За несколько минут до начала мировой премьеры геймплея Borderlands 3 в кулуарах огромного ангара в Лос-Анджелесе, где она проходила, журналисты шутили и пытались угадать, какой же будет новая игра. Самая распространенная шутка-прогноз: Gearbox обязательно анонсируют режим королевской битвы, потому что куда без него в 2019-м. Но разработчики, пожалуй, самого главного лут-шутера на планете выступили более традиционно. Третья «Борда» не пытается следовать трендам, а предлагает фанатам знакомые по предыдущим играм развлечения. Главная фишка Borderlands 3 — в ее размере. Это самая масштабная, детализированная и разнообразная игра в серии. Мы провели за ней три часа, влюбились и с нетерпением ждем релиза в сентябре.

Основные игровые принципы Borderlands в третьей части не изменились от слова совсем. Мы все так же — в одиночку или в кооперативном режиме с друзьями — расстреливаем орды монстров, жадно исследуем окружающий мир, без конца выслушиваем шутки от всех без исключения персонажей, прокачиваем героя и зарабатываем деньги, которые тут же тратим в игре на новое оружие и аксессуары. В третьей части к знакомой схеме добавился один важный элемент — перемещения между планетами. Для этого в Borderlands 3 появился огромный космический корабль «Убежище-3» (Sanctuary III), который выполняет роль не только межпланетного транспорта, но и является своеобразным хабом, где тусуются некоторые герои из прошлых частей. Там же можно прикупить новое снаряжение, сохранить найденные во время прохождения артефакты, заглянуть в местный бар, пообщаться с другими персонажами и многое другое. Несмотря на заявление главы Gearbox Рэнди Пичфорда во время стрима, что в Borderlands 3 не будет микротранзакций, это оказалось неправдой и вызвало небольшой скандал в игровой среде. Оказывается, занести денег в игру все-таки дадут, но потратить их можно будет только на «косметику» — скины героев, пушек и так далее. Пичфорд в своем твиттере спешно начал объясняться с фанатами и заявил, что его просто не так поняли.

Мировая премьера игры

Как утверждают авторы, в Borderlands 3 игроки будут постоянно чем-то заняты: помимо основного сюжета в игру добавят огромное количество второстепенных миссий, чтобы вы могли немного отвлечься от главных событий, прокачать героя, найти новое, более мощное оружие и кинуться в бой с новыми силами. Видно, что Gearbox хотят, чтобы вы не просто играли в третью часть, а жили в ней. И это правильно: любой лут-блокбастер начинает задыхаться, когда в игре становится нечего делать (см. ранние итерации Diablo III).

Вместе с космическими путешествиями в Borderlands 3 сильно изменятся и декорации игры. На презентации показывали несколько пока безымянных, планет, и стало ясно, что пустынными пейзажами Пандоры все точно не ограничится. Нам вскользь продемонстрировали несколько мест, в которых развернутся действия игры: одна планета была похожа на постапокалиптическую средневековую Японию, другая — на фэнтези-мир из какой-нибудь The Legend of Zelda, третья — на непролазные джунгли. На презентации нам дали поиграть на еще одной планете — Promethea, где базируется штаб огромной корпорации Altas, знакомой по предыдущим выпускам игры. Визуально она похожа на любой киберпанк-мегаполис из современных фантастических произведений, но авторы игры признались, что больше всего вдохновлялись культовой мангой «Акира» и её экранизацией.

Borderlands 3 — в первую очередь, кооперативный шутер, как заявил со сцены Рэнди Пичфорд. Игроки смогут подключаться с прохождению друзей в любой время, причем теперь не имеет значения, какого уровня герои собрались в команде. За «уравниловку» отвечает новая система Instance Loot, которая настраивает лут и противников во время прохождения для каждого героя под его уровень. Например, одна и та же легендарная пушка, выбитая из врага «в глазах» разных участников команды будет иметь разный уровень и способности. Эти изменения должны помочь разношерстным отрядам получать удовольствие от прохождения в любой момент игры, а не ждать пока кто-то из друзей прокачается до нужного уровня. Если же вас новые правила не устраивают, то их можно отключить.

На презентации для журналистов были доступны два героя — воинственная Амара и идеально подходящий для одиночного прохождения Зейн. И практически все коллеги были единодушны — играть за Зейна намного интереснее. В Borderlands 3 у каждого персонажа есть три специальные атаки, но пользоваться в бою можно только одной. Исключение — как раз Зейн, вторую «ульту» которого можно назначить на кнопку запуска гранат. В арсенале Зейна есть: мощный летающий дрон SNTNL, который помогает герою в перестрелках, способность оставлять на поле боя своего двойника, запутывая туповатых противников, а также молниеносно перемещаться в свою «копию», и плотный щит, дающий Зейну дополнительную защиту. Амара может обрушиваться на врагов сверху мощной энергетической атакой, может вызывать несколько магических рук, которые защищает хозяйку во время боя, а также создавать свою астральную проекцию, раздающую тумаки врагам.


В каждой ветке развития есть огромное количество пассивных умений. Например, из Зейна можно слепить натурально машину для убийство, прокачав все его умения по увеличению скорости, скорости перезарядки оружия, увеличению урона и так далее. А также впервые в Borderlands — специальные аугментации, улучшающие суперспособности. Например, у Зейна можно прокачать дрона, чтобы он стрелял гранатами или даже ракетами вместо обычных пуль.

Несмотря на увеличившиеся масштабы игры, Borderlands 3 продолжает использовать структуру Diablo — с огромными, но все-таки ограниченными уровнями, внутри которых можно свободно перемещаться. Во время презентации нам показали одну большую составную сюжетную миссию, во время которой мы познакомились с новой союзницей Лорелеей, поговорили с Ривзом, главным героем Tales From The Borderlands, который зачем-то отрастил усы, покатались на нескольких видах транспорта (о нем — позже), уничтожили пару сотен врагов, а в финале — дикого босса Мегамозга, внешне похожего на инопланетян из фильма «Марс атакует». Вообще, как утверждают в Gearbox, в Borderlands 3 будет намного больше боссов, чем в предыдущих частях. У самых крутых и смертоносных соперников будет также несколько боевых стадий, как в какой-нибудь классической JRPG.

В отличие от скучноватой основной сюжетной миссии, второстепенные, которые мне удалось пройти, были куда более яркими, захватывающими и смешными. В одной из них, например, надо было починить местную кофейню, чтобы одна из героинь вновь могла выпить кофе (он в Borderlands 3, прямо как в жизни, считается легким наркотиком), в другой — найти ингредиенты для создания нового бургера. В еще одной местный сумасшедший доктор попросил меня найти несколько редких медикаментов, а потом отрубить ему руку — все ради того, чтобы он смог сделать себе новую, механическую. В другой — ученый (тоже со сдвигом по фазе) предложил поучаствовать в эксперименте по созданию странных управляемых существ, похожих на миниатюрных рестлеров.

В самой крутой из побочных миссий нужно было расследовать убийство, причем в какой-то момент ответственность за преступление берут на себя сразу два отморозка, а вам нужно выбрать, кого признать виновным и убить. Все эти задания — под аккомпанемент фирменного, местами очень близкого к туалетному юмора Borderlands, от которого, увы, начинаешь потихоньку уставать уже после нескольких часов игры. Но в Borderlands так было всегда — так уж там шутят.

Про основной сюжет пока сказать нечего. Известно, что главными антагонистами игры станут близнецы Калипсо, лидеры культа Children of the Vault, к которому отсылает арт игры. Эта религиозная организация убийц и головорезов, прямо скажем, пугающе следует современным трендам, рекламируя себя в местных соцсетях, а многие ее члены являются популярными блогерами и стримерами.

Одно из самых важных изменений в Borderlands 3 — вырос темп игры, а за ним быстрее стал и ганплей. В Borderlands 3 появилась знакомая по другим шутерам возможность скользить по поверхности, кидать в соперников бочки с горючим и взрывать их, а также разрушать укрытия на карте. Враги больше двигаются по по карте и заходят в тыл, так что постоянно отсиживаться за укрытиями не получится. Все это подстегивает и самого игрока — Borderlands 3 в этом смысле становится уже куда ближе к какой-нибудь Call of Duty в онлайне, чем к предыдущим выпускам.

Оружие в игре — это отдельная песня. В Gearbox существует отдел, который работает исключительно над вооружением в игре. Как и в предыдущих частях, все пушки генерируются случайным образом, но список возможных способностей и косметических элементов значительно увеличился. Например, в тройку видов оружия, которые были доступны всем во время прохождения миссии на Прометее, входили: мощный импульсный автомат, скорострельность которого увеличивалась с каждой секундой, дробовик со взрывающимися патронами, а также — на сладкое — маломощный пулемет, который можно превратить в наземную турель, нажав на кнопку перезарядки (герой в этом случае просто выбрасывал оружие на землю).

У почти каждого мощного оружия в Borderlands 3 есть альтернативная атака, поэтому любой дробовик может за секунду превратиться в ракетницу, а пистолет — в снайперскую винтовку. Но это были только цветочки. Один из моих коллег во время прохождения нашел переливающуюся малиновым металликом ледяную пушку, которая занимала буквально треть экрана и была похожа на футуристический граммофон с дулом. Я в какой-то миссии наткнулся на сверхмощную снайперскую винтовку, стреляющую радиационными патронами, расщепляющими живые организмы. Больше всего повезло журналисту IGN — он нашел пушку, стреляющую чизбургерами!

Но и это еще не конец. На презентации показывали еще несколько видов оружия, от которых хочется, как пишут в интернете, орать. Например, в Borderlands 3 есть пушка с фунцкионалом как у оружия Жана-Батист Эмануэля Зорга из «Пятого элемента» — её патроны будут всегда лететь в одну цель. Также мы увидели: ракетницы с лазерным управлением снарядом, пулемет с огненными гранатами, несколько видов мощных плазмаганов, и конечно, винтовки с ногами, которые будут бегать с вами по полю боя. Кажется, что в Gearbox свалили все свои оружейные идеи в одну кучу и получилось невероятно круто. Оружие — основа любого лут-экшена, и в Borderlands 3 оно точно не заставит вас скучать.

Два спорных момента, которые немного смазывают впечатление от Borderlands 3 — Unreal Engine 4 и местные средства передвижения. Титулованный движок на презентации с одной стороны выдавал очень приятную картинку, с другой — объекты не всегда подгружались молниеносно, создавая «мыло», были проблемы с плавностью картинки. Но любые технические вопросы можно снять еще на стадии теста, а вот проблема с управлением кажется посерьезнее.

В Borderlands 3 левым стиком вы газуете или тормозите, а правым — направляете автомобиль. В этом плане ничего не поменялось по сравнению с прошлыми частями. И если в мирных сценах на это еще можно закрыть глаза и приловчиться, то в бою это становится пыткой, потому что правым стиком вам также надо целится во врага. Почему нельзя было на левый стик повесить полностью управление машиной, а на правом оставить только оружие — непонятно. Автомобиль присутствовал в трех миссиях из семи, и судя по трейлерам, в игре будет немало гоночных миссий в стиле «Безумного Макса». Проблему с вождением отметили все игравшие вместе со мной — надеюсь, это заставит Gearbox пересмотреть управление в игре, иначе все эти гонки станут самыми ненавистными миссиями в игре. Но учитывая, что оно не менялось годами, шансов мало.

До сентября Gearbox раскроет еще массу подробностей Borderlands 3 — хотя бы потому, что игру будут показывать и на E3, и на Gamescom (а в наше время, как выясняется, такую роскошь себе позволяет не каждый). Но уже сейчас видно, сколько ресурсов и идей в нее вложено. Gearbox — не самая талантливая в мире студия, но Borderlands — их opus magnum и просто последняя вселенная, где у нее пока что все получается. И третья часть — отличное доказательство, что они не только не устали делать одну и ту же игру много лет, а по-прежнему кайфуют от созданного ими мира и готовы делать его лучше.