Академический журнал Science ежегодно публикует список громких научных открытий и выбирает из них одно — самое важное. Фаворита отмечают премией «Прорыв года», очень престижной для научного мира. В число победивших проектов в свое время вошли клонированная овца Долли, иммунотерапия рака и миссия «Розетты». Издание уже назвало лучшее и девять других важных достижений уходящего года. Давайте тоже посмотрим, чем занимались ученые в 2015-ом.

ДНК-редактор

днк редактор итоги 2015 года главные научные открытия отвратительные мужики 2015 in science disgusting men

Технология редактирования генома CRISPR-Cas9 уже находилась в списках кандидатов на премию «Прорыв года» в 2012 и 2013 годах и оба раза уступала первое место другим научным открытиям. Но ее последняя версия, наконец, сделала технологию достаточно революционной, чтобы завоевать статус самого важного научного достижения за последний год.

Финальный вклад в проект сделали сотрудники Института Броуда и Института исследований мозга имени Макговерна. Они радикально усовершенствовали CRISPR-Cas9, уменьшив вероятность ошибок в ее работе практически до нуля. Теперь это не просто самый доступный и эффективный, но еще и очень точный метод правки ДНК, а значит — более безопасный для целевого организма.

Ранее в лабораторных экспериментах с помощью CRISPR-Cas9 удалось сделать комаров непригодными для жизни малярийных паразитов и даже отредактировать генетический код «нежизнеспособных» эмбрионов человека. Непредсказуемая технология быстро стала предметом этических дискуссий. Но улучшенная версия CRISPR-Cas9 открывает новые перспективы для безопасных модификаций человеческого тела. Результатами дальнейших изменений генома могут стать лечение наследственных заболеваний, разных форм рака и адаптация органов животных для пересадки в людской организм.

Миссия New Horizons

Космическая станция New Horizons, запущенная агентством NASA с целью исследовать Плутон с его спутником Хароном, предоставила астрономам детальную информацию об этих космических объектах. В результате ученые сформировали новые представления о размерах, рельефе, атмосфере карликовой планеты и принципах ее взаимодействия со спутником.

Летом станция максимально приблизилась к Плутону, завершив свою основную миссию, и направилась далеко за пределы планетарной орбиты. Если ей удастся долететь до планетоида 2014 MU69 в поясе Койпера, аппарат займется изучением этого объекта до полного исчерпания энергоресурсов.

New Horizons сделала и отправила на Землю ряд качественных снимков Плутона и Харона. В том числе, ученые впервые получили цветные фотографии этих небесных тел. Изображения быстро заполонили интернет и обрели популярность даже среди людей, ранее не интересовавшихся космосом.

Пусть редакция Science не назвала миссию New Horizons научным прорывом года, зато это сделали читатели журнала. Космическая эпопея заняла первое место по итогам специального опроса, который ежегодно проводится изданием для энтузиастов.

Дрожжевые наркотики

Биоинженер из Стэнфордского университета Кристина Смольке вместе с коллегами разработала экономичную технологию получения опиатов из генетически модифицированных дрожжей. Синтез этих веществ, необходимых для создания болеутоляющих средств, может заменить дорогостоящую переработку опиумного мака — природного источника опиатов. Похоже, некоторые медицинские препараты могут стать значительно дешевле и эффективнее за счет возможностей биотехнологий.

Вместе с потенциальными выгодами ученые признают и возможные риски: нельзя исключить, что новую технологию возьмут на вооружение нелегальные производители наркотиков. Чтобы избежать негативных последствий, специалистам придется сотрудничать со спецслужбами.

Квантовые связи

Команде европейских физиков под началом Рональда Хэнсона из Делфтского технического университета удалось полностью подтвердить существование квантовой связи между удаленными частицами. Иначе говоря, исследование показало, что манипуляции с одним объектом могут влиять на другой — связанный с первым, даже если они находятся на большом расстоянии друг от друга. Это открытие имеет большое значение для криптографии, поскольку доказывает высокую эффективность квантовых систем шифрования.

Предположение о том, что наличие связей на квантовом уровне можно доказать экспериментально, впервые выдвинул ирландский физик Джон Белл. В 1981 году он провел тест, показавший высокую вероятность того, что квантовое взаимодействие объектов на расстоянии реально. Группа Хэнсона полностью подтвердила правоту Белла опытным путем и опровергла тем самым теорию Эйнштейна о неких скрытых переменных, якобы объясняющих странное поведение частиц.

Вакцина от лихорадки Эбола

В Национальной лаборатории микробиологии Канады создали рабочее средство для борьбы с вирусом Эбола, самая крупная вспышка которого с конца 2013 года унесла жизни более 11 тысяч африканцев и не на шутку испугала весь мир. Испытания вакцины rVSV ZEBOV в полевых условиях показали абсолютную эффективность препарата. Сложно переоценить важность этого лекарства для населения африканских регионов, которых коснулась или могла бы коснуться эпидемия. Изобретение вакцины вселяет надежду на избежание новых жертв в дальнейшем.

эбола

Новый вид прачеловека

Изучив многочисленные кости, извлеченные из пещеры на юге Африки, группа палеоантропологов во главе с Ли Бергером заявила, что найденные останки принадлежат неизвестному ранее древнему родственнику современного человека. Открытый вид назвали Homo naledi в честь пещерного комплекса, в котором обнаружили кости.

твой дед

По мнению ученых, тело существа удивительным образом совмещало черты нескольких видов людей, живших в разные исторические эпохи. Например, строением таза Homo naledi напоминал австралопитеков, а формой рук и ступней — современного человека. При этом объем мозга Homo naledi был в два раза меньшим, чем у Homo sapiens. Возможно, дальнейшее изучение находки заставит ученых пересмотреть взгляды на эволюционный путь человека.

Иммунные клетки в мозге

Сотрудники Виргинского университета совершенно случайно обнаружили недостающее звено между иммунной и нервной системами. Как оказалось, в мозге тоже присутствуют лимфатические сосуды, по которым передвигаются иммунные клетки. До этого считалось, что каналы лимфатической системы заканчиваются чуть выше шеи. Из-за специфического расположения их просто не замечали в тканях мозга.

Это открытие не просто лишний повод переписать учебники. По мнению нейробиологов, оно должно пролить свет на множество темных моментов, связанных с аутизмом, синдромом Альцгеймера и другими заболеваниями мозга, которые плохо поддаются лечению.

Точность психологии

Брайан Носек и его коллеги из Виргинского университета попытались воспроизвести в течение нескольких лет сотню психологических исследований, опубликованных в престижных научных изданиях. По итогам проделанной работы ученые заключили, что всего 39% полученных ими результатов совпали с аналогичными данными из проверяемых статей. Даже если учесть, что авторы оригинальных исследований могли неточно описать свою методику, несовпадение все равно выглядит огромным. Несмотря на этот факт ученые подчеркивают важность психологии как науки, и призывают совершенствовать методы ее использования. Участники эксперимента полагают, что он заставит исследователей внимательнее относиться к своей работе.

Мантийные плюмы

Сейсмологи из Калифорнийского университета в Беркли посредством компьютерного моделирования раскрыли новые детали движения магмы в земной коре. Как выяснилось, ее потоки — мантийные плюмы — поднимаясь от ядра почти до самой поверхности, соединяются с вулканами. Кроме того, потоки магмы, судя по полученным данным, объемнее, чем ожидалось. Эти наблюдения дополнили теории о том, как работает охлаждение земного ядра. Модель также показала, что на глубине 1000 км плюмы изгибаются, что может свидетельствовать о неизвестных современной науке свойствах мантии на этом уровне.

Древнейший из индейцев

Команда исследователей из Копенгагенского университета раскрыла загадку происхождения Кенневикского человека, останки которого нашли еще в 1996 году на северо-западе США. В ДНК, извлеченной из уцелевшей кости, специалисты обнаружили гены, характерные для местных индейских племен. Ранее ученые отрицали родство существа с коренными американцами, указывая на различия в форме черепа, и даже считали родиной Кенневикского человека Евразию. По этому поводу в начале 2000-ых разразился судебный скандал: индейцы требовали захоронить тело согласно своим ритуалам, чего не могли позволить ученые. В конце концов, победили последние. Но после ДНК-теста у коренных жителей появились законные основания требовать погребения останков.

Disgusting Men подводит итоги 2015 года. С 21 декабря редакция опубликует материалы о лучших сериалах, фильмах, играх и музыке минувшего. Следите за нашими итогами здесь.

• Евгений Хохлов

У нас вроде тоже сделали вакцину от Эболы и вроде как уже успешно испытывают в Африке, вы хоть ради приличия и наши газеты читайте тоже!

• Max Volotsky

Просто канадцы были первыми

• Евгений Хохлов

ну у нас еще впервые в мире на биопринтере напечатали щитовидную железу мыши

• Konfuji

Откуда дровишки? В СМИ есть также информация о японском и американском лекарстве, но упоминания о российском при поверхностном поиске наиболее ранние.

• Slow Poke

От себя тоже добавлю научное открытие: ученые разобрались в причинах шизофрении — получилось связать три конкурирующие гипотезы.
    Соус тут: https://nplus1.ru/news/2015/05/05/schizophrenia

• hemusmora

Новость про психологию забавна, но вполне ожидаема.
    С эболой все очень спорно, так как в России в год людей на дорогах гибнет в десятки раз больше, чем от эболы во всем мире.
    Вообще подборка МИРОВЫХ достижений сделанная редакцией одного журнала весьма интересна, но сомнительна. Хотя повторюсь, большинство указанных достижений значимы.
    Задолго до овечки Долли советские ученые клонировали мышь. Да, мышь это не овца, но суть в том что они млекопитающие.
    Из отечественного, стоит отметить, новый тип ядерного реактора «Брест».

• Лучший

У древних людей на востоке индии было прозвище «человек — умелый». Но както вождь племени сделал отрезания. И этот обрубок стали использовать как палку копалку. И из человека умелого получился кроманьенец (индуский)

• ell2009
  • Евгений Медем

В
    современной космологии есть ряд вызывающих сомнения построений.

Космологи,
    базируясь на уравнениях Фридмана и Эйнштейна, пользуются тем, что
    математический формализм полагает здесь некоторую произвольную постоянную,
    действительно произвольно ею манипулируют, получая вариации представления о
    реальной вселенной. В их суждениях наличествуют явные противоречия, влияющие
    (должные влиять) на суть дела. Прежде всего, это пресловутое красное смещение.
    С одной стороны, оно есть, это наблюдаемый факт. С другой стороны его не может
    быть за счет эффекта Доплера: чтобы при неизменной частоте длина волны выросла,
    фотон должен какое-то время двигаться быстрее скорости света! Но по постулатам
    это невозможно. Значит, красное смещение происходит от чего-то другого.

Но
    раз оно есть и свидетельствует об ускоряющемся расширении вселенной, то в
    рассмотрение вводится среда с антигравитационными свойствами, называемая темной
    энергией. При этом не ясно, эти свойства ей именно присущи или в ней
    проявляются? Помещенное в темную энергию барионное тело (пробный шар) из нее
    выталкивается? Если да, то куда, в каком направлении? Или с таким пробным шаром
    ничего не произойдет и нужен второй, чтобы отталкивание проявилось. Но там же
    действует и притяжение! Так может реальнее задуматься о гравитационной
    постоянной: может не такая уж постоянная и имеет пространственную вариацию.

Таким образом, представления
    о темной энергии родились в поисках причины ускорения расширения
    Вселенной. Пришлось постулировать ее
    существование, приписать ей отталкивающие свойства и таким образом обосновать
    приемлемое значение космологической постоянной Эйнштейна.

Но, может быть, все
    обстоит иначе? Предположим, что Вселенная целиком вращается как связанная
    система, и это невозможно обнаружить, т.к. нет внешнего ориентира. Тогда
    центробежная сила (при надлежащей угловой скорости) создаст тот же эффект –
    ускоренное расширение Вселенной.

В изложенной постановке у
    этой гипотезы есть существенный недостаток: нарушается изотропность Вселенной –
    свойства вдоль оси вращения и в поперечном направлении будут различными.

Расширим нашу гипотезу до
    существования четвертого измерения и положим, что мироздание четырехмерно, где
    структурно трехмерная Вселенная вращается вокруг оси, проходящей через ее центр
    и параллельной четвертой координате. Влияние такого вращения на трехмерную
    структуру Вселенной будет одинаковым по всем первым трем осям координат в силу
    симметричности, так что изотропность должна сохраниться. Таким образом, мы
    полагаем, что Вселенная имеет некоторую угловую скорость относительно самой
    себя, чего не видно относительно внешнего мира, ибо его нет. Для внешнего мира
    это вращение проявляется разносом, как раз ускорением расширения! (Кто катался
    на былом аттракционе «Чертово колесо», где невозможно было долго усидеть, тот
    ощутил это на себе.)

Еще
    раз: вместо антитяготения мифической темной энергии рассматривается другой
    эффект, поддерживающий расширение вселенной: вращение трехмерной вселенной в
    четырехмерном пространстве. (Это, кстати, послужит доказательством
    существования четвертого измерения, о чем так любят говорить апологеты
    «кротовых нор».)

Если
    ось этого вращения параллельна оси той самой четвертой координаты, то по всем
    пространственным координатам, ортогональным этой оси, будет действовать
    центробежная сила, возрастающая с удалением от центра. Она-то и создает эффект
    антитяготения, проявление которого выявляется ныне как раз на больших, истинно
    космологических расстояниях. Сюда же вписывается и красное смещение, которое
    возникает не от допплеровского эффекта, а от «отбрасывания», «растягивания»
    фотона на дальнем пути к наблюдателю. Это приводит к увеличению длины волны
    фотона, т.е. красному смещению.

Подобный
    эффект наблюдается для звука в аэродинамической трубе с большой скоростью
    потока воздуха. Частота воспринимаемого звука заметно ниже излучаемой, причем
    тем ниже, чем дальше отстоит приемник. То есть изменение частоты происходит не
    в момент излучения, как в эффекте Допплера, а накапливается по мере продвижения
    звуковой волны во встречном потоке воздуха. Так же и фотон, преодолевающий центробежную
    силу и теряющий на этом свою энергию, что проявляется в снижении его частоты в
    соответствие с постоянной Планка.

Есть
    еще одно сопутствующее соображение. Поскольку речь идет о вращении, то не
    обойтись без оценки скорости этого вращения и соответствующего времени полного
    оборота. Гипотетически можно предположить, что период в 26 000 лет не
    случайно появился в астрологии и некоторых мистических учениях. Возможно, это
    время если не полного оборота вселенной в четвертом измерении, то время полного
    разворота на 180 градусов, то есть половины оборота. Зная размеры вселенной и
    параметры ее расширения, это можно посчитать. Вперед!

• gatereverser

Очень интересно. Сидишь такой в шелухе от семок, думаешь, что у науки стагнация и всё уже открыто, а тут такие достижения любопытные.