К сегодняшнему дню, пожалуй, не осталось жанров, которые не встречались с металом и рок-музыкой. Никаким фьюженом нас уже не удивить, но смесь регги и метала все еще остается экзотичной и странной, хоть и существует еще с девяностых. А дело в том, что жанр в чистом виде так и не стал массовым. Нужно исправлять эту несправедливость, так что сегодня мы разберемся откуда регги-метал взялся и кто его вообще играет.

Для начала нужно понять, почему регги-метал чаще всего правильнее называть все-таки рагга-металом. 

Что такое регги, как это звучит и кто такой Боб Марли, никому объяснять не нужно. А вот с раггой сложнее. Рагга — это электронный поджанр регги, зародившийся на Ямайке в восьмидесятых годах на фоне растущей популярности электроники по всему миру. Изначально главное отличие между регги и раггой было в том, что во втором не использовались живые инструменты. Кроме того, рагга впитала многие элементы дэнсхолла и в целом была более ритмичной, быстрой и танцевальной музыкой, нежели прародитель. На основе рагги в итоге были сделаны первые эксперименты по скрещиванию регги и хип-хопа. А рагга-метал — это, по сути, ответвление рэпкора. Так что на раггу жанр опирается куда сильнее, чем на, собственно, регги. 

Впрочем, «читка в стиле регги» на самом деле появилась куда раньше рагги, хотя в ней она в итоге закрепилась сильнее всего. Называется такое исполнение тостингом. А корни его закопаны в африканской народной музыке. Суть тостинга заключается в ритмичном зачитывании стихов нараспев. Подобное вообще существует во многих культурах и даже в церковных практиках. В ямайской музыке человека, зачитывающего «тосты», называют deejay. С традиционным определением «диск жокея» это слово путать не стоит — по смыслу оно ближе к MC. Причем у ямайского диджеинга даже конкретный изобретатель есть. Уинстон Купер, более известный как Граф Мачуки — он начал тостить под R&B еще в пятидесятых годах. 

Пример диджеинга в исполнении Дэмиана Марли — младшего сына Боба Марли. 

С роком регги-музыка встречалась постоянно, но до метала добралась только в середине девяностых. 

Рагга-метал — это смесь рагги, регги, даба (психоделичный и сильно басовый вариант регги), ямайского диджеинга, фанка и ню-метала. Вопрос, кто основал жанр — спорный. Некоторые указывают на французов Freedom for King Kong, другие на валлийцев Dub War. Обе группы важны для жанра как пионеры. Но изобретателем в таких случаях все же стоит нарекать того, кто первым успел выпустить полноценный релиз, в который упаковал все жанровые особенности. А если уж закапываться, то в пионеры нужно еще и Deftones записать — у них среди демок тоже рагга-метал есть. 

Группа Freedom for King Kong образовалась в Бретани (северо-запад Франции) в 1994 году, но дебютник выпустили только через пять лет. Записав четыре альбома, особо знаменитой группа так и не стала, а с 2008 года признаков жизни не подает. Что не отменяет того, что рагга-метал они записывали каноничный и качественный. Музыканты еще и пели на родном французском, что только добавляло экзотичности звуку.

Dub War французов все же обогнали. 

Группа собралась в Ньюпорте в 1993 году, а дебютник выпустила уже в 1999-м. Самым заметным и исторически значимым участником Dub War был вокалист Бенджи Уэббе. Группа просуществовало недолго — в 1999 году она распалась, а Уэббе на ее осколках основал Skindred. И уж эту банду вы знаете точно. Skindred вообще — самая известная и успешная рагга-метал-группа, пробившаяся в высшую лигу. Ну а Dub War — при участии Уэббе — пару раз воссоединялись в десятых и в 2016 даже выпустили сингл.

Кроме этого, Уэббе успел совместно с Робертом Трухильо из «Металлики» собрать супергруппу Mass Mental? — с двумя басистами. В 1999 году они даже выпустили рагга-метал-альбом How to Write Love Songs. А в 2014-м воссоединились для нескольких шоу. В 2016-м группа играла вновь, и возможно, когда-нибудь выпустит новый альбом. Забавно, что когда Роберт пригласил Уэббе поучаствовать в задумке, тот Трухильо даже не знал. Но когда узнал, из какой Роберт группы, конечно, долго не раздумывал. 

Но хоть рагга-метал так и не стал массовым жанром, нельзя сказать, что творчество Dub War не оставило след в музыке. Во многом благодаря им элементы рагги и регги проскальзывают в творчестве многих тяжелых групп. Некоторые банды хоть и не выстраивают на рагга-метале все свое творчество, но периодически записывают песни в этом жанре. Примеров много: Nonpoint, Hed P.E., 311, P.O.D., Insolence и многие другие. Но для подборки я решил выбрать только те группы, для которых рагга-метал — основа звука. Таких нашлось не так уж много, а хороших среди них — еще меньше. 

Skindred

Настоящие короли рагга-метала, неплохо завирусившиеся в начале нулевых, попав со своим треком Nobody на саундтрек в NFS: Underground 2. Их песня для многих была самой запоминающейся в игре. Группа до сих пор существует, гоняет по миру с турами и выпускает альбомы. Даже более того, Skindred сегодня — это большой мейнстрим-рок уровня Godsmack и Shinedown. От рагга-метала они иногда отклоняются (особенно на последнем альбоме), но никогда не уходят от него полностью. 

Причины успеха группы можно разбирать долго, но одна из них — дичайшая харизма Бенджи Уэббе, его профессионализм как вокалиста и умение работать с толпой. К тому же за прошедшие двадцать с лишним лет Skindred написали десятки хитов, так что положение свое они заслужили. 

Rhaatid

Группа, основанная в Германии музыкантом под псевдонимом Раф Хаус. Родился он в Манчестере, но его родители — выходцы с Ямайки. Много информации о группе не найдешь (непонятно даже, существует ли она сейчас) и официально она выпустила всего один альбом — Raatid. Но диск действительно хорош: он достаточно тяжелый, однако в нем больше все-таки регги и рагги, нежели метала. Звучит очень аутентично.

Fear Nuttin Band

Довольно старая и уважаемая в андерграунде группа из массачусетского Спрингфилда. Трое участников — половина коллектива — родом с Ямайки, так что тут проблем с аутентичностью тоже нет. Дебютник Fear Nuttin Band выпустили еще в 2003 году и это их единственный диск, доступный на стриминговых сервисах — остальные придется поискать. Рагга-метал у банды звучит в стиле ранних Skindred, разве что фанились они меньше и чаще выбирали для лирики остросоциальные темы. К сожалению, на сегодня группа уже распалась.

Inbellum

Калифорнийская группа, удачно смешавшая раггу не только с ню-металом, но и с довольно жестким металкором. Так что в сравнении с классиками рагга-метала у них звук был более тяжелым. Жаль, что история ее остановилась на единственном альбоме Are You Still With Me? 2013 года.

The Bredrin Daddies

Калифорнийская группа, о которой я не знаю ничего — The Bredrin Daddies оставили несколько альбомов и никакой информации о себе. Они начали записывать мощный рагга-метал еще в середине девяностых и продолжали до конца нулевых. Из андерграунда The Bredrin Daddies так и не выбились, но хуже их музыка от этого не становится. Впрочем, кому-то она может показаться слишком старомодной — за пределами рагга-элементов это чистый рэпкор конца девяностых. 

Matamba

Один из самых интересных артистов подборки. Матамба родом из Аргентины, но в раннем возрасте переехал с родителями в Боливию. Там он увлекся тяжелой музыкой, но никакой хардкор-сцены в стране в целом не было. Это Матамбу не остановило, и он собрал тусовку вокруг себя. Сколотил сначала одну группу, потом другую, но в итоге сосредоточился на сольном творчестве. В своей музыке он смешивает треш и дэт-метал, раггу, регги и ска. Получается круто и самобытно. Не удивительно, что именно он стал первым хардкорным музыкантом из Боливии, которому удалось прыгнуть выше локального уровня. 

Eyesburn

Отличная сербская группа, которая в ходе своей эволюции от ню-метала перешла к более мудреному треш-металу, не растеряв при этом рагга-элементов. Существует с 1994 года — настоящие ветераны. В плане звука их песни довольно сильно напоминают Skindred, особенно в вокальном плане. Они, кстати, успели поработать с Soulfly и Максом Кавалерой из Sepultura. Так что на западе среди увлеченных фанатов тяжелой музыки Eyesburn кое-какую известность имеет. Ну а на родине они справедливо считаются одной из лучших тяжелых групп локальной сцены. 

Power of Trinity

Одна из самых успешных групп на польской рок-сцене. Между основанием банды (еще в девяностых) и выходом ее дебютника прошло больше десяти лет, что тоже тянет на рекорд. В случае с Power of Trinity речь идет именно о примеси регги в инструменталах песен, подражать диджейской читке группа пытается не так уж часто. В целом же банда склоняется, скорее, к мягкому мейнстрим-хэви, нежели к металу. Песни они, кстати, исполняют на родном языке, а регги на польском — это штука настолько своеобразная, что ее нужно обязательно заценить. 

Ninjaspy

Среди всех групп подборки канадцы Ninjaspy — самая экспериментальная. Элементы регги и ска в их творчестве присутствуют постоянно, но местами они похожи на System of a Down и утяжеляются до дэткор-уровня. В целом же это рагга-металкор, если не маткор — ломаные ритмы и сложные риффы музыканты банды явно любят. Еще они сильно напоминают Twelve Foot Ninja, у которых регги в музыке тоже случается.