31 мая 1223 года на реке Калке состоялась грандиозная для феодальной Руси битва, в которой коалиция русских князей и их союзников-половцев потерпела сокрушительное поражение от войск монголов. Битва была настолько значимой, что попала не только в русские летописи — о ней говорили и арабские историки, и ливонские хронисты той эпохи. Упоинания о ней есть даже в китайских источниках.
Источники и трудности в реконструкции событий
Несмотря на всю грандиозность события, точно восстановить его реальное местоположение, численность войск и даже то, что там происходило, довольно сложно. Все потому, что информация нами берется исключительно из летописных источников, а они не только пристрастны, но и часто не точны, так как могли либо писаться гораздо позже, либо далеко от места событий, и опираться на смутные показания «очевидцев» или вовсе слухи.
Например, Генрих Латвийский в своей «Ливонской хронике» описывает события на реке Калке, утверждая, что там погибло пятьдесят русских князей и сто тысяч воинов. Более поздние русские летописи — например одна из тверских летописей XV века, говорит о том, что в битве погиб Александр Попович (возможный прообраз былинного Алеши Поповича), и с ним семьдесят богатырей.
Иными словами, к летописным данным стоит относиться осторожно, но других у нас просто нет: точное место битвы до сих пор не установлено, археологические раскопки проводить негде, поэтому материальные источники отсутствуют. Как утверждает военный историк и специалист по истории Средневековья Клим Жуков в своей лекции, река Калка может быть нынешней рекой Кальчик в Донецкой области, но где на протяжении этой реки искать место битвы — неизвестно.
Основной материал для описания событий берется из трех наиболее близких ко времени битвы летописей: Новгородской первой, Ипатьевской и Лаврентьевской. Сами источники можно почитать например, вот на этом сайте.
Предыстория и численность войск
Когда монголы под предводительством нойона Джэбе и Субэдэй-багатура по приказу Чингисхана завоевывали государства Кавказа, при этом разбив союзное войско алан и половцев, они применили хитрую тактику. Как рассказывает в своем труде «ал-Камиль фи-т-тарих» (Полный свод истории) арабский историк Ибн ал-Асир, монголы разрушили союз алан и половцев, сказав последним, что против них нет никаких претензий — и дав им денег. После этого, разбив оставшихся без поддержки алан, монголы напали уже на спокойно разъехавшихся по степи половцев.
Именно после этих событий половецкий хан Котян Сутоевич кинулся за поддержкой к своему зятю, русскому князю Мстиславу Мстиславовичу Удатному, или «Ми-чи-сы-лао», как его называли китайские хронисты в «Первом жизнеописании Субэдэя». Сказав Мстиславу, что если он не поможет, то сначала монголы перебьют половцев, а потом и русских, Котян, как утверждает Новгородская летопись, подарил ему «коней и верблюдов, буйволов и девок». Видимо, Мстислав внял словам тестя и собрал коалицию князей, вместе с союзными половцами выступив против нависшей угрозы.
Тут возникает еще одна проблема для изучения этой битвы: количество войск. С монголами есть хотя бы какая-то опора: так как в бою участвовали два темника (то есть командующего «тьмой», десятью тысячами воинов), Джебе и Субэдэй, можно предположить, что их войска насчитывали не более двадцати тысяч. Сколько их дошло до самой битвы при Калке, получали ли они подкрепления — неизвестно.
С русскими войсками все гораздо сложнее. Историк Василий Никитич Татищев говорил о ста трех тысячах русских и пятидесяти тысячах половцев, что для Руси времен Средневековья было крайне сомнительной цифрой. Историк Д. Г. Хрусталёв в своей книге «Русь и монгольское нашествие» предполагает, что русских было десять тысяч, плюс пять-восемь тысяч половцев.
Клим Жуков в упомянутой лекции, проводя подсчет максимального количества воинов, которые вообще могли выступить в поход против монголов, на основе данных, которые упоминаются в летописях, высчитывает 3510 русских и примерно 3000 половцев. Плюс к этому он добавляет «бродников», неких наемников, которых не могло быть больше пятисот. В сумме — где-то 7000 воинов.
Важно понимать, что время действия — Средневековье, когда ни о каком участии пеших войск в степной битве говорить не приходится. Тогда уже существовало четкое разделение на крестьян, ремесленников и профессиональных воинов, которые всегда были всадниками, причем чаще всего тяжеловооруженными.
Битва на Калке
Когда коалиция князей выступила в поход в степь, монголы попытались провернуть с ними ту же хитрость, что и с половцами. Они заслали послов, которые сказали все то же самое: мы бьем половцев, а к вам претензий нет. Князья посчитали их шпионами и провокаторами и казнили. Это привело монголов в ярость, ведь по их законам посол — это гость, и убивший гостя нарушил законы гостеприимства и непременно должен быть убит. Поэтому они прислали второе посольство, которое заявило, что не мы на вас напали, а вы, и теперь уже точно будем биться. Этих послов князья оставили в живых, так как по феодальным представлениям послы лишь бросили вызов, и биться нужно не с ними, а с теми, кто их прислал.
Еще до битвы на Калке часть русских и половецких войск под предводительством некоего воеводы Яруна разбили небольшой разъезд монгол, начали его преследовать и захватили их становище со скотом. Монголы пытались спрятать своего предводителя Гемябега в половецком кургане (натурально, зарыв его в землю) — но он был найден и передан половцам, которые с ним расправились.
Позже, подойдя к самой реке, русское войско разделилось. Киевский князь Мстислав Романович Старый и больше тысячи самых хорошо вооруженных воинов остались на другом берегу в укрепленном лагере, а остальные начали переправляться через реку и вступили в бой с монголами.
Причиной разделения была распря между князьями, Мстиславом Удатным и Мстиславом Старым. Эту ситуацию летописцы описывают по-разному. Ипатьевская летопись гласит, что Мстислав Удатный не сообщил о монголах находящемуся в лагере великому князю, так как имел на него зуб. В Новгородской же летописи написано обратное: это киевский князь никуда не поехал, бросив, таким образом, своих союзников в битве.
Сам ход битвы по летописям практически не восстанавливается. Известно только, что русские войска переправились через реку, начали бить монголов, потом в бой вступили половцы, но когда их разбили, бросились отступать, смяв русские дружины. В критический момент предали бродники, перейдя на сторону монголов, что и довершило разгром, а дальше уже каждый пытался выбраться, как мог. Рашад ад-Дин, иранский чиновник, врач и ученый в своем труде «Джами ат-таварих» («Сборник летописей») рассказывает о том, что монголы убегали от русских и половцев, а затем, развернувшись, неожиданно напали на них. Это очень похоже на типичную для монголов тактику — притворное отступление, охват флангов и атака.
Можно предположить, что переправившиеся русские и половецкие силы атаковали монголов, смяли их и погнались за притворно отступающим врагом. Тут, видимо, вперед выдвинулись половцы, так как именно у них могла быть легкая конница, подходящая для погони. И именно их и разбили основные силы монгол, погнав разбитых на тяжелых русских всадников. В этот момент, видя разгром и сумятицу, бродники перементулись на сторону победителя.
Побежденные начали в беспорядке отступать, и тут Мстислав Удатный сам совершил далеко не красящий его поступок. Переправившись через реку, он уничтожил лодки, на которых переправлялся, таким образом отрезав от спасительного берега и монголов, и других спасавшихся князей.
Так или иначе, монголы, разобравшись с преследуемыми, осадили лагерь, где стоял киевский князь. А через некоторое время они предложили мир, причем говорил от их имени предводитель бродников, Плоскыня, который поклялся на кресте, что монголы не прольют крови князей. И не соврал: после выхода войск из лагеря обычных воинов перебили, а князей, положив под доски, удавили, сев на них пировать, так что кровь действительно не пролилась.
Здесь есть еще один момент разночтения между традициями родоплеменного строя, в котором находились монголы, и феодального, в котором жили русские. Как утверждает Клим Жуков, по феодальным традициям убийство князя — это жуткое зверство, ведь его проще отпустить позже за выкуп. По родовым же — кровника (а после убийства послов князья стали кровыми врагами монгол) нужно убить во что бы то ни стало. А убивать воинов предпочитали мучительно, тем самым оказывая им последние почести, ведь чем мучительнее умирал казнимый, тем почетнее была его смерть. Всего же за всю битву на реке Калке погибло двенадцать князей. Потери обычных воинов измерить сложно; летописи говорят, что вернулось только десятая часть.
Так или иначе, битва на реке Калке была чудовищным разгромом для коалиции русских князей. Но она, к сожалению, ничему их не научила. Почти сразу началась междоусобица, поскольку на освободившиеся места появились претенденты, так что к моменту завоевательного похода хана Батыя в 1237-1240 годах Русь так и представляла собой множество воюющих и ссорящихся друг с другом феодальных княжеств.