1998 год, мне 12 лет, у меня в руках уже сильно помятый номер журнала Game.EXE. Из него вываливаются страницы, его чем-то залили, поэтому бумага волнистая и рыхлая, но это не останавливает меня от сотого изучения перечня всех потенциальных напарников в игре Baldur’s Gate. Эта игра — на обложке с выносом «Свежая кровь».

Тема номера — триумф двух канадских врачей, чьи странные фамилии мы спустя много лет будем повторять в самом разном контексте. Зещук и Музика — они сделали это. Вернули ненависть в хардкор. Возродили целый жанр. Перевернули мир. Вмиг встали в один ряд с Blizzard и id Software. Так, по крайней мере, писал журналист Game.EXE Вершинин.

Attack Roll 21: Hit… что? Понять дословно перенесенные в игру правила Dungeons & Dragons, когда ты ребенок из только что развалившегося СССР, было сложно.

Самой Baldur’s Gate у меня тогда не было, и она даже не предвиделась: из того же самого материала я узнал, что эта игра вышла на пяти дисках. Учитывая традицию тогдашних пиратов продавать игры вразвес, я прекрасно понимал, что таких денег мне никто не даст. Наверное, Baldur’s Gate стала первым поводом задуматься о том, что пора бы устроиться на работу: у меня никогда не будет достаточно пятерок в четверти, чтобы заработать на такой подарок от старших. 

В конце девяностых компьютерные ролевые игры переживали странный период. Популярнейшая система Dungeons & Dragons сгенерировала кучу одинаковых продуктов (см. красноречивую галерею неподалеку) и, оставаясь в руках SSI, откровенно буксовала.

Серия Ultima, некогда тоже законодатель, выродилась в самую народную MMO девяностых — с приставкой Online. Еще в 1997-м вышла Fallout — тут все вдруг поняли, что для хорошей RPG не обязательны подземелья, драконы, магия и эльфы с орками. А что же классические приключения про партию героев, большой мир, броски кубиков? Ушли навсегда? В какой-то момент публика полагала, что да — ушли, как явление определенной эпохи, исчезли вслед за нахимиченными мужчинами с гитарами. 

В тот момент мне повезло очутиться в лагере тех, кто всей этой драмы не знал. У меня были Fallout 2 и любимый журнал, который писал о чем-то запредельно важном, и Baldur’s Gate представлялась игрой мечты, в которой я стану как Боромир. Никакая система Dungeons & Dragons не теребила мою душу, никакие Forgotten Realms не тяготили разум.

Личное знакомство с этим чудом на пяти дисках произошло спустя годы — к тому моменту уже были пройдены и Planescape: Torment (подарили), и Arcanum (он на двух дисках), и, кажется, даже Morrowind (всего один!). Baldur’s Gate наконец смогла влезть и в мой бюджет, и на мой жесткий диск — настал звездный час нового компа, когда вместо того чтобы играть в свежак, я наверстывал упущенное.

На фоне Baldur’s Gate свежак начала нулевых, конечно, сильно померк. Одни были одержимы Max Payne, другие — Counter-Strike; кто-то вообще не знал, что такое компьютерные ролевые игры, и мысль о том, чтобы значительную часть игры читать, а не нажимать на кнопки, отталкивала. Как отталкивает и до сих пор, кстати — попробуйте объяснить, зачем это надо тому, кто стоит в очереди за 4K-телевизором. 

Не испытывать никаких эмоций по поводу Baldur’s Gate 3 в 2019 году — так же нормально, как не испытывать их в 1998-м по поводу оригинальной игры. Тогда у людей тоже были свои приколы с графоном. Только отгремел Quake 2 и сопутствующая ей технология 3Dfx, как на нас обрушились Half-Life и Unreal. 

Еще в 1998-м году я разглядывал этот скриншот на странице журнала, и ко мне подошел одноклассник, у которого был Pentium II. Сказал: «Не понимаю, как вы вообще играете в такие игры».

Если без глубокой аналитики, то в Baldur’s Gate просто было то, чего не было ни в одной другой игре. Бархатный уют рощиц и озерец, между ними — провинция и бандитские берлоги, одинокие убежища колдунов. Удивительное ощущение похода двух пока еще наивных детей: главный герой и его сестра, будто те самые хоббиты, обманываются и послушно следуют целям совершенно посторонних людей, удивленно перешептываются и хихикают после каждой встречи с местным Гендальфом.

Затем, уже в Baldur’s Gate 2, тон заметно меняется: с первых минут перед нами не храбрые приключенцы, а поломанные люди, которым уже известна часть правды — и они не остановятся ни перед чем, чтобы узнать ее целиком. 

Особенно круто было понимать, что события игры разворачиваются в мире, который уже к 1998 году был проработан пугающе детально. Герои постоянно проходили мимо чего-то такого, что было частью большей картины; сиюминутно встречались с персонажами, о приключениях которых, оказывается, написаны многотомники паршивых лицензионных романов.

Это ощущение особенно обострялось, когда после скитаний по лесам и деревням герои добирались, наконец, до собственно Врат Балдура — крупнейшего торгового города-государства на побережье. Когда казалось, что это уже финал, а там, внутри городских стен, вдруг оказывалось еще больше контента, чем снаружи. 

И в случае с Baldur’s Gate 3, конечно, важно вот что: история главного героя первых двух частей была завершена восемнадцать лет назад. Она самодостаточна, и продолжать ее некуда.

Хотя тут надо иметь в виду, что в Dungeons & Dragons возможны такие же метаморфозы, что и в комиксах Marvel или DC: сегодня убили, завтра воскресили, вчера сюжетную арку завершили, послезавтра решили сделать из дилогии трилогию. Всем же совершенно очевидно, что никто не станет выпускать игру с цифрой 3 в названии, никак не привязывая ее к событиям игр с цифрами 1 и 2?

В таком случае интересно, как там поживает канон.

Внимательные поклонники D&D уже возмутились тому, как стремительно в трейлере из солдата вылупился иллитид: так, говорят, не по правилам, и все происходит иначе! И если у таких придирчивых фанатов уже есть определенные сомнения в компетенции бельгийской студии Larian, то у людей, которые полюбили Baldur’s Gate за совсем другие вещи, их поменьше.

Преемственность сюжета можно ограничить той, которой следует серия The Elder Scrolls: очевидно, что ужасные события тизера происходят все в том же необъятном городе, но, скорее всего, нам будет достаточно знать, что произошло в первых двух частях в целом, чем владеть деталями. Скорее всего, разрешат и вовсе не знать. 

А Larian умеют рисовать сказочные пейзажи, моделировать тактически требовательные боевые ситуации, и то, что их будущее упражнение в отработанном до совершенства жанре будет называться Baldur’s Gate 3 — чудо примерно того же уровня, что и почти двадцать лет назад. У нас уже есть Pathfinder, Pillars of Eternity — но похоже, что настало время для нового возвращения фигуры, на которую все они так хотят быть похожими. Новая свежая кровь.

Отвечая на вопрос, стоит ли изучить предыдущие две Baldur’s Gate, если вы интересуетесь темой, — конечно, стоит. Эта серия оказала такое влияние на облик современных CRPG, что даже путешествие во времени на двадцать один год назад не окажет на вас шокирующего эффекта.

Переиздания Enhanced Edition уже давно продаются везде вплоть до планшетов — и даже если у вас огромный смартфон, играть будет более-менее удобно. Вскоре все это в комплекте с легендарными Icewind Dale, Planescape: Torment и Neverwinter Nights еще и выйдет на Nintendo Switch — наши мольбы услышаны. Теперь, с анонсом Baldur’s Gate 3, — во всех смыслах.