Отвечаем на извечный вопрос «чего бы такого послушать» подборкой четырех альбомов, которые вышли (относительно) недавно.

artworks-000104480752-c9ci71-t500x500Trickfinger — Trickfinger

iTunes

Гитарист Red Hot Chili Peppers Джон Фрушанте (Фрусчанте? Фрусчианте?) за последние пять лет сделал все для того, чтобы люди перестали считать его просто гитаристом — пускай и инновационным, талантливым и виртуозным. И, по правде говоря, он в этом преуспел: то ударялся в авангардную электронику на своих сольных альбомах, то продюсировал хип-хоперов Black Knigts или принимал участие в странных супергруппах вроде Kimono Kult. На своем последнем альбоме Enclosure Фрушанте мучительным образом переучивал себя играть на гитаре так, как не играл никогда — не как рок-музыкант. В общем, настоящий экспериментатор. Последняя авантюра Джона — проект Trickfinger, который уже окончательно выталкивает музыканта из его зоны комфорта и выводит на сцену эйсид-хауса, кислотной нервной электронной музыки рваных битов и въедливых синтезаторных всхлипов. Я бесконечно люблю почти все, что на чем стоит имя John Frusciante, но Trickfingrer — совершенно другая история. Моя главная претензия к этому альбому — в нем очень много хаотичной электроники Aphex Twin и каких-нибудь Orbital, но очень-очень мало Джона.

За монотонными невротическими искусственными конструкциями нет ни голоса или мелодии, ни какой-то осмысленной идеи. Все это больше напоминает качественно выполненное домашнее задание «Как писать сложную электронику», вынужденную необходимость на пути к собственному материалу, которая по каким-то причинам была записана на пленку и выпущена как коммерческий релиз. Если бы я не прочитал, что Trickfinger действительно дело рук Фрушанте, то решил бы, что это очередной инди-релиз с лейбла Warp с парочкой неплохих зарисовок (Before Above, Sain, 430). В общем, лучше забыть об этом недоразумении и взамен послушать, наконец, сольные альбомы одного из самых необычных музыкантов современности — у нас как раз припасен полезный материал. [4] 

a0292563854_16Grizzly Knows No Remorse —
Fat Glasses And The Leather Mustache 

iTunes

Вопреки расхожему мнению, в России хватает хороших групп в самых разных жанрах, от электроники до метала — просто индустрия сейчас находится в таком состоянии, что их никто не продвигает, а новые слушатели приобретаются медленно и с огромным трудом. Московская метал-группа Grizzly Knows No Remorse существует семь лет, и за это время она успела сколотить достаточно активную и многочисленную (для андерграунда) фан-базу, чтобы вам не пришлось на их концерте стоять в полупустом зале у дальней стены, скрестив руки на груди. «Гризли» — идеальная концертная группа, которая умеет играть естественно, громко и с завидной самоотдачей — сложно игнорировать энтузиазм четверых молодых парней, которые скачут по сцене так, словно это их последний день. Их «на х*й все»-подход как бы предполагает наличие рок-атрибутов в виде пьяных вечеринок, разбитой мебели и спонтанного секса, даже если это имеет мало общего с реальностью. В общем, музыка для тех, кто хочет вспомнить, как нужно развлекаться.

Другой вопрос, что целенаправленное прослушивание GKNR в записи уже вызывает некоторые вопросы и сомнения: когда рев гитар не бьет по ушам, вокруг не скачут фанаты в легком подпитии, и нет этого ощущения присутствия, уже довольно сложно оценить и принять эстетику группы. Сальные шуточки в названиях треков уже не кажутся смешными, обложка вызывает недоумение, а тексты становятся сугубо вторичными. К счастью, музыканты потратили последние четыре года с умом: если предыдущий диск Bearotica был безостановочной угарной вечеринкой, то Fat Glasses And The Leather Mustache — это когда самые тупые и юные посетители уже отключились, и можно продемонстрировать что-то более интересное и вдумчивое.

Как и раньше, «Гризли» обходятся минимальным джентльменским рок-набором из жирных гитар, гулкого баса, лупящих барабанов и агрессивного вокала. Никаких особенных эффектов, электронных вставок или стилистических гуляний — это все тот же заводной, мощный и грувовый панк-метал, раскаленный со состояния хардкора. Но что выводит группы на новый уровень, так это гораздо более изобретательные структуры песен, правильные расстановки акцентов и неожиданные сдвиги в развитии мелодий. С технической и композиторской точки зрения это уровень, достойный тех западных групп, на которых «Гризли» выросли — и если раньше ты думал про себя «Это чем-то похоже на Every Time I Die», то теперь это звучит действительно как будто ETID; стремление не «закосить» или пародировать, но интерпретировать и видоизменить знакомые стилистические черты. Альбом стартует с молниеносной What It Takes And How It Tastes, где изобретательная «молотилка» сопровождается размашистым припевом и сокрушительным заключением, затем продолжается прямолинейным боевиком We Are The Party; где-то рядом ждет мощнейшая Godstasy — и так далее.

Эпицентром всего этого безумия можно посчитать Refuse, Despise, где прижимистый грув, подгоняемый лязгающими гитарными риффами, взрывается эффектным припевом, ни на секунду не теряя в напоре. Группа звучит лучше всего, когда набирает скорость и бьет наотмашь, когда вокалист Андрей дерет глотку слово обезумевший зверь, Виктор высекает искры из гитары, Евгений рвет струны на басу, а Александр, как говорится, выбивает все дерьмо из барабанов. Это действительно мощный и тяжелый материал, который не только играет мускулами, но и умеет хорошо использовать мозги.

У меня проблемы возникли с моментами, когда группа сбавляет обороты и пробует построить, скажем так, песню на мелодии. Иногда это получается отлично (Equalising Mourning), а иногда проводит к спорным результатам (Waiting To Be, Glory Hole). Тексты тоже, хоть и в целом более осмысленные и зрелые, иногда грешат языковыми клише и неестественными конструкциями. Но это фундаментальная проблема многих групп, которые выбрали английский в качестве основного языка: придать естественность и органичность лирике, вовремя опускать слова, интерпретировать идиомы, найти правильный баланс между стилистической грамотностью и поэтической вседозволенностью — все это крайне деликатные и неочевидные вещи, которые приобретаются с трудом.

Возвращаясь к общей эстетике и имиджу «отвязной группы для шумных вечеринок» — есть стойкое ощущение, что данную тему «Гризли» почти полностью исчерпали с выходом нового альбома, и продолжать в том же духе по-хорошему не стоит. Эта фаза тщательной подготовки в результате должна привести к стилистическому и концептуальному рывку вперед, из прошлого и изученного к настоящему и новому — и мне крайне любопытно посмотреть, что же будет дальше. Как бы там ни было, «Fat Glasses…» — один из самых интересных релизов современной русской метал-сцены и задокументированное доказательство творческого роста Grizzly Knows No Remorse. И по возможности сходите на концерт — это все еще важный элемент для понимания контекста. [7] 

a0686524062_16Crosss — LO

iTunes

Молодое трио из Торонто, судя по собственной странице в Фейсбуке, играет психоделический метал и «футуристический гранж». Характеристика не совсем точная, но интригующая. Музыка Crosss довольно любопытным образом скрещивает раннюю психоделию 60-х (с причудливыми интонациями в голосе и рок-н-рольным грувом) и гаражный рок примерно той же эры (или его современное перерождение в лице Ty Segall) — и все это пропущено через гигантическую ритм-секцию и зловещие гитары, увешанные огромным количеством реверба и эхо.

Все это похоже на то, если бы ранние Moody Blues вдруг увлеклись оккультизмом и начали играть сладж-метал. При этом нельзя сказать, что это тяжелая музыка — но она определенно грозная, медленная и «тучная». Сам эксперимент поначалу увлекает, но под конец монотонный грохот начинает несколько утомлять — за исключением акустической Dance Down, здесь не особо-то много разнообразия. Общую картинку сильно портит финальный 18-минутный трек Enthroning the 4 Acts в жанре эмбиента — затею я не оценил. Но в целом LO — интересный эксперимент, который стоит послушать хотя бы один раз. [6]

ken-mode-successKEN mode — Success

iTunes

О предыдущем альбоме канадской группы KEN mode я писал два года назад, и, если вы пропустили, то вам нужно знать о них следующее: трио из Виннипега играет невероятно злую, техничную и язвительную смесь панка, пост-хардкора и метала; все их альбомы крутые и заслуживают внимания; они выиграли премию Juno за вклад в развитие канадской музыкальной сцены. Стоит ли говорить, что новый диск KEN mode я ждал с нетерпением. И меня поджидал большой сюрприз.

Если подумать, смена зубодробительного виртуозного хардкора на (относительно) минималистичный нойз-рок была вполне логичной — корни KEN mode уходят в творчество Melvins, Unsane и других культовых фигур, которые в 80-90-е водили музыкальной наждачкой по ушам меломанов. Success звучит скромнее, тише и медленнее своих предшественников, риффы преподносятся с удивительным упорством и основательностью, а каждая нота ритм-секции звучит так, будто на ее извлечение музыканты тратят всю свою энергию, после чего непременно падают от изнеможения — но нет, продолжают играть. Но вот удивительное дело: убавив дисторшен наполовину, KEN mode зазвучали еще яростнее и агрессивнее — их музыкальный нерв оголился, и в него на протяжении сорока минут тыкают иголкой. Открывающая Blessed, сыгранная в два (!) баса и без гитар, просто размазывает по стене своим сокрушающим лязгающим грувом, прежде чем швырнуть слушателя в шизофренический финал с Юджином Робинсоном из Oxbow на вокале. Быстрые хаотичные треки исчезли не полностью — I Just Liked Fire и Failing at Fun Since 1981 наглядно демонстрируют виртуозность и одержимость техническими фокусами музыкантов.

Своеобразная смена жанра позволила KEN mode и немного поэкспериментировать: например, These Tight Jeans совмещают поп-панк-мотив с перекличками мужского и женского вокала с очень напористым и грязным стилем исполнения; The Owl… наполовину состоит из «приджазованных» проигрышей и авангардной гитары; заключительная Dead Actors вообще звучит как новый трек группы Slint, где меланхоличная расслабленная мелодия постепенно превращается в настоящий шторм из звуков. Общую картину способны испортить разве что Management Control и A Catalog of Small Disappointments, которые слишком сильно полагаются на заезженные формулы нойз-рока и в итоге ничем не запоминаются.

За звукорежиссерским пультом в этот раз сидел сам Стив Альбини, который не только «In Utero» Nirvana записывал, но и помог сформировать сцену нойз-рока — со своей группой Shellac. Стиль Альбини слышен с первых секунд: «сухое» и ясное звучание инструментов, своеобразное эхо, громоподобные барабаны и так далее — для нового подхода группы годится идеально.

Да, KEN mode в целом и диск Success в частности — это крайне враждебная, злая и разрушительная музыка. Эффект усиливается вокалом Мэтьюсона, который не столько поет, сколько рычит, кричит или говорит, и крайне нигилистическими текстами, которые успевают проехаться — с обязательным применением язвительного сарказма и желчных обвинений — по «офисному» образу жизни, отсутствию цели у людей, религии, концепту популярности, музыкальным фанатам, в конце концов. Такое ощущение, что KEN mode искренне ненавидит всех и все — и это не напускная злоба разукрашенных метал-театралов или ноющих ню-металистов. В эту ярость по-настоящему веришь, и от этого иногда становится как-то не по себе. Ну, зато все честно. [8] 

«Тяжелая ноша» — регулярная рубрика, в которой Вячеслав Мостицкий делится впечатлениями от прослушанных им новинок рок-музыки и ее производных. Предыдущие выпуски можно найти здесь.