Какие бы изысканные режимы ни выдумывали авторы многопользовательских игр, главным и самым показательным уже много-много лет остается классический командный бой — который по привычке еще можно называть team deathmatch. Если он говно, то и все остальные режимы тоже говно, потому что битва состав на состав — это основа основ, без которой все остальное просто рассыпается. Многопользовательская составляющая грядущего в мае Doom была фактически заявлена в 2014 году, когда стало известно, что доступ в альфа-версию получат те, кто оформит предварительный заказ Wolfenstein: The New Order (у обеих игр разные разработчики, но один издатель). Тогда все сразу слегка напряглись: если мультиплеер Doom продвигают, особенно заранее, значит, он в стоит определенном приоритете.

Оригинальный Doom вышел в начале девяностых, продолжился в 2004-м, и сейчас уже многим позволительно не понимать, зачем в Doom-2016 вообще мультиплеер — огромная масса пользователей ждет игру только ради сюжетной кампании, которая заявляется очень веселой и во многом ностальгической, даже более близкой к классике, чем кампания Doom 3. На самом деле важно знать одну вещь: больше двадцати лет назад id Software придумали мультиплеер в шутерах — тот самый deathmatch — а вместе с ним и публичные соревнования, и киберспорт в его зачаточном виде, и вообще изобрели игровую индустрию. Именно поэтому многопользовательская часть нового Doom представляет собой интригу ничуть не меньшую, чем однопользовательская.

doom beta multiplayer beta мультиплеер бета превью ревью обзор отвратительные мужики disgusting men Сейчас, когда мультиплеер в целом перестал быть продолжением популярных сюжетных игр и занял отдельную нишу, а шутеров вокруг стало как грязи, Doom трудно: нужно и соответствовать куче новых стандартов, и при этом оставаться самостоятельной игрой, чтобы не стать просто еще одним блокбастером на полке бестселлеров. Еще на этапе альфа-теста стало ясно, что Doom работает по популярной современной схеме, и что у многих, кто ждет стопроцентного возвращения «той самой игры», от этого случилась грусть. Глупо рассчитывать на потрясение устоев: Doom ушел слишком надолго, и в мае выйдет не как король сцены, который установит новые законы, а как такой же гость вечера, как и все остальные игры — и будет конкурировать с ними на равных. Получится ли у Doom отвадить упоротых поклонников Division от их Нью-Йорка, а фанатов Call of Duty — от их ежегодного футбола? Скажу так: это игра, которая в достаточной мере отличается от всего, что представлено сейчас, чтобы стать для кого-то именной той единственной — но при этом в ней хватает общих мест, которые она делит с самыми попсовыми артистами мультиплеер-сцены.

На картах нет оружия, которое можно подбирать

Именно так. В начале каждой партии игрок выбирает конфигурацию оружия, которую предлагает Doom — к примеру, дробовик + штурмовая винтовка + осколочная граната. Выходить за эти рамки нельзя — только сменить их при возрождении. В результате сейчас все зачастую сводится к тому, что люди бегают с одним гранатометом и не понимают, зачем им что-то другое.

doom beta multiplayer beta мультиплеер бета превью ревью обзор отвратительные мужики disgusting men

В лучшие деньки оружие, разложенное на уровне, было частью баланса: в Doom и Quake герой начинал с маломощной пищалью, и первостепенной задачей был поиск пути к чему-нибудь поубедительней; искомый гранатомет подчас находился в такой позиции, до которой можно было успеть не добежать, потому что ее «пасли». В бете Doom базовый комплект оружия был доступен целиком, на единственной карте в секретном месте можно было найти неудобную супер-пушку, а по уровням были разбросаны исключительно медикаменты и броня.

Кстати, с ростом популярности Call of Duty, Battlefield и других приближенных к этому жанру шутеров, мы и забыли, что патрулирование уровня с попутным сбором ресурсов — это полноправный стиль игры. В сработанной команде можно не быть лучшим стрелком — зато можно постоянно лишать противника ресурсного преимущества. В Doom многомерные карты, которые позволяют карабкаться на некоторые уступы, пользоваться трамплинами, телепортироваться — в целом, несмотря на некоторую клаустрофобичность происходящего (карта «Жаровня» — это, по всей видимости, часть какой-то адской пещеры), слоняться по уровню и отмечать для себя интересные места довольно увлекательно.

Можно ненадолго превратиться в демона

Собственно, вместо оружия главная коллекционная ценность мультиплеера Doom — демоны, чье обличье можно ненадолго принять, если вовремя оказаться в нужной точке. Накануне активации специальной руны, которая превращает игрока в ревенанта (скелет с реактивным ранцем и двумя ракетницами, впервые появился в Doom 2), звучит анонс, и все заинтересованные в победе лица сразу же бегут туда. Руна каждый раз появляется в новом месте, что добавляет действию непредсказуемости.

doom beta multiplayer beta мультиплеер бета превью ревью обзор отвратительные мужики disgusting men

Превратившись в демона, герой получает доступ к его обмундированию — в случае с ревенантом это означает, что вы можете буквально летать и поливать прохожих ракетами. Действие руны заканчивается или по таймеру, или при убийстве носителя.

Это довольно интересный опыт: могу ошибаться, но прежде подобные упражнения были выведены в отдельные режимы — в Unreal Tournament был Mutant, когда один из игроков на определенный срок становился сильнее и стремительнее всех остальных; в прошлом году этому даже была посвящена целая отдельная игра Evolve. Здесь же «мутант» становится и самой лакомой добычей, и самым опасным противником, не пожизненно, но краткосрочно меняя суть битвы — при этом не меняя ее цели.

Ревенант это, конечно, полбеды — интересно будет посмотреть, как в полной версии будет реализовано управление остальными демонами — и будет ли в дальнейшем возможность играть только за них, как за команду. Десантники против стаи какодемонов!

При ранении противник изрыгает цифры

Это, наверное, самый спорный момент многопользовательской части Doom в ее текущем виде. Как верно заметили коллеги из PC Gamer, последнее, что ты хочешь увидеть, когда разрядил в противника гранатомет — цифру 10, которая появилась над вражеской головой. При попадании из гранатомета оппонента должно разрывать на дымящиеся куски; при хорошем попадании из двустволки — тоже, пусть и реже.

Основной посыл тут в том, что с этими цифрами Doom теряет некоторую долю честности: раньше мне нужно было просто быть более быстрым и метким, а теперь нужно знать про врага что-то дополнительное, что меня, на самом деле, волнует в последнюю очередь — я-то попал ему прямо в рожу из гранатомета, разве нужны еще какие-то циферные комментарии?

Зато все быстрее, чем сейчас принято

Doom явно шустрее многого из того, во что сейчас принято играть, и вообще напоминает Quake 3: Arena — причем, по всей видимости, не случайно. Яркий дизайн, предлагаемое оружие, трамплины, телепорты, а также очень своеобразное ощущение, будто ты не бежишь по карте, а паришь над ней — все это отсылает к той старой школе, которой сейчас очень не хватает. Темп Doom поймать довольно просто: главное понять, что не надо стесняться. Здесь полагается все время двигаться и собирать предметы, периодически переключаясь на маневрирование от платформы к платформе, выучить топографию карты и всегда сначала стрелять, а потом уже задавать вопросы. Плюс, в Doom есть замечательная штука: мини-телепорт, который сначала нужно куда-нибудь бросить, а затем, при повторном нажатии той же кнопки, переместиться к месту его падения. Научиться им орудовать — трудно, но еще труднее спорить с уверенным пользователем этого гаджета, который в мгновение ока может оказаться у вас за спиной или избежать схватки, прыгнув на удобную высоту и заняв там снайперскую позицию.

doom beta multiplayer beta мультиплеер бета превью ревью обзор отвратительные мужики disgusting men

«Похоже на Halo» — популярный комментарий в адрес мультиплеера Doom. Шутка в том, исторически все-таки Halo похожа на Doom, а не наоборот. Похожая история состоялась несколько лет назад, когда после Dishonored вышел Thief.

После выходных, прошедших в Doom, вывод может быть только один: на три дня бета-тестирования были задвинуты и Division, и Quantum Break. За это время реакция мутировала из «фу, что за мерзкие циферки» в «ой, как круто, я демон», и в итоге укоренилась в статусе «ведем, пацаны, давайте еще раунд».

Никто не знает, сколько это продлится, но я по-прежнему заинтригован.

Doom выйдет 13 мая на PC, PlayStation 4 и Xbox One.