События последних дней (а точнее последнего месяца) на валютных рынках, помимо всего прочего, затронули и наши с вами любимые игры. Причем не просто каких-то отдельных локальных игроков, но без исключения всех, кто получает прибыль в рублях с российского рынка.

В былые докризисные времена мы бы патриотично плюнули бы на проекты «пиндосских разрабов» и до посинения угорали бы в «Метро-2: Смерть Вождя» и «Петьку и ВИЧа», косплеили бы Всеслава Чародея и переключались бы на стратегический режим в Стальных Монстрах, но нынче другие времена, а у нас уже другие запросы.

44130313

Для тех, кто не в курсе коробочной экономики, — вот вам небольшой экскурс. Цепочка издательства консольных игр в России (ПК — совершенно отдельная тема) обычно бывает двух видов: привоз готового товара через таможню или печать на локальных заводах Sony и Microsoft.

Возьмем первый вариант:

Издатель (например, почивший в бозе THQ) продает свой товар, игру Aqua Man 11 TURBO, локальному дистрибутору (например, «Руссобит-М»), цена эта состоит:

  • Из начальной цены THQ — куда обычно входит стоимость разработки, стоимость производства и отчисления сторонним правообладателям (например, Disney, если игра по их франшизе). Допустим, это будет 300 рублей (200 — стоимость производства и 100 — прибыль компании THQ), дистрибутор, скорее всего, платит за игру в валюте. Предположим, что 1 валюта = 10 рублей, то есть THQ ждет 30 валют за каждую копию игры аквамен.
  • То, что «Руссобит-М» планирует заработать (от 10 до 30 %) в зависимости от конкретных условий, — допустим, 100 рублей.
  • Стоимость таможни, которая в отдельных случаях может составлять до 20 процентов от стоимости, по которой «Руссобит» покупает у THQ. В нашем случае получается 60 рублей — эта стоимость также вычитается из прибыли кого-то из связки THQ/Руссобит.
  • После того, как товар оказался на складе «Руссобита», он начинает отгружать его в ритейловые сети, например, сеть «Мир игр», которая тоже хочет около 30 процентов, то есть еще 100 рублей.
  • Вот мы получили стоимость игры про аквамена в России — 500 рублей.

Сумма в 500 р разбивается на 2 части — оплата 200 осуществляется на территории России в рублях и не подвержена валютным колебания. А вот 300 рублей локальный дистрибутор платит издателю в валюте. И, естественно, их стоимость для «Руссобита» увеличилась за последние полтора месяца на 30 процентов — то есть теперь вместо 300 рублей он должен заплатить 390 рублей, и деньги ему взять не откуда — только из своих 100 рублей прибыли. При этом сеть «Мир игр», будучи достаточно крупной сетью, почти наверняка имеет отсрочку платежа как минимум 30 дней, но скорее всего она составляет месяца три, а то и полгода. То есть свои деньги «Руссобит» увидит ой как не скоро.

pacany

Какие выходы из ситуации? Есть четыре стороны процесса: THQ, «Руссобит», «Мир игр», и Петя Сальников, 14 лет, начинающий музыкант, у которого есть 500 рублей на игру аквамен 11 турбо. Кому-то из них придется заплатить за то, что «Руссобит» теперь должен потратить на покупку аквамена не 300, а 390 рублей.

Кто бы это мог быть?

THQ не может понизить цену, потому что у него такая цена везде — во всем цивилизованном мире. Цену на полке ни дистрибутор ни ритейлер повышать не хотят, потому что понимают что ценность аквамена для Пети не превышает стоимости бутылки Scottish Colly за 500 р и при повышении цены Петя скорее всего предпочтет выпить в подъезде в компании близких друзей, чем сидеть с акваменом за те же деньги.

P1250123

Модель с печатью на российских заводах Sony и Microsoft облегчает проблему, так как товар как минимум не проходит через таможню и быстрее будет на полке, риск опоздать меньше. К тому же, если у компании есть локальных офис, то большинство поставок она делает напрямую (то есть дистрибутор исключен из схемы), но при этом берет на себя его риски (например, задержки по оплате в полгода от сети «Мир игр» или отсутствие оплаты, если сеть «Мир игр» разорится через полгода при падении пользовательского спроса). Но сути дела это не меняет, ведь получается что уже не 300 рублей подвержены валютному риску, а все 400.

В итоге возникает дилемма: либо делать бизнес на грани прибыльности или «в ноль», либо перекладывать все это на плечи потребителей. Это не потому, что кто-то хороший или плохой, а потому что иначе нет смысла торговать играми в России в ритейле. При этом цены повысить настолько же насколько растет курс все равно никакой возможности нет, потому что тогда игры просто никто не будет покупать.

Так что если вы любите красивые витрины и вам нравится запах коллекционных изданий, свежевыставленных на полки по утру, то встаньте, возьмите кошелек и идите в ближайший магазин — и помогите коробочной индустрии остаться на плаву этой зимой.