В ночь на 25 февраля в Лос-Анджелесе пройдет 91-е вручение «Оскаров». За основные призы сразятся «Рома» Альфонсо Куарона, «Зеленая книга» Питера Фарелли и «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса. По традиции, даю прогнозы на основные номинации.

Кстати, в прошлом году удалось угадать 8 основных номинаций из 10

Полнометражный анимационный фильм: «Человек-паук: Через вселенные»

В этом году тут без интриги. Замечательный «Человек-паук» выиграл все аналогичные призы во время нынешнего премиального сезона, поэтому ни у самобытного «Острова собак» Уэса Андерсона, ни у сиквела «Суперсемейки», ни у тем более «Мирай из будущего» и «Ральфа против интернета» нет никаких шансов.

Наша рецензия | История создания фильма

Оператор: Альфонсо Куарон («Рома»)

Черно-белую драму о взрослении и Мексике 60-х должен был изначально снимать трехкратный лауреат «Оскара» и друг Куарона — Эммануэль Любецки. Но из-за плотного графика он вышел из проекта, а напоследок посоветовал Куарону оператора не искать. Потому что никто, кроме него самого не сможет так точно и тонко воспроизвести на экране родную Мексику времен его детства. «Рому» Куарон снял на 65-миллиметровую пленку и даже на экране телевизора (картину выпустил Netflix, поэтому на большом экране она вышла в очень ограниченный прокат) фильм выглядит фантастически. Куарон должен выигрывать «Оскар» в этой номинации даже несмотря на то, что операторская гильдия отдала свой приз Лукашу Жалу за «Холодную войну».

«Рома»


Фильм на иностранном языке: «Рома»

В этом году пятерка иностранных фильмов очень сильна: чарующая «Холодная война» Павла Павликовского (приз за режиссуру в Каннах и за лучший фильм от Европейской киноакадемии), противоречивый ливанский «Капернаум» про бедных детей из Бейрута, новый фильм автора «Жизни других» про немецкого художника Герхарда Рихтера, и японский лауреат главного приза в Каннах — «Магазинные воришки». Но против лома нет приема и тут тоже победит «Рома», которая уже выиграла «Золотой глобус» в той же номинации. К тому же, в иностранной категории часто побеждают наиболее популярные фильмы в США, и картина Куарона по этому признаку вне конкуренции.

Оригинальный сценарий — «Зеленая книга»

Куарон мог бы стать единственным в истории кинематографистом, выигравшем 4 статуэтки в 4 разных номинациях за один год, но не станет. В этом ему помешает Питер Фарелли и компания, которые обязаны забирать приз за оригинальный сценарий за «Зеленую книгу» — обаятельный роуд-муви про дружбу вышибалы из ночного клуба и гениального чернокожего музыканта во время автомобильного турне по расистским южным штатам США в 60-е.

Наша рецензия на «Зеленую книгу»

«Зеленая книга»


Адаптированный сценарий: «Черный клановец»

В этом году в сценарных номинациях сложилась интересная ситуация — оба фаворита «Оскара» остались без наград на церемонии Гильдии сценаристов. «Зеленая книга» уступила «Восьмому классу», а «Черный клановец» — «Сможете ли вы меня простить?». Правда, в последние годы киноакадемики соглашаются со сценаристами не так часто, поэтому в этой номинации отдаем предпочтение великому и ужасному Спайку Ли и его команде, который после долгого перерыва вернулся в оскаровскую гонку. За победу «Черного клановца» говорит и победа на BAFTA, и статус Спайка Ли. Сейчас лучший момент, чтобы наградить культового режиссера статуэткой.

Актриса второго плана: Эми Адамс («Власть»)

Тут опять интрига — в теории статуэтку могут взять все пять актрис. Наименьшие шансы у Марины де Тавира из «Ромы», чуть выше — у тандема Стоун-Вайз из «Фаворитки». Основная битва развернется между Реджиной Кинг, выигравшей «Золотой глобус» (но она пролетела на BAFTA и церемонии Гильдии актеров), и Эми Адамс. Последняя сделала во «Власти» небольшой актерский подвиг — не только не затерялась на фоне тучного Кристиана Бэйла, но и местами переиграла его. Поставим на Адамс, которая должна выиграть «Оскар» с шестой попытки. Но вообще у двух актрис шансы 50 на 50.

8 фильмов про американскую политику помимо «Власти»

Актер второго плана: Махершала Али («Зеленая книга»)

Одна из самых предсказуемых номинаций. Махершала Али, который сейчас ищет пропавших детей в сами знаете каком сериале HBO, должен побеждать в одну калитку и забирать свою уже вторую золотую статуэтку. За роль в «Зеленой книге» он получил, кажется, все возможные награды премиального сезона — и «Оскар» исключением не станет.

Актриса: Гленн Клоуз («Жена»)

Еще одна постоянная неудачница «Оскара» Гленн Клоуз (пока что у нее 7 номинаций без побед) — кажется, в этом году уедет домой счастливой. Фильм «Жена», где Клоуз умопомрачительно играет (не поверите) гениальную жену писателя-лауреата Нобелевской премии, пролетел мимо всех радаров. И вполне заслуженно: единственное достоинство картины — это как раз игра Гленн Клоуз. В идеальном мире за статуэтку в этой номинации могла бы побороться и Оливия Коулман, сыгравшая в «Фаворитке» роль всей своей жизни, но этого не произойдет. Остальные претендентки не имеют вообще никаких шансов.


Актер: Рами Малек («Богемская рапсодия»)

Ворвавшаяся, к удивлению многих, в премиальную гонку «Богемская рапсодия» должна забрать на предстоящей церемонии несколько наград — в первую очередь, за монтаж и звук. Но главная статуэтка должна уйти к Рами Малеку, очень точно сыгравшего Фредди Меркьюри в байопике группы The Queen. Как и в случае с Клоуз, у Малека при всех его возможных призах за эту роль есть только один призрачный соперник — Кристиан Бэйл, но шансов у него совсем немного.

Наша рецензия на «Богемскую рапсодию»

Режиссер: Альфонсо Куарон («Рома»)

Альфонсо Куарон и «Рома» легкой поступью шагают по премиальному сезону, собирая горы призов на всех церемониях, где участвуют — список наград фильма занимает отдельную страничку на «Википедии». И если победа «Ромы» в главной номинации еще вызывает сомнение, то «Оскар» Куарону за режиссуру (второй в его карьере) — нет. Как и Махершала Али, мексиканец выиграл все главные призы и рискует остаться в этом году непобежденным.

Фильм: «Рома»

В главной номинации — противостояние традиционного голливудского уюта и фестивальной многозначительности, США и Мексики 60-х, цвета и ч/б, обаяния знакомых артистов и поразительной натуральности непрофессиональных актеров, одним словом — «Зеленая книга» против «Ромы», Питер Фарелли против Альфонсо Куарона. Рискну выбрать «Рому», несмотря на многие награды (включая главную — продюсерскую) у «Зеленой книги». И у меня на это две причины. Первая — если так можно выразиться, тренд на мексиканцев в Голливуде (вспомним недавние награды Дель Торо и Иньярриту). Вторая — непростые взаимоотношения США и Мексики при Трампе. В случае победы «Рома» может стать первой картиной на иностранном языке в истории, взявшей главный «Оскар». Намечается красивая история, и у нас нет причин в нее не верить. Ведь «Оскар» — это продолжение Голливуда, а там, как говорила Джулия Робертс в «Красотке», сбываются все мечты.