличная возможность хоть чуточку отойти от канона и сказочности и снять (насколько это возможно, конечно) свои «Звездные войны». Он честно попытался: «Изгой-один» — действительно мрачнее прошлогоднего фильма Джей Джей Абрамса, в нем нет почти никакого намека на чудность вселенной (все главные роли тут исполняют обычные люди), есть и традиционные политические отсылки — на сей раз ко Вьетнаму и даже новому президенту США.

Изгой-один: Звездные войны. Истории Rogue One: A Star Wars Story рецензия фильм отвратительные мужики disgusting men

Но вместе с этим Эдвардс вычистил из «Изгоя» и традиционные ценности многосерийной эпопеи — юмор, любовь, эффектных героев и даже традиционную музыку Джона Уильямса. Почти удалось вымарать и батальные сцены, но пронесло — единственная помпезная военная битва, которая достойна IMAX-формата и хоть как-то оправдывает 200-миллионый бюджет картины, все же случается примерно за 20 минут до конца.

Впрочем, до нее еще надо досидеть. Первые полтора часа «Изгоя-один» — это, пожалуй, худшее, что случалось с блокбастерами в 2016 году. Не знаю, что там переписывал Тони Гилрой, но в сценарии космических приключений повстанцев столько глупостей и логических нестыковок, словно его дописывали в последнюю минуту. Герои разговаривают банальностями и шаблонами, а в их действиях лишь изредка прослеживается хоть какая-то мотивация, иногда они даже поправляют друг друга, окончательно превращая драматическую миссию в комедию.

Изгой-один: Звездные войны. Истории Rogue One: A Star Wars Story рецензия фильм отвратительные мужики disgusting men

звездныевойныистория

С героями примерно та же проблема. Все они вызывают либо смех (Форест Уитакер в киберкостюме; китайский слепой монах, который мнит себя джедаем), либо раздражение (парочка главных героев). Это удивительно, ведь почти на всех ролях тут — сплошь талантливые артисты. От Фелисити Джонс, которая тут дает Хайдена Кристенсена и хлопает глазами в экран, до Мадса Миккельсена и Риза Ахмеда.

Они пытаются играть, но с каждой идиотской репликой или многозначительным взглядом получается только хуже. Единственная шутка в «Изгое-один» принадлежит, что действительно смешно, не человеку, а новому роботу (впрочем, тоже мерзкому и скучному) K-2SO, а дополняет труппу отталкивающих героев полностью воссозданный на компьютере (а вот это уже не шутка) артист Питер Кушинг, у которого тут даже не камео, а полноценная роль. В Голливуде, конечно, уже давно привыкли забивать гвозди микроскопом, но такой чудовищной растраты актерских ресурсов в блокбастерах не случалось очень давно.

Изгой-один: Звездные войны. Истории Rogue One: A Star Wars Story рецензия фильм отвратительные мужики disgusting men

Тут надо справедливо заметить, что «Звездные войны» даже в свои лучшие годы не являлись образцом драматургии или актерской игры — не зря в сценариях Лукаса всегда находили десятки ляпов, а сами фильмы считаются первыми в истории блокбастерами, которые существенно принизили роль актеров. Но там, где начинались проблемы в предыдущих картинах, всегда включался гениальный талант Лукаса-сказочника, который мгновенно переносил зрителя в свою фантастическую вселенную и стирал грань между реальностью и происходящим на экране. За это старым фильмам и даже прошлогодней картине Абрамса, которому во многом удалось повторить трюки Лукаса, многое прощалось.

Но в как бы реалистичном и напыщенно серьезном фильме Эдвардса, который механически пытается встроиться в каноничную вселенную (звездолеты красиво приземляются на планеты, имперские генералы точено вышагивают по корабельным мостикам; иногда стреляют бластеры), все это не работает. А без волшебной лукасовской пыли в глаза, без мифа и других важных вещей «Звездные войны» становятся похожи югославскую фантастику с диснеевскими бюджетами, не более.

Изгой-один: Звездные войны. Истории Rogue One: A Star Wars Story рецензия фильм отвратительные мужики disgusting men

В «Изгое» есть ровно две вещи, ради которых все-таки нужно заставить себя пойти в кинотеатр — та самая эффектная батальная сцена на звездолетах в финале, наземная часть которой намекает на иводзимовское сражение, и камео персонажей. Ради трех минут с Дартом Вейдером даже Эдвардсу можно простить все. Но именно в этих трогательных и таких долгожданных сценах сильнее всего ощущается пропасть между настоящими «Звездными войнами» и новой картиной.

В прошлом году я авансом похвалил Джей Джей Абрамса в рецензии на «Пробуждение силы» — далеко не лучшем, но и, по моему мнению, не худшем фильме всего цикла. Весь год мне казалось, что я перестарался, но после просмотра «Изгоя» перестал нервничать. К «Пробуждению силы» можно относиться по-разному (многие поклонники «Звездных войн» его откровенно ненавидят), но Абрамс проделал там титаническую работу по воскрешению главной фантастической вселенной в кино. То, что казалось творческой трусостью тогда (явные сходства с «Новой надеждой», например), сейчас кажется верной стратегией. Действуя предельно аккуратно, Абрамсу, при всех недостатках «Пробуждения силы», удалось снова запустить двигатель франшизы, сохранив ее атмосферу и дух.Изгой-один: Звездные войны. Истории Rogue One: A Star Wars Story рецензия фильм отвратительные мужики disgusting men

В «Изгое-один» всего этого нет. Задумываясь как самый рискованный и оттого любопытный фильм за всю истории саги, он схлопнулся под весом собственных творческих и производственных проблем.

Тут можно было бы сказать, что ну и ладно, первый блин комом, дальше будет лучше, но не получается и не хочется. «Звездные войны» всегда были особенным киноциклом, а не просто блокбастером в распространенном сегодня жанре «все равно соберет бабло». Но после «Изгоя-один» нужно быть готовым ко всему.

«Изгой-один. Звездные войны: истории» в российском прокате с 15 декабря.