Древние римляне обожали халяву. Причем обожали на протяжении всей истории: от эпохи легендарных первых царей до времен республики и империи. А императоры и сенаторы поддерживали эту любовь, так как понимали, что подачки народу — основа стабильности. И именно любовь римлян к халяве привела к появлению такой, по современным меркам, справедливой и неотъемлемой вещи, как пенсия.


КОНГИАРИЙ — ЕЩЕ НЕ ПЕНСИЯ, НО УЖЕ БЛИЗКО


пенсия в Древнем Риме пенсионная реформа в древнем риме отвратительные мужики disgusting men

В мире римской политики и гражданской жизни существовало понятие liberalitas. Оно означало благородную щедрость и очень ценилось в обществе. Неудивительно, что с развитием популизма эта добродетель одной из первых превратилась в предвыборный инструмент.

Для того, чтобы добиться популярности у народа, зачастую было достаточно показать себя щедрым. Желательно, безрассудно щедрым. Будущие сенаторы соревновались за любовь избирателей, а цари покупали лояльность граждан, боясь, как бы те не взбунтовались.

Эти фестивали халявы назывались конгиариями, и были не настолько уж вульгарным подкупом населения, как может показаться. Точнее, все было несколько тоньше. Это было чем-то вроде пункта в общественном договоре:

— Покажи, на какую щедрость способен, рискни разориться на подачках, и мы, так уж и быть, позволим тебе править нами.

Но до пенсии, понятное дело, было еще далеко.

пенсия в Древнем Риме пенсионная реформа в древнем риме отвратительные мужики disgusting men

Со временем конгиарии превратились из местечкового аттракциона невиданной щедрости в важный элемент государственной политики. Сам легендарный Нума Помпилий, один из первых царей Рима, еще во времена, когда никто и помыслить не мог о его грядущем величии, понял главную фишку конгиария. Иногда нужно отдать народу часть своих богатств, чтобы он не восстал и не отобрал их все. Такой своеобразный налог наоборот.

Поначалу римские военачальники и должностные лица раздавали натуральные продукты (особенно в ходу было масло и зерно), но потом перешли на более удобные деньги. Позиционировалось все как подарок народу Рима, а не социальные выплаты неимущим, поэтому было нормально расщедриться на вино. Например триумфатор и великий расточитель Лукулл в честь своих побед отдал плебсу 100 тысяч бочонков вина.

пенсия в Древнем Риме история пенсии отврпенсия в Древнем Риме пенсионная реформа в древнем риме отвратительные мужики disgusting menатительные мужики disgusting men

Конгиарии стали неотъемлемой частью жизни Рима, так что однажды случайные подачки народу превратились в нечто вроде постоянной социальной программы. Императоры тратили умопомрачительные средства на то, чтобы покупать лояльность граждан. Суммы конгиариев часто были сравнимы с годовым бюджетом всей империи. Позже Рим и вовсе дозрел до некоего подобия пособий по безработице.

При императоре Октавиане Августе развитие получила так называемая Cura Annonae — служба, занятая регулированием фуража в столице.

Ее главной обязанностью стала регулярная раздача зерна малоимущим. Безработные и нищие могли получить от правительства еду просто за свой скорбный и голодный вид. Причем вскоре оказалось, что «безработных и нищих» в Вечном Городе подозрительно много — что-то около 320 тысяч человек.

пенсия в Древнем Риме история пенсии отвратительные мужики disgusting men

Октавиан Август

Однако правительство закрывало глаза на эту страсть горожан к бесплатному. Пусть лучше выпрашивают еду, чем бунтуют. При императоре Траяне социальное обеспечение стало даже больше, а к раздачам еды присовокупились денежные конгиарии. К великой римской формуле «хлеба и зрелищ» добавился архиважный элемент: «бесплатного хлеба и зрелищ!».

Минусы таких массовых выплат оказались знакомы современному обществу.

Рим породил целую прослойку профессиональных и потомственных получателей пособий.

К сожалению, этим все не ограничилось. Из-за постоянной раздачи хлеба крестьянам стало попросту невыгодно выращивать зерно на родине, в Италии, и в долгосрочной перспективе это стало одной из множества косвенных причин краха Римской империи.


AERARIUM MILITARE — УЖЕ НАСТОЯЩАЯ ПЕНСИЯ.
НО ТОЛЬКО ДЛЯ ЛЕГИОНЕРОВ


пенсия в Древнем Риме пенсионная реформа в древнем риме отвратительные мужики disgusting men

Конгиарий не был пенсией, скорее прообразом современных пособий по безработице и всевозможных предвыборных подачек. Но сама по себе концепция конгиария подтолкнула правителей к созданию первых пенсионных реформ.

Опять же, главной причиной была забота о лояльности граждан. И нет ни одного слоя населения, чьей лояльности стоит добиваться больше, чем военные. Поэтому неудивительно, что первые в мире государственные пенсии были назначены именно легионерам.

Действительно, зачем подкупать неблагодарный и неоднородный плебс, если можно купить лояльность войск, которые, если понадобится, поставят плебс на место?

Изначально особой нужды в заискивании перед войсками не было. Армия была призывной, и после сезонных войн отслужившие граждане возвращались по домам. Но с того момента, как армия Рима стала профессиональной, правила игры изменились. Теперь для того, чтобы удержаться на своем месте, император просто обязан был одаривать свои легионы. В противном случае те переходили на сторону более щедрого претендента. Со временем дело дошло до предельно циничных сделок: преторианцы открыто выставляли императорскую должность на аукцион, как какого-нибудь поросенка. Кто платил больше, тот и становился правителем.

пенсия в Древнем Риме пенсионная реформа в древнем риме отвратительные мужики disgusting men

Такие нерегулярные, но крайне щедрые выплаты назывались донативами и очень быстро стали бездонной ямой для бюджета. Марк Аврелий, даром что император-философ и скромный мудрец на троне, однажды за один раз отдал своим войскам в подарок свыше миллиарда сестерциев, то есть больше, чем весь годовой бюджет империи.

Еще одним способом удержать солдат в повиновении была их обыденная зарплата, стипендиум, точнее, то, как именно она выплачивалась. Половина стипендиума оставалась в распоряжении части, и скопившиеся за службу деньги выдавали только во время демобилизации. Зная об этом, легионеры не дезертировали и с меньшим воодушевлением думали об измене.

Так что пенсионный фонд, созданный для военных, был не внезапной инициативой, а эволюцией обычая подкупать собственные войска.

Довольно иронично, что первая в истории пенсия — не столько продукт социального развития, сколько результат декаданса.

Император Октавиан Август, не просто так считающийся отцом нации, видел пользу не только в обильных конгиариях для простого люда. Он мечтал создать систему лояльности войск, которая будет гораздо стабильнее, чем простой перекуп армии у конкурентов.

Такой системой оказалась Aerarium militare, военная пенсия. Но построена она была хитрее, чем просто выплаты по старости. Любому легионеру, отслужившему двадцать лет, или преторианцу, отслужившему шестнадцать, полагались единовременные выплаты.

пенсия в Древнем Риме история пенсии отвратительные мужики disgusting men

Легионеры получали двенадцать тысяч сестерций, преторианцы — двадцать. По тем временам это были значительные суммы, настолько, что из-за одной только пенсии служба в армии начала считаться источником богатства. Кроме того, и это даже мудрее, военные пенсионеры получали в награду земли в завоеванных территориях. Так ветераны оказывались рассеяны по империи и не могли стать костяком мятежа.

Очевидно, что до пенсии умудрялись дожить и дотерпеть немногие. Однако сама призрачная тень богатой и безмятежной старости вселяла в солдат верность и, без шуток, патриотизм. Потому что одной из главных причин, по которой Август провел пенсионную реформу, было желание сделать солдат лояльными не командирам, а государству в целом и императору как его воплощению, в частности.

И, точно также, как в наше время, государство манипулировало этими пенсиями по обстоятельствам.

В те годы, когда казна была пуста, императоры просто поднимали пенсионный возраст или издавали бессрочный указ о приостановлении выхода на пенсию.

Радости у легионеров и преторианцев такие решения не вызывали, но и бунта ветеранов удавалось избежать — мало кто захочет поднимать на копья императора, когда остался год или два до собственного поместья и богатства.