В прокат врывается, двигая российский фильм «Время первых» на утренние и дневные сеансы, уже восьмая часть непотопляемого «Форсажа» — возможно, самого глупого и одновременного эффектного блокбастера современности.

Доменику Торетто (Дизель) никак не дают нормально отдохнуть. В вальяжной кубинской Гаване, куда плечистый уличный гонщик переехал с возлюбленной Летти (Родригес), его легко находит суперхакерша Сайфер (Терон), и, запугивая какой-то фотографией на экране смартфона (какой — зрители узнают чуть позже), уговаривает во время следующего задания предать родную команду и начать работать на нее.

Торетто, как понятно даже из трейлеров картины, соглашается. На этом, в общем, заканчивается разговорная (скучнейшая и традиционно глупейшая) часть восьмого «Форсажа». Дальше по традиции вожжи в свои руки берут мастера по спецэффектам и трюкам, а фильм быстро трансформируется в шумное бурлящее шоу из взрывов и каскадерских номеров. В меню восьмого выпуска: российские подлодки, ядерные чемоданчики, испуганные послы и свихнувшиеся автомобили на Таймс-сквер. Так дорого и богато «Форсаж» еще никогда не выглядел.

фильм форсаж 8 рецензия 2017 the fate of the furious вин дизель скала джонсон отвратительные мужики disgusting men

«Форсаж» — при всей своей прямолинейности и примитивности, сильно выделяется на фоне современных дорогих блокбастеров. За 15-летнюю историю сериал так сильно изменился, что от бимуви про уличные гонки, с которого все начиналось, не осталось и следа. Но удивительно, что постоянно меняясь и эволюционируя, как (простите) музыка The Beatles, франшиза только приумножала и расширяла армию поклонников, что привело к $1,5 млрд мировых сборов седьмой части и плотному месту в десятке самых кассовых фильмов в истории.

Все-таки обычно в дивизионе «фильмы дороже $100 млн.» идут на заметные изменения только тогда, когда все реально плохо, предпочитая до конца холить и лелеять оригинальные наработки и принципы, которые когда-то принесли тому или иному сериалу популярность. Ведь публика обычно воспринимает в штыки все резкие изменения в любимых франшизах.

фильм форсаж 8 рецензия 2017 the fate of the furious вин дизель скала джонсон отвратительные мужики disgusting men

Но посмотрите как «Форсаж» преобразился за 15 лет. Вин Дизель увеличился в плечах, у девушек появились модные прически, «Фольксвагены» и «Хонды» уступили место «Ламборгини» и «Бентли», расширилась география съемок. А самое главное — у авторов с каждым выпуском появлялось все больше и больше денег на удовлетворения своих фантазий. И если пару фильмов назад «Форсаж» еще кое-как пытался казаться фильмом про закись азота, то сейчас это 200-миллионный боевик про современные конфликты с, возможно, самыми впечатляющими автомобильными трюками в истории кино.

В восьмом фильме уличные гонки появляются только в прологе (в котором прозрачно ощущается связь со вторым «Крестным отцом»). Главные герои занимаются уже вопросами мировой важности: охотятся за ядерным чемоданчиком российского посла (тему противостояния США и России авторы аккуратно обходят при помощи пары шуток про Ялту), исследуют сибирские льды на «Ламборгини», гоняют на атомной подлодке там же и даже устраивают адовое автомобильное безумие на улицах Манхэттена (самый безбашенный момент фильма).

фильм форсаж 8 рецензия 2017 the fate of the furious вин дизель скала джонсон отвратительные мужики disgusting men

«Форсаж» в последних выпусках уже казался апофеозом вдохновенного идиотизма, но восьмая часть бьет все рекорды. При этом оторваться от происходящего сложно: вот Хелен Миррен шутит про семью, вот Стэтэм с младенцем в руках убивает десятки головорезов на борту самолета, управляемого террористами, вот он же шутит про большой рот Дуэйна Джонсона, вот сам Скала руками направляет торпеду подводной лодки в джип… вот, вот, вот. Перестать невозможно. По количеству бессмысленной чепухи восьмой «Форсаж» может переплюнуть только, наверное, «Стражи галактики». И, наверное, символично, что в обоих фильмах принимал участие Вин Дизель.

Маскулинность и как бы предельная серьезность «Форсажа» к восьмой части (а то и раньше) тоже превратилась в сексистский гомоэротичный анекдот. Женственных женщин тут нет вообще (последние — Гадот и Брюстер — аккуратно выведены из сериала), а те, что есть, отчаянно строят из себя мужиков, корча рожи в камеру и красиво раздавая затрещины врагам. Между некоторыми мужскими героями проходят такие гомоэротические токи и так быстро тает лед, что ни снилось ни «Красавице и чудовищу», ни «Могучим рейнджерам», ни даже «Грибам» с Милоновым. Если Джонсону и Стэтэму на премии MTV в следующем году не дадут приз за лучшую пару — грош цена такой премии.

фильм форсаж 8 рецензия 2017 the fate of the furious вин дизель скала джонсон отвратительные мужики disgusting men

Когда герои на время перестают решать задачи вселенской важности, гонять на машинах или напрягать мышцы, оказывается, что «Форсаж» по-прежнему остается фильмом про семью. Конечно, до «Крестного отца» (возможно, главного фильма про семейные ценности в американском кино) тут очень далеко. Конечно, складывается впечатление, что диалоги тут писал штатный сценарист Сарика Андреасяна, но от «Форсажа», который никогда не пытался казаться больше (и в этом его главное достоинство), чем он есть на самом деле, трудно требовать большего. Фильм вот уже на протяжении восьми выпусков честно транслирует в головы своих поклонников самым примитивным языком все же простые и важные вещи — о семье, мести, любви и дружбе.

Эти основные принципы и частично состав актеров — единственные детали, которые как-то связывают первые выпуски с последними. При этом к привычным Дизелю, Родригес и Ко, которые за эти полтора десятилетия (видимо) утомились играть в родственников, продюсеры постоянно подкидывают новых героев, чтобы было веселее. В основном составе появились и упомянутые выше Джейсон Стэтэм c Дуэйном «Скалой» Джонсоном и парочка артистов из «Игры престолов», и вот теперь — оскаровские лауреатки — Шарлиз Терон и Хелен Миррен. Всем тут, конечно, совсем нечего играть и делать. Все похожи на пластиковых кукол, но все равно за них радостно — пусть хоть тут денег заработают, заслужили.

фильм форсаж 8 рецензия 2017 the fate of the furious вин дизель скала джонсон отвратительные мужики disgusting men

У меня есть одна не очень оригинальная теория. Я уверен, что у каждого человека, который чуть-чуть увлекается современной культурой, в жизни должна быть две вселенные или франшизы, в которые он должен быть влюблен до беспамятства. Одна заслуженная — например, «Звездные войны» или «Властелин колец», — любовь к которой не нужно никому объяснять. Вторая — то, что называется guilty pleasure, к которой как раз любовь не объяснить.

Это похоже на неотвратимую школьную влюбленность, когда тебе нравится самая красивая и эффектная, но при этом самая глупая девочка (или мальчик) в классе. Ты сердцем и умом понимаешь, что даже если она ответит взаимностью (а она не ответит), максимум вы повстречаетесь неделю, а потом ее идиотизм в пепел уничтожит твое влечение, но все равно каждый урок голова сама поворачивается в ее сторону. Вот так же у меня и с «Форсажем». Я все понимаю — и про примитивность, и про глупость и про все остальное. Но все равно на каждом просмотре испытываю то самое guilty pleasure, за которое мне почему-то ни капельки не стыдно.