В прокате идет «Золотая перчатка» — основанная на реальных событиях мрачная драма о маньяке-алкоголике, в начале года разделившая критиков на Берлинском кинофестивале. Нам он особо интересен изображением не только кровожадного маньяка, но и настоящих отвратительных мужиков, которые захаживали — да и захаживают — в бар «Золотая перчатка».

Гамбург, 1970-е годы. В злачном районе Санкт-Паули расположен замызганный бар «Золотая перчатка», куда регулярно захаживает Фриц Хонка, потрепанный жизнью неудачник, живущий в маленькой грязной квартирке, обклеенной эротическими плакатами. В баре он напивается с немногочисленными друзьями, снимает проституток… а затем убивает их, пряча разрезанные трупы в чулане, набитом освежителями воздуха. До поры до времени ему удается скрывать свои убийства. Но что, если однажды ситуация выйдет из-под контроля?

Для начала стоит отметить, что новый фильм знаменитого режиссера Фатиха Акина (немца, несмотря на экзотическое имя), уроженца того самого Гамбурга — это в первую очередь драма, с важными, но все же второстепенными элементами триллера, а вовсе не хоррор или детектив. Акин сам написал сценарий к «Золотой перчатке», основываясь на одноименной книге, вышедшей в середине 2010-х — исследовании жизни реального Фрица Хонки, маньяка из Гамбурга, нападавшего на женщин в середине 1970-х годов.

Перед нами предельно реалистическое кино, причем не столько в смысле фактологии, сколько в первую очередь в смысле атмосферы, окружающей происходящие события. Почти все ключевые персонажи «Золотой перчатки» (и фильма, и одноименного бара) — либо алкоголики, либо проститутки, либо неудачники. При этом даже эпизодические герои прописаны очень запоминающимися, во многом благодаря диалогам — простым, часто очень грубым, но оттого естественным. Не сомневаюсь, что в рюмочной вашего района нередко ведутся столь же душевные разговоры за жизнь.

обзор золотая перчатка рецензия отвратительные мужики disgusting men

Столь же реалистично, почти документально, Акин показывает и сцены убийств (с одного из них, самого натуралистичного, начинается фильм). Здесь мало динамики, преобладают статичные кадры и фоновая музыка, играющая все в том же баре. Да, кое-что оставлено за кадром, но и того, что есть, оказалось достаточно, чтобы фильм можно было счесть пощечиной зрителям. Будет и расчленение, и удушение, и немало других физиологических подробностей.

Однако в центре повествования всегда остаются люди, и главный из них — маньяк (блестяще сыгранный Йоанасом Дасслером), выведенный откровенно жалким, неспособным ко сколько-нибудь глубоким отношениям с людьми, и отчаянно пытающийся в какой-то момент даже избавиться от своего прошлого, начав новую жизнь.

обзор золотая перчатка рецензия отвратительные мужики disgusting men

Фильм медленно и методично исследует течение жизни Фрица с момента первого убийства и вплоть до его последнего визита в «Золотую перчатку», но в ходе этого исследования Акин успевает косвенно затронуть еще несколько важных для немецкого общества тем: от послевоенной травмы до отношения к религии. Последняя линия, кстати — одна из самых важных в фильме, хоть и не проговаривается в лоб. Фоном же для всего этого служит Гамбург, причем не весь город, но лишь его самая мрачная часть, «квартал греха» Санкт-Паули. Его можно считать едва ли не самостоятельным персонажем, настолько тщательно режиссер стремится передать его атмосферу, чередуя одного за другим все новых и новых обитателей городского дна.

Пожалуй, единственное, что можно считать хоть сколько-нибудь заметным недостатком картины, так это недостаточно хорошую проработку некоторых второстепенных линий, но это вполне объяснимо желанием режиссера держать в фокусе судьбу своего главного героя, не отвлекаясь на других.

обзор золотая перчатка рецензия отвратительные мужики disgusting men

В итоге у Акина получился вполне правдоподобный (хоть и весьма нелицеприятный) портрет темной стороны Гамбурга 70-х, и не менее любопытная зарисовка нескольких лет из жизни серийного убийцы — нелепого, но одновременно страшного. Это кино, — и детальная, хоть и оганиченная по времени биография маньяка, и размышление о прошедшей эпохе, над которой все еще нависает тень проигранной войны, и даже высказывание о Боге. И все это — без какого-либо морализаторства.


Фильм «Золотая перчатка» в российском прокате с 30 мая.

перчатка