Эта рецензия содержит некоторое количество спойлеров. Обычно я стараюсь по касательной описывать сюжеты картин, но в случае с «Темными судьбами» это невозможно. Фильм открывается сценой с важным сюжетным поворотом, который задает тон всему повествованию, и без которого обсуждать картину попросту бессмысленно.

Если не готовы к таким откровениям, почитайте пока про терминаторов Российской империи.

После событий, описанных во втором «Терминаторе», прошло более 20 лет. «Скайнет» побежден, и человечество начинает строить новое будущее — как мы узнаем из «Темных судеб», тоже вполне безрадостное. Ближе к 30-м годам XXI века люди снова ссорятся с машинами — на сей раз с таинственной организацией «Легион». Неугасающий конфликт приведет к апокалипсису и мировой войне. Как и в оригинальной дилогии Джеймса Кэмерона, человечество будет прятаться по вонючим бункерам и вести почти партизанскую войну с роботами. 

Чтобы сломить дух людской армии, «Легион» отправляет в прошлое новейшую модель терминатора Rev-9 с целью убить будущую главу сопротивления Дани Рамос. Дело в том, что Джон Коннор в продолжении больше не является спасителем человечества. Этому посвящена та самая открывающая сцена в фильме: в 1997 году его все-таки убивает очередной Т-800, прилетевший на Землю. Вслед за Rev-9 отправляется модифицированная девушка-киборг Грейс, чтобы спасти Дани. Вместе с примкнувшей к ним Сарой Коннор, они постараются выжить и оставить надежду человечеству на светлое будущее.

Таким образом (если кто не в курсе), «Темные судьбы» — это прямое продолжение дилогии Кэмерона, которое игнорирует события трех последних фильмов. Такое решение вполне объяснимо: права на франшизу последние 25 лет гуляли по рукам и студиям, которые с разным успехом пытались вдохнуть в фантастический сериал новую жизнь, но при этом сделать не хуже, чем у Кэмерона. Наверное, лучшим из продолжений была третья часть — вполне олдскульная, с легким юмором и экшеном, а также замечательным финалом, но до оригинальных фильмов и ей было, как до Луны. Про ультрасерьезную «четверку» и аляповатую «пятерку» даже вспоминать не хочется.

В этом же году права на серию вернулись к её создателю, и в сердца фанатов «Терминатора» закралась новая надежда: если уж Кэмерон не сможет привести франшизу в чувство, то её можно со спокойной совестью закрывать или забросить на антресоль до лучших времен. Так как сам Кэмерон занят на бесконечных съемках сразу четырех «Аватаров», на роль режиссера он выбрал Тима Миллера, постановщика оригинального «Дедпула». Возможно, это не лучшая кандидатура на планете, но Миллер вполне подкован в производстве развлекательного кино. Решение игнорировать все продолжения казалось оправданным и в том смысле, что Кэмерон с командой продолжали сюжетную линию его картин, а не пытались навести порядок в чужих. И несмотря на невнятный оригинальный трейлер, который не ругал только ленивый, вера в «Темные судьбы» оставалась. Оттого и грустнее за финальный результат.

В новом «Терминаторе» полно фансервиса: от фразы I’ll be back и лобовых подмигиваний оригинальным фильмам до гранд-выходов любимых героев — не только Шварценеггера, но о редко снимающейся Линды Хэмилтон. Едва она появляется в кадре, сразу становится понятно, как сильно мы по ней скучали все эти годы. Местами здесь действительно захватывающий экшен — причем в отличие от прошлых «Терминаторов», рукопашный. В этих боевых сценах отлично раскрывается раскритикованная по трейлерам Маккензи Дэвис — видно, что девушка провела немало часов в зале с тренером по боевым искусствам. Как и оригинальные картины Кэмерона, «Темные судьбы» — это снова не только фантастический боевик, но и роуд-муви про незнакомых друг с другом людей, которые должны объединиться, чтобы спасти весь мир. Кэмерон даже спустя столько десятилетий остается верен идеалам и ценностям американского кино, где семейные узы в широком смысле этого слова остаются мощнейшим оружием против зла.

В «Темных судьбах» создатели фильма провернули тот же трюк, что и Джей Джей Абрамс в «Пробуждении силы»: они очень близко к тексту пересняли второй фильм. Видимо, чтобы старые фанаты серии почувствовали ностальгию, а потенциальные новые — влюбились в уже культовую историю. Запрещенным приемом это не назовешь (если судить по последнему трейлеру девятого эпизода «Звездных войн», Абрамс готовится провернуть его еще раз), просто фиксация очевидного: «Темные судьбы» — это не полноценная самостоятельная картина, а скорее фильм-оммаж «Судному дню».

Как подарок для поклонников франшизы «Темные судьбы» еще вполне ничего, но как современный блокбастер — очень средний. Если выкинуть из него рукопашные схватки и старых героев франшизы, то в нем останутся лишь очень примитивные диалоги и предсказуемая история без сюрпризов (а точнее — с угадываемыми на раз), без юмора и с очень смехотворными боевыми эпизодами. А хуже всего здесь — новые артисты. Но опять же, не Маккензи Дэвис!

Если Дэвис заслуживает похвалы хотя бы за драки и смешная испуганная гримаса на лице, то Наталья Рейес (Дани) и Гэбриэл Луна (Rev-9) настолько лишены харизмы, что каст третьего «Терминатора», который так сильно критиковали почитатели франшизы, кажется труппой театра «Современник» по сравнению с новыми актерами. К тому же, не сочтите за расизм и любой другой из «измов», кажется, что привлечение артистов из южных стран с соответствующими внешними данными, а также смена места действия (сюжет стартует в Мексике), — это очень грубая авторская попытка хоть как-то идейно заострить фильм. Чтобы у особенно либеральных западных кинокритиков была возможность ввернуть в текст обязательный кусок про Трампа, мексиканцев и стену на границе между странами. Потому что в остальном «Темные судьбы» даже не пытается говорить со зрителем на серьезные темы, в отличие от оригинальных фильмов Кэмерона.

Но режиссерские способности Миллера и слабый актерский состав — еще полбеды. По «Темным судьбам» становится очевидно самое страшное: «Терминатор» в кэмероновском формате в современном мире безбожно устарел. Первые две картины выходили в совсем другую эпоху — эпоху тревоги, предмиллениума, первого знакомства с компьютерными технологиями. Они смотрелись эффектнее, потому что сам зритель был куда менее подкован: примерно в то же время или позже появилось еще много культовых фантастических картин, поднимающих схожие с «Терминатором» темы — от «Бегущего по лезвию» до «Матрицы». Сегодня, когда с интернетом знаком почти каждый, «Терминатор» больше не будоражит. Из него выветрилось эта пугающая атмосфера приближающегося цифрового апокалипсиса, нового мира, в котором человеку только предстояло освоиться. А вместе со всем этим — и собственная ни с чем несравнимая интонация. Даже знаменитая музыкальная тема, которая пробирала до мурашек в детстве, тут включается всего лишь раз, впроброс и ближе к финалу. Когда-то она казалась одним из самых пронзительных гимнов поколения, сегодня — лишь шлягером из полузабытого прошлого. Как и весь этот фильм.

«Терминатор: Темные судьбы» в прокате с 31 октября.