88-летний ветеран Голливуда едва ли когда-то работал наркокурьером, но кажется, мог бы им стать прямо сейчас.

Пожилой Эрл Стоун (Клинт Иствуд) всю жизнь провел на работе, выращивая цветы и ухаживая за ними. Из-за этого у него постоянные проблемы с семьей: он давно развелся с женой, которой надоело, что муж пропускает все семейные праздники, вдрызг поссорился с дочерью, свадьбу которой променял на вручения локальных «Оскаров» по цветоводству.

Спустя 12 лет Стоун находится на грани банкротства. Цветочный бизнес перестал приносить деньги, ферму дедушки грозятся забрать кредиторы за долги. Но неожиданно на помолвке единственного члена семьи, который благосклонно относится к Эрлу — внучки Джинни, он знакомится с каким-то подозрительным «другом подружки невесты» мексиканской внешности. Тот дает Стоуну визитку, и говорит, что если тот хочет заработать, пусть позвонит по указанному номеру. Через некоторое время Стоун станет перевозить на своем малоприметном пикапе кокаин для картеля Синалоа. А на вырученные деньги начнет вести жизнь зажиточного пенсионера: оплатит внучке свадьбу, вернет ферму и даже восстановит местный бар для ветеранов, где играет его любимый кантри.

«Наркокурьер» основан на удивительной истории. Ли Шарп (Иствуд изменил имя в фильме) — ветеран Второй мировой, которому удавалось на протяжении почти 10 лет возить кокаин через границу на неприметном пикапе. «Слава» пришла к Шарпу в 2014-м после публикации подробного расследования The New York Times. Из него можно узнать не только об объемах перевозимых дедушкой наркотиков (он был в числе лучших курьеров), но и о его цветочной карьере и искренней любви к лилиям.

Клинт Иствуд, который зацепился за эту историю и решил сделать из нее полнометражный фильм, еще на этапе подготовки к съемкам принял волевое решение — Шарпа/Стоуна он сыграет сам. Во многом потому, что кинематографист и дед-наркоторговец примерно одного возраста — Шарпу, когда его поймали, было 87, Иствуду сейчас 88. Постоянное присутствие на экране великого актера, который толком не снимался с «Крученого мяча» в 2012 году (а если уж совсем начистоту — с «Гран Торино»), спасает «Наркокурьера», которого вряд ли можно назвать лучшим фильмом в карьере многократного лауреата «Оскара». Потому что вся энергия картины заключена в одном человеке — 88-летнем Иствуде, который тут старается переигрывать всех, как в лучшие годы, но почтенный возраст прикрыть актерской игрой удается не всегда. Парадокс: именно это дает картине настолько мощный элегический привкус, что сердце начинает щемить буквально в каждой сцене с участием седовласого мэтра.

Разве эти глаза могут врать?

Этот фокус на Иствуде сильно меняет вектор всего фильма. Изначально «Наркокурьер» — это история о традиционных человеческих ошибках и вечных ценностях. Шарп/Стоун — трудоголик, который поставил свою жизнь не на ту карту, предпочтя работу семье. И его наркокурьерские приключения — это в том числе запоздалая попытка все исправить, а заодно и доказать себе, что даже много работая, можно сохранить семью. Просто надо выбрать прибыльный «бизнес».

Но при просмотре ты не можешь отделаться от ощущения, что это фильм про самого Иствуда, как бы банальна и проста не была эта мысль. С одной стороны — глава картеля Синалоа (импозантный Энди Гарсия) лапает молодых девах и стреляет по тарелочкам в своем особняке, попивая виски. С другой — американские спецслужбы во главе с Брэдли Купером пытаются поймать лучшего наркокурьера в округе. А между ними развивается удивительная история предприимчивого дедушки — который и есть этот наркокурьер — радостного и в чем-то беззаботного человека, который на старости лет решил подзаработать.

Наблюдать за этим странным воплощением американской мечты в исполнении Иствуда — кайф. Он настолько органичен в этой роли, что кажется, почти не играет. Фирменный иствудовский прикус тут разбавлен легким ироничным кривлянием, а все остальное делает невероятная харизма. Если «Гран Торино» был фильмом про недовольного деда на пенсии, то «Наркокурьер» — про деда, который достиг жизненной гармонии. У него есть дорога, пикап, прилично денег, а больше ему ничего и не нужно. Хотя он так же, как и герой «Гран Торино», типичный герой давно ушедшего поколения: он не умеет отправлять смс и пользоваться интернетом, а чернокожих называет «неграми».

В США «Наркокурьера» выпустили в декабре, аккурат к премиальному сезону. Фильм Иствуда сдержанно раскритиковали, и он пролетел мимо всех наград — но все же стал кассовым хитом. И это ситуация, когда правы все: по большому счету, это одна из самых несобранных и вялых картин позднего Иствуда. Если убрать из фильма его самого, кино от этого сильно потеряет — останется лишь скучный пересказ довольно захватывающей журналистской статьи. Но Иствуд на месте, и он словно гора Рашмор, а все остальные — туристы. Это фильм для него и про него. И кто мы такие, чтобы не заплатить за билет?