Андрей Загудаев рассказывает, как прошло запоздалое прощание с одним из ключевых супергероев Marvel в исполнении Скарлетт Йоханссон.

1995 год. В одном из пригородов Огайо живет образцовая на первый взгляд семья — папа, мама, две маленькие дочки. В один из вечеров отец возвращается с работы и говорит, что им срочно нужно уехать из дома. Семья спешно отправляется на местный полузаброшенный аэропорт, а оттуда, под свист пуль и полицейских мигалок, улетает на небольшом самолете на Кубу. Там мы узнаем, что семья — не совсем настоящая. Папа — знаменитый советский супергерой Красный Страж, мама — агент российского правительства Мелина Востакова, а дочки — Наташа и Лена — впоследствии станут известны как Черные Вдовы. За три года под прикрытием они пытались выкрасть у американцев какие-то секретные данные по управлению человеческим разумом. Несмотря на удачное выполнение задания, Страж в итоге отправляется в тюрьму на севере СССР, а мама и девочки — на службу к генералу Дрейкову, высокопоставленному лицу вооруженных сил Советского Союза, который курирует программу воспитания наемниц, управляя их силой воли при помощи некоего вещества.

20 лет спустя мы переносимся в финал фильма «Первый мститель: Противостояние». Наташа в знаменитой драке в аэропорту между двумя командами «Мстителей» позволяет Баки и Капитану Америке сбежать, отчего ей самой приходится уйти в подполье. Девушка прячется от ООН и Тони Старка в норвежском лесу, где питается полуфабрикатами и смотрит старые фильмы про Джеймса Бонда. 

Спокойная жизнь вне Мстителей заканчивается почти сразу, когда на главную героиню нападает безмолвный бронированный гигант в экзоскелете. Как мы понимаем почти сразу, он охотится за сывороткой-антидотом, помогающей освободиться от контроля Дрейкова, которая по неслучайному стечению обстоятельств оказывается в багажнике наташиной «Нивы».

©MARVEL 

Вместе с финальными «Мстителями» фильм про Вдову должен был завершать третью фазу киновселенной Marvel.

Но долгая подготовка к съемкам, переписанный несколько раз сценарий и пандемия внесли свои коррективы, и «Вдова» выходит только сейчас, уже в четвертой фазе — «Дисней» начал ее сериалами «Ванда Вижен», «Сокол и Зимний Солдат» и «Локи». Традиционная для Marvel сцена после титров во «Вдове» крепко связана именно с ними и как бы намекает: если вы хотите быть в курсе происходящего с супергероикой Marvel, сериалы теперь тоже обязательны к просмотру. 

Скорректированная окружающим миром дата выхода «Черной вдовы», кажется, пошла фильму только на пользу. Перед нами классический марвеловский сольник, но если раньше такие фильмы выходили в начале жизни супергероя во вселенной, то «Вдова» — эпитафия по ушедшему персонажу. Это привносит в легкомысленный летний блокбастер горечь неизбежной утраты и дополнительную глубину. И несмотря на весь юмор и шумные перестрелки, «Черная вдова» — это фильм-прощание с одним из самых важных персонажей марвеловской вселенной, с очень точной и понятной визуальной метафорой смерти.

©MARVEL 

Если немного отвлечься от трагической судьбы Наташи, то перед нами оказывается типичный, причем не лучший, марвеловский блокбастер про отдельного «мстителя».

Кажется, что подобные фильмы Кевин Файги и его подопечные могут снимать с закрытыми глазами, но отсюда и проблемы. 15 лет назад, когда марвеловская вселенная только запускалась, к каждому новому фильму в Marvel придумывали какой-то собственный стиль или интонацию (шекспировский «Тор», патриотизм и история США в «Первом мстителе», едкий капитализм в «Железном человеке»). Сейчас, когда все темы в супергеройском кино обсосаны по несколько раз, выкручиваться сложнее. Фильм про Наташу Романову построен по лекалам студии и почти лишен собственного шарма — кроме «злой России» где-то на фоне, но и она уже мелькала в некоторых предыдущих картинах.

«Черная вдова» развивается по понятному сценарию: сначала нам рассказывают о ключевом моменте в жизни Наташи, который влияет сильнее всего на её характер. В данном случае — это фальшивое детство, за которым следует унизительное, длинное и невыносимое обучение под крылом Дрейкова и превращение в наемную убийцу. Мы понимаем, почему в зрелом возрасте Наташа становится киллером-одиночкой с тотальным недоверием ко всем окружающим. И главная тема «Черной вдовы», помимо политических интриг и глобальных террористических угроз — это возвращение в жизнь надломленного человека веры в хорошее.

Наташа постепенно исцеляется благодаря семье. Все еще фальшивой — но семью, как известно, не выбирают. В отличие от «Форсажа», еще одного сезонного блокбастера, сотканного вокруг идей о семейных ценностях (о да!), во «Вдове» они проговариваются с большим сарказмом и юмором — да еще и за столом под водку. В этих задушевных беседах в фильме солирует Дэвид Харбор в роли заплывшего жиром Стража, который мечтает надрать зад Капитану Америке, и Флоренс Пью (младшая сестра, Елена), очевидно весь фильм примеряющая роль новой главной Черной вдовы в марвеловской вселенной после ухода Скарлетт Йоханссон. На обоих тут есть примерно пять-шесть совершенно уморительных сцен, которые затмевают все остальное.

©MARVEL 

При этом «Черная вдова», в отличие от некоторых марвеловских сольников, совершенно не скучная.

Авторы картины залезают в детство главной героини ровно настолько, насколько нужно. Все её «бега» в Норвегии скукоживаются до единственного вечера, а затем фильм быстро превращается в классический голливудский фильм-аттракцион, состоящий из погонь, драк и перестрелок. А когда периодически сюжет начинает слегка буксовать, на первый план выходят те же Харбор с Пью, и снова становится весело. 

Но несмотря на труд тысяч людей, работавших над «Черной вдовой», невозможно отделаться от ощущения, что это один из самых необязательных и проходных фильмов во всей вселенной Marvel. Да, в нем рассказывается история важной героини супергеройского цикла, которая давно заслужила отдельный фильм. Если говорить о супергероях Marvel как об актерах, то отпускать Скарлетт Йоханссон без сольной картины было бы как минимум странно. Образ «злой» России здесь выступает как отдельное действующее лицо, очень много на себя берут Пью, Харбор и — неожиданно — Рэйчел Вайс. Но во всех случаях авторы будто не дожимают темы. Удивительных подробностей о жизни Вдовы не так много, других актеров мы еще не раз увидим в марвеловском капустнике, поэтому их лучшие шутки и выходы очевидно впереди. А Россия так и остается лишь клюквенным фоном для приключений главных героев. Кроме уже упомянутой водки, салата оливье и вертолета с надписью «Соловьев Эйр», и запомнить нечего. Но надеемся, что это только начало, и команда Кевина Файги рано или поздно полноценно нанесет Россию на карту марвеловской киновселенной. 

Несмотря на всю нескладность и необязательность, от «Черной вдовы» легко получить зрительскую дозу удовольствия.

Marvel уже давно не опускается ниже собственного стандарта качества, а «Вдова» — очередной пример этой слаженной коллективной работы студии. И как бы это не звучало, на руку сыграла даже пандемия. Вынужденная коронавирусная пауза в кинотеатральном календаре дала шанс зрителям немного соскучиться по большому кино и шумным супергеройским блокбастерам в частности. Поэтому «Черная вдова» выходит для себя в идеальное время — в классическом кинотеатральном календаре она могла бы затеряться.