Однажды от одного воина маори сбежала жена, предпочла более красивого мужчину. Воин взмолился предкам и те наградили его невероятно стильной фишкой: несмываемым узором на лице. Жена тут же бросила любовника, вернулась в семью, а маори получили в дар татуировку — та-моко. По крайней мере, так гласит легенда.
Реальность же оказалась куда жестче и эпичнее: татуированные головы в племенах маори ценились как раритетный товар. На них шла охота, отрубленные и высушенные, они воспринимались как сокровища племени. Хочешь обеспечить своим детям богатое будущее — наруби побольше вражеских голов. И не забудь красиво оформить!
В мире воинов твое лицо — это паспорт
Маори были крайне воинственными парнями. А в таком мире твой главный капитал — сила твоего рода, его честь и уважаемость. Короче говоря, нужны «паспорта», которые мгновенно будут показывать, кто перед тобой — в мельчайших подробностях. Так появились та-моко, татуировки на лице, рассказывающие всю подноготную владельца: из какого он рода, какого ремесла, сколько на его счету подвигов. Сто раз подумаешь, прежде чем лезть к родственнику вождя, убившему в бою двадцать человек. Но главное: глядя на такого, ты понимаешь, что он не раб, потому что рабам та-моко не полагались.
Та-моко сами по себе были священны. Мастера татуировки почитались, их считали неприкосновенными и одаривали щедрыми дарами. Нанесение татуировки было священнодействием: проситель шел к мастеру за много километров, строилась специальная хижина, которая сжигалась после того, как работа была сделана.
Техника та-моко была специфической: узор наносился не иглой, а зубилом со множеством зубцов. Мастер смачивал инструмент в краске, приставлял к коже и простукивал его палкой. Это очень болезненный процесс, после которого остаются шрамы. Достаточно сказать, что щеки в такой технике могли пробиваться насквозь. Терпи, ты же воин! Примечательно, что чернила иногда делали из кордицепса — того самого гриба, который превращает насекомых в зомби.
Мокомокаи — сушеные головы, которые стали валютой
Со временем ценность татуировки стала так высока, что лишь повышалась со смертью владельца. Головы вождей с рисунками-рассказами о великих подвигах были важнейшими символами племени. Их хранили в украшенных резьбой ящиках и выставляли на праздники. Как вы понимаете, такие головы стали ценными военными трофеями, словно вражеские знамена. Потом начали похищать черепа воинов попроще, и мокомокаи стали своего рода валютой высокой стоимости. Собственноручно отрубленная голова врага — идеальный свадебный подарок.
Голова не просто отрубалась и сушилась. Ее аккуратно срезали. затем вынимали мозги и глаза, в череп запихивали травы и лоскуты ткани. Потом голову держали на пару в специальной печи, затем коптили на костре, после чего смазывали жиром, добытым из печени акулы. Это отдаленно напоминает технологии охотников за головами из Амазонии, только те использовали раскаленный песок.
А там, где есть богатство, есть и спекуляции и попытки заработать. Когда европейцы приплыли в Новую Зеландию, они с маори быстро нашли общий язык в том, что касается торговли. Маори отдавали головы европейцам, а те, поняв, что на родине за такую экзотику можно получить большие деньги, щедро одаривали местных ружьями.
Огнестрел быстро сделал некоторые племена сильнее других, сильные пошли на слабых за их головами, чтобы выменять те на новые ружья, и круг было не остановить… Так начались Мушкетные войны — ужасная резня, в которой погибла пятая часть населения Новой Зеландии. Некоторые племена были уничтожены подчистую.
Европейцы сумели побороть охоту за головами, только прекратив продавать маори ружья. Да и то сверх этого пришлось проводить работу по христианизации и запретам татуирования. Впрочем, искусство та-моко из-за Мушкетных войн и так было в упадке. В какой-то момент молодые воители расхотели делать узоры на лицах. Сложно жить в обществе, где твоя голова из «паспорта» превратилась в ценную валюту, которую хочет отнять практически любой — и сосед, и соплеменник.
Татуировки после Мушкетных войн
Сейчас мокомокаи — достояние музеев и частных собраний. В особенности известна коллекция британского офицера Горацио Робли, который собрал около 40 голов воинов-маори. К чести Горацио надо сказать, что сам он был не алчным проходимцем, но действительно ценителем местных татуировок. Он написал исчерпывающий трактат о та-моко и в итоге продал свою коллекцию в Американский музей естественной истории.
В XX веке искусство та-моко не умерло, однако сильно деградировало. Ремесло пришлось воскрешать, и во многом тут помогли многострадальные головы мокомокаи, сохранившие подробные «паспорта» видных воинов прошлых веков.
Сейчас маори пытаются воссоздать многие элементы своей культуры, и мужские татуировки на лице — один из них. Та-моко начинают носить политики и байкеры, активисты и простые жители. Узоры все еще символизирует неукротимое мужество, но их носителя хотя бы не убьют ради его головы. По крайней мере, будем надеяться, что те времена не вернутся.
Нечто похожее практиковали племена Амазонии, которые собирали сушеные головы тсантса. Однако у них они были не столько сокровищами и мерилом чести, сколько магическими атрибутами, что даже нашло свое отражение в «Гарри Поттере»: