Новая CoD привлекла к себе массу внимания из-за сюжетной части — где русские играют важнейшую роль во всех смыслах этого слова.

UPDATE: в середине текста была некоторая путаница с Россией и Кастовией — просим прощения, если ввели кого-то в заблуждение.

Новую CoD: MW журналистам впервые показали в мае этого года. Кроме миссии с захватом дома в Англии была еще одна — та, из-за которой в том числе сейчас игра попала под огонь. В ней показывалась вымышленная республика Урзыкстан, куда по сюжету игры 20 лет назад вошли российские войска во главе с обезумевшим генералом Барковым, которого разработчики сравнивают с обезумевшим Курцем из «Апокалипсиса сегодня». Один из солдатов Баркова врывается в дом, где прячутся отец и двое детей. Отца убивают, а вы, играя за девочку, убиваете солдата и бежите вместе с братом. Представители Infinity Ward после презентации сами подходили к российским журналистам и спрашивали — не жестко ли? Сказать тогда наверняка было сложно. Все помнили историю с MW2, никто не хотел ее повторения, но как мы видим в итоге, сделано для этого было недостаточно; первые сюжеты про игру на ТВ вышли уже сегодня — и они про то самое.

В сентябре пошли слухи, что Sony возвращает деньги за предзаказ игры и вообще снимет ее с продажи на территории РФ. В октябре они подтвердились, вслед за этим стало известно, что игру не будут продавать в рознице. Всех причастных к этому обвинили в самоцензуре.

В день релиза игры 25 октября Activision запланировала несколько партнерских стримов по игре, но вечером стало известно о трагедии в Забайкалье — и в срочном порядке их отменила. К тому моменту многие уже поиграли в одиночную кампанию — и нашли там плохих русских. Ряд стримеров отменил свои активности именно на этой волне. Мы с Андреем Загудаевым в тот момент проходили игру на стриме (который не был партнерским) и получили некоторое количество комментариев про русофобию, пропаганду и попытки обелить Activision.

Что же происходит в одиночной кампании новой Modern Warfare?

MW 2019 года — полный перезапуск сюжета MW. Он означает, что написанная ранее альтернативная история мира с Третьей мировой и всеми остальными милитари-фантазиями отменяется и пишется заново — c новыми милитари-фантазиями. Действие игры происходит ровно в наши дни — прямо в двадцатых числах октября 2019 года. Западные спецслужбы пытаются предотвратить теракт группировки «Аль-Катала», но вместо этого получают перестрелку в центре Лондона; в то же время разворачивается конфликт вокруг химического оружия, за которое спорят «Аль-Катала» с главарем по прозвищу Мясник и российские военные под управлением генерала Баркова. Мясник и Барков — главные злодеи игры. Против них выступают английская SAS, ЦРУ и силы сопротивления вымышленной республики Урзыкстан, которая по мифологии игры уже как 20 лет захвачена армией Баркова. При всем его безумии — все же русской армией.

Infinity Ward не то чтобы внезапно вернулась к теме «плохих русских».

Барков — один из двух злодеев в игре.

Отсылки к Тому Клэнси, который тоже любил набросить на Россию в своем творчестве и часто упоминается в обсуждении игры, тут даже излишни — справимся и без них. Первая трилогия MW начинается с того, что в России идет гражданская война, а ее победитель в третьей части ведет русскую армию на Вашингтон. Проблема в том, что в 2019 году Infinity Ward не утруждает себя описанием геополитической обстановки. Из сюжета можно вынести, что 90-е Барков вторгается в Урзыкстан и пребывает там следующие двадцать лет, терроризируя местное население под соусом наведения порядка и борьбы с террористами. Что в этот момент происходит в России — не объясняется; лишь к концу игры по некоторым признакам можно  сделать вывод, что в новой альтернативной реальности CoD в России опять что-то пошло не так — вплоть до той же гражданской войны. Но к тому моменту объяснять что-либо уже поздно — как видно, дотерпит не каждый. Герои совершают массу вылазок против армии Баркова, которую легко можно интерпретировать как просто «российскую армию» — хотя никакой символики там нет, и флаг другой. Сам Барков при этом ведет себя как обезумевший тиран и устраивает публичные казни. Лидер сопротивления Урзыкстана заявляет, что не видит разницы между российской армией и террористами «Аль-Каталы» — и ее правда не видать.

Что обо всем этом думают в самой России, не сообщается. Незадолго перед смертью Барков пытается дозвониться в Москву, но его игнорируют; к концу игры мы узнаем, что главные герои сотрудничают с ФСБ и все вроде как работают на общее благо, но это скорее вызывает новые вопросы, чем на что-то отвечает. Мантры про аполитичность Modern Warfare как игры, которую нередко зачитывали разработчики, доходят далеко не до всех, особенно когда так просто срастить сюжет игры с реальными обстоятельствами. Самый известный пример: во время бомбардировок Урзыкстана показывают мужиков в касках — для русской версии их перекрасили в зеленые, но так-то они белые, что у нас заметили еще до выхода игры. Сравнение Урзыкстана с Сирией — общее место почти в любых СМИ, не только российских; в нашей википедии в игру успешно приплетают еще и конфликты на Украине. Есть отсылки и помощнее, причем находят их не обязательно русские: вот история о «Шоссе смерти» — не в той стране и не в то время, но….

В игре есть уже ставшая знаменитой пасхалка с младенцем, обыгрывающая запрет на стрельбу по невинным гражданам. Если стрельнуть по нему дважды подряд, момент будет начинаться заново со стандартным предупреждением не стрелять по гражданским. На третий раз вас выкинет в главное меню с сообщением «Серьезно?». Это напоминает мне мои отношения с сюжетом CoD: я многое готов списать на художественный вымысел, но в какой-то момент и мне захотелось спросить у сценаристов, серьезно ли они.

В современной России отыскать русофобию могут и в гораздо более безобидных нарративах — что уж говорить о таком. Говоря прямо, в игре достаточно моментов под обидным для многих общим знаменателем: в альтернативной реальности CoD в России опять все плохо. Поэтому решение ограничить продажу игры в PS Store и рознице в самом деле видится разумным. Какой бы вредной ни была самоцензура, это меньшее из зол. Почему? Потому что, выражаясь на языке игры, при более жестких мерах — на законодательном уровне, дело может не ограничиться точечными запретами, и пострадают некомбатанты: игры, которые вообще не при делах.

Новые щеки Прайса отметили многие; персонаж словно подобрел, но на самом деле — наоборот.

При этом надо понимать, что за рамки дозволенного выходят не только Барков или Мясник из «Аль-Каталы» — это магистральная тема всей игры, и «положительных» героев она тоже затрагивает. Главная фигура и прошлой, и новой Modern Warfare, капитан Прайс уже на второй минуте экранного времени показывает, что такое моральный выбор — и такого в играх мы еще не видели. Впоследствии он же доводит дело до такого замеса, что сами подчиненные его спросят — шеф, мы чем тут вообще занимаемся? В этом смысле MW на самом деле выходит на новый уровень. Это уже не история про доблестных солдат, которых зовет долг перед родиной. Во вступлении, где мы наблюдаем начало теракта в Лондоне от лица террористов, игра называется просто Modern Warfare.

За вычетом «русской истории» одиночная кампания Modern Warfare выполнена в духе прошлой трилогии.

Это все еще череда зрелищных сражений по последнему слову военной техники, только спецэффекты круче — и сильнее мешают стрелять. Масштабные перестрелки разбавляются камерными миссиями по стелсу или более знакомыми по прошлым играм засадами со снайперской винтовкой. Или тяжелой артиллерией: за белый фосфор, кстати, авторы игры еще до релиза отхватили от правозащитников — не так сильно, как сейчас от русских за сюжет, но все же. Сценарий — типичный винегрет конфликтов с перемещениями по разным уголкам мира, в том числе и вымышленным. О них особый разговор — если с Урзыкстаном все более-менее ясно, то с уже легендарной Кастовией — мало что. Например, в одиночной кампании есть Санкт-Петербург, расположенный в России, а в мультиплеере — похожая на него карта St. Petrograd, только на этот раз в Кастовии. В общем, по географии к игре есть вопросы.

Миссия в Питере, где мы встречаем старого знакомого по серии — Николая.

Иронично, но если бы не Россия и все, что с ней в игре связано, это были бы вполне стандартные для СoD 7-8 часов зрелищных перестрелок с парой эффектных сцен и без особых геймплейных изысков.

Например, тут даже не было бы такого харизматичного злодея. Барков правда хорош, особенно когда в редких диалогах переходит с ломаного английского на русский. Одна из мощнейших сцен — та самая, с девочкой и солдатом. Самый любопытный в плане архитектуры уровень — угадали, Питер, и то по субъективным причинам. Но в целом, таким и должен быть перезапуск Modern Warfare — с новой порцией спецэффектов и так называемого трагического контента, и заделом на следующую часть — где как и всегда, маячит Третья мировая. И со скандалом. И не одним.

Call of Duty: Modern Warfare вышла в России 25 октября на PC и Xbox One. Версия для PS4 в продажу официально не поступала.