Наверняка у вас дома есть тяжеленный фотоальбом с ветхими снимками предков: водрузив саблю на патефон, ваш троюродный прапрадед в кителе и фуражке приобнимает конопатого мальчугана в коротеньких портках — причем голодранец, на самом деле, ваш родной дед. Такие снимки здорово рассматривать под размеренные комментарии пожилой родни, но им не хватает важной черты — цвета.

Одним из пионеров цветной фотографии в России был Сергей Прокудин-Горский — в 1909 году Николай II велел ему задокументировать происходящее в стране. На протяжении шести лет Прокудин-Горский путешествовал по разным уголкам империи, заручившись поддержкой царя — он заинтриговал самодержца цветным фотопортретом Льва Толстого и по итогам аудиенции получил в распоряжение железнодорожный вагон с встроенной фотолабораторией.

После революции 1917 года Прокудин-Горский покинул Россию, забрав с собой около трех тысяч негативов и готовых снимков — позже, в 1948 году, эти материалы были куплены у наследников фотографа Библиотекой Конгресса США; до 1980 года широкой публике об этой коллекции известно не было.

тройная экспозиция

Каждый снимок делался методом тройной экспозиции через красный, зеленый и синий фильтры. Затем позитивы совмещались с помощью проектора с тремя объективами, каждый проецировался на экран через фильтр того же цвета, с помощью которого он был снят.

В 2000 году снимки были переработаны для выставки, в результате чего с некоторых фотографий исчезли артефакты и неточности от ручного совмещения трех позитивов. Процесс переработки претерпели около 120 снимков; остальные, не доведенные до совершенства экземпляры, можно увидеть тут.