Понятие «би-сайд» появилось еще в 50-х годах, когда грампластинки были абсолютным музыкальным стандартом. Для продвижения альбомов (да и просто так) музыканты выпускали синглы — пластинки с одной самой хитовой песней. Но у пластинок ведь две стороны, и на вторую сторону обычно записывали еще одну песню — от которой ожидания были поменьше. И хотя мы живем в цифровую эпоху, термин закрепился. Би-сайды — это бонус-треки или вообще не выпущенные на альбомах песни. Вниманием они часто обделены и зря!

Сегодня мы поговорим о би-сайдах Linkin Park, но с ними случай особый. В 2001 году был запущен официальный фан-клуб группы с платным членством — Linkin Park Underground или просто LPU. Каждый год для членов клуба банда выпускала особый мерч и CD-диск, на нем лежали те самые би-сайды: лайвы, демки, старые песни, не попавшие на альбомы — крутые фанатские штуки. Продолжалось это все до 2016 года. Так что в случае с LP есть смысл писать не об отдельных треках (но и он их тоже), а о целых LPU-альбомах. Официально эти диски сегодня уже не достать, но интернет все помнит.

Hybrid Theory EP (LP Underground 1.0) — 1999-2001

Обложки и развороты версии 1999 и 2001 года

В историческом смысле — один из самых ценных «андеграундных» релизов. Hybrid Theory EP — это первый мини-альбом Linkin Park, записанный еще в конце девяностых. В то время банда называлась Hybrid Theory, все еще искала свой звук и только-только приняла в свои ряды Честера Беннингтона. Альбом содержит пять полноценных песен и два инструментала, один из них спрятан в самом конце, за минутами пустого шума. Группа переиздала его в 2001 году как первый выпуск LP Underground.

Звук на диске заметно отличается от Linkin Park, которых мы в итоге услышали на дебютнике. Это все еще рэпкор и ню-метал, но песни более мрачные, протяжные, немного гранжевые, сырые, с восточными мотивами и сильным упором на эмбиент-электронику. Атмосфера у них совершенно инопланетная. Самая известная песня с этого релиза — High Voltage, позже она попала в качестве бонус-трека на дебютник группы. А Step Up банда частенько играла на лайвах.

LP Underground 2.0 — 2002

Второй выпуск Underground содержит один ремикс и парочку лайвов, а примечателен он двумя песнями. Первая — Dedicated — драматичный хип-хоп трек Майка Шинода с депрессивным, тяжелым битом. Записана песня в 1999 году и по звуку сильно напоминает High Voltage. Больше она нигде не переиздавалась и вживую не исполнялась. Второй трек — My December, и он хорошо известен, несмотря на то, что это би-сайд. Даже забавно: би-сайд стал одним из самых известных хитов раннего творчества банды. Впрочем, ничего удивительного, трек попал на все бонусные издания дебютника. Это медленная, лиричная песня, под которую очень хорошо грустится и медитируется — до сих пор одна из самых легких в дискографии группы.

LP Underground 4.0 — 2004 

Третий выпуск Underground оказался наполнен исключительно лайвами хорошо известных песен, а вот на четвертом кое-что интересное можно найти. Альбом открывается забавным инструментальным треком Sold My Soul to Yo Mama, в который, кроме новых риффов, замиксованы некоторые старые хиты группы. Но куда интереснее совершенно новая хип-хоп-песня Standing in the Middle, записанная с рэпером Моушен Мэном. Ничего похожего LP больше не делали, так что трек стоит прослушивания.

Кроме того на диске записано сразу три примечательных лайва: мэшап из Step Up, Nobody’s Listening и песни X-Ecutioners — It’s Goin’ Down; One Step Closer с гостевым вокалом Джонатана Дэвиса из Korn и кавер на песню Nine Inch Nails — Wish. Для фанатов Linkin Park и ню-метала вообще — набор довольно жирный! 

LP Underground 6.0 — 2006

Пятый выпуск снова был посвящен лайвам известных песен, с минутной перебивкой под новый инструментал — ничего сильно примечательного. А вот шестой выпуск сразу начинается мощно — с почти постхардкорного шутливого скримо-трека Announcement Service Public. Честер в нем вопит совершенно безумно, слова его запущены в обратном порядке, а если их перевернуть, окажется, что он призывает всех мыть руки и чистить зубы. Из других новинок — студийная и лайв-версия песни Qwerty. Это классический рэпкор на грани популярного сейчас ню-металкора и все еще один из самых агрессивных и тяжелых треков в истории группы. 

Впрочем, еще ценнее закрывающая диск Reading My Eyes, жаль что записана она только в живом виде. Эта песня присутствовала еще среди самых первых демок группы в 1997 году, когда Linkin Park назывались Xero, а пел в группе Марк Уэйкфилд . Звук еще более грязно-гранжевый, чем на дебютной эпишке. Можно в очередной раз отметить, как сильно изменилось звучание банды к релизу дебютника.

No Roads Left (Minutes to Midnight) — 2007

Вот мы и добрались до первого би-сайда LP, который вышел сразу на полноценном альбоме, а не на диске для фанатов. Песня No Roads Left стала бонус-треком на диске Minutes to Midnight. В плане звука она максимально близка к остальным трекам с этой пластинки — лиричный эмо-поп-рок. Примечательна она тем, что полностью спета Майком Шинодой, хотя по высоте партии там абсолютно честерские. Майк позже признавался, что вживую группа этот трек целиком не исполняет, потому что он не уверен, что сможет ровно выдать такие высокие партии вне студии. У песни две версии — но отличаются они незначительно.

MMM…COOKIES — Sweet Hamster Like Jewels from America! — 2008

Альбом, также известный, как восьмой выпуск Underground — один из лучших дисков Linkin Park вообще. Шикарная обложка, взрывное название и самые душевные песни. Блюз, классический и гаражный рок, панкуха из семидесятых и мощный поп-финал, в котором сложно поверить, что это поет действительно Честер. Все это с абсолютно идиотскими, дурашливыми текстами и упаковано в концентрированные пятнадцать минут (даже чуть меньше). Парни просто угорели в студии, но результат легко полюбить без всякой иронии. 

Позже, в качестве DLC к альбому (да), группа выложила лайв-версию Crawling с измененным вступлением и вокалом Криса Корнелла, а также атмосферный инструментальный трек Lockjaw. Его Майк Шинода написал, чтобы продемонстрировать возможности вышедшей тогда новый версии программы Pro Tools.

LP Underground 9: Demos — 2009

Девятый выпуск «андерграунда» стал настоящим подарком для фанатов группы. Релиз почти полностью забит демо-версиями классических хитов Linkin Park. На нем можно послушать, как звучали ранние версии Faint, By Myself, Breaking the Habit и других боевиков. Разница с финальными версиями местами значительная: другие риффы, другие тексты, другие вокальные партии. Песни даже подписаны ранними, рабочими названиями. 

Но помимо этого на альбоме есть и два полноценных новых трека. Первый — открывающий A.06, его сокращенная версия открывала второй «андерграунд». Это инструментальная композиция в стиле первых двух альбомов группы — жесткий, классический, очень гитарный ню-метал. Второй трек называется Across the Line — это законченная песня с вокалом, не вошедшая на альбом Minutes to Midnight. В 2013 года она даже попала на него в качестве бонус-трека в iTunes-версии. Довольно легкая, но динамичная поп-песня с запоминающимся клавишным вступлением.

She Couldn’t — 2009

Еще одна песня из конца девяностых, всплывшая в интернете в 2009 году — на альбомах или сборниках она официально не выходила. Однако Майк Шинода подтвердил, что это и вправду песня группы. Очень спокойная, мелодичная песня под аккуратную гитару и мягкий бит. Качестве записи и продакшена на высоком уровне, так что это не просто демка. В припеве сэмплирован трек B-Boy Document ’99 от The High & Mighty. И это, кажется, единственный раз, когда LP сэмплировали чужую музыку.

Blackbirds — 2010

Песня Blackbirds стала бонус-треком на альбоме A Thousand Suns. Это был первый диск Linkin Park, на котором они максимально далеко отошли от тяжелого звука, сделав основную ставку на электронику. Blackbirds в этот стиль вписывается — очень легкая песня без экстрим-вокала, с едва слышимой гитарой и хип-хоп битом. Первоначально она открывалась в качестве награды за прохождения мобильной игры от группы — 8-Bit Rebellion. 

LP Underground X: Demos — 2010

Десятый выпуск отчасти подхватил идею девятого — половина альбома это снова сборник демок. Также на диске есть ремикс What I’ve Done и три новых полноценных песни. На самом деле почти все треки с альбома — полноценные. Демки в этот раз другие — не ранние версии известных песен, а «новые», ранее нигде не опубликованные. Так что LPUX можно рассматривать как экспериментальный инструментальный альбом Linkin Park, и слушается он хорошо. Unfortunate, Pale, Divided и Halo — это отличный инструментальный построк, который группа вполне могла бы немного докрутить и выпустить в качестве EP. Ну а Coal — еще одна демка времен Xero — вполне сойдет за тяжелую эмбиент-электронику.

Среди полноценных песен: What We Don’t Know, Pretend to Be и I Have Not Begun. Первые две — привычный звук Linkin Park времен Minutes to Midnight, мелодичный приятный поп-рок. Обе песни, собственно, на этом альбоме и должны были оказаться. I Have Not Begun — хардкорный хип-хоп-трек Шиноды, в духе рэп-музыки 90-х, но с довольно шумным экспериментально-электронным битом. Релиз богатый, даже ремикс, которым занимался сам Шинода, так изменил оригинальную песню, что слушается она как новая.

LP Underground Eleven — 2011

Еще один увесистый релиз. Помимо демок известных песен (тут, например, можно послушать In the End с другим текстом или What I’ve Done вообще без текста), на альбоме есть три инструментальных трека времен Meteora, один с Minutes to Midnight и две невыпущенные ранее песни 1998 года. Демки с метеоры — Soundtrack, Program и Broken Foot — то, ради чего диск стоит слушать в первую очередь. Это три мощнейших (хоть и сыроватых) тяжелых трека, наверное, даже слишком тяжелых для «Метеоры», на грани с металкором и постхардкором. Поэтому, видимо, на альбом и не попали.

Ну а песни Slip и Blue — это полноценные треки времен, когда группа называлась Hybrid Theory. Как и в случае с песнями с эпишки в начале статьи, они хоть и содержат рэп-вставки Шиноды, но ближе к гранжу, нежели к ню-металу. А в финале Blue звучит мелодия, которую группа позже использовала в качестве припева в Crawling.

LP Underground 12 — 2012

Двенадцатый выпуск по большей части состоит из демок-инструменталов времен Minutes to Midnight. Как обычно у LP — это экспериментальная электроника и построк. Но и с метеоры две демки затесались — транскорная Pepper и металкорная Omnius.

Полноценные песни тоже есть. Первая — Asbestos, быстрый короткий панк-рок-трек вокалом Шиноды. Забавно, что несмотря на тяжесть песни, над ней не работал гитарист группы. В комментариях к релизу он написал, что сам впервые услышал эту песню. Вторая — So far Away, еще одна песня 1998 года, но на сей раз с ведущим вокалом Шиноды, Честера в это песне можно услышать только на бэках. Звучание максимально близко к дебютной эпишке. Третья — Debris, готовый стадионный поп-рок-хит. Удивительно, что группа ее не использовала.

LP Underground XIII — 2013 

Очередный готовый, слегка приметалкоренный построк-альбом. На сей раз большая часть песен — это инструментальные треки, не привязанные к конкретным альбомам. Но качество записи и продакшена у них вполне альбомного уровня. Особенно хороши последние две песни, записанные с фанатами — Truth Inside A Lie и Change, исполненная группой Beta State. Linkin Park спродюсировали оба трека, плюс для первой ударные записал Роб Бурдон, барабанщик LP, а для второй Шинода записал клавиши. 

LP Underground XIV — 2014

Один самых впечатляющих «андеграундных» дисков группы. Да еще и с крутейшей обложкой. Большая часть треков на нем была записана в период между Minutes to Midnight и A Thousand Suns, самым легким альбомом группы на тот момент. Однако некоторые треки на диске — метал, по уровню тяжести, да и вообще по своему звучания в целом, напоминающий Mastodon. Все внимание на треки Malathion+Tritonus, Blanka и Froctagon. Видимо, изначально следующий за Minutes to Midnight релиз задумывался совсем другим — куда более тяжелым и гитарным.

А разбавлено все это забавной демкой Breaking the Habit (в ней поет Шинода и делает это очень плохо) и парочкой традиционных для LPU построковых треков разных годов. Из них особенно хороша позитивная закрывающая композиция After Canada. Альбом спокойно можно слушать наравне с большими релизами банды, пролистнув всего один трек.

LP Underground 15 — 2015

Альбом практически целиком состоящий из полноценных песен, ранее нигде не опубликованных. Пятнадцатый выпуск стартует с очень тяжелой, нойзовой песни Animals с агрессивной читкой Шиноды. Записан трек в 2011 году и неудивительно, что он никуда не попал — штука по меркам альбомов банды совершенно неформатная. Следом идет быстрая рэп-интерлюдия Basil, а за ней мощнейший инструментальный трек Pods, который по звуку напоминает ранних Korn, перемешанных с Deftones, дарк эмбиентом и минимал техно. Записан он Шинодой еще в 1998 году и зачем-то разбит на три части: первая, вторая, третья. Завершается диск песней Chance of Rain. Это полноценный, законченный трек с вокалом. Композиция должна была попасть на Minutes to Midnight, но группа решила, что на диске и так достаточно легких песен с танцевальной ритмикой. 

Но на самом деле это не все. Позже группа выпустила цифровое дополнение к пятнадцатому выпуску LP Underground — еще шесть демок и опять все интересные. Первая — TooLeGit — настоящая ню-гейз песня от Linkin Park, жаль, что группа ее так и не закончила — с середины прописанный текст сменяется вокализом Честера. Хотя звучит все равно здорово. Grudgematch — короткая, но законченная рэп-композиция от Майка в духе альбома Living Things. Hurry — ню-метал-инструментал 1999 года с очень киношным настроем, так и просится в какой-нибудь фильм про зомби. Grr — небольшая перебивка из того же 1999-го, а Attached — это все тот же построк, о котором я рассказываю на протяжении всего текста. А закрывается выпуск ранней демкой Part of Me, демка би-сайда это забавно.

LP Underground Sixteen — 2016

Последний на сегодня релиз LPU. На нем как обычно присутствуют демки известных песен банды, так что сразу пойдем смотреть, что интересного на диске, кроме них. По порядку. Can’t Hurt Me — поп-рок инструменталом с упором на электронику и мелодичный гитарный рифф. Dark Crystal — самая интересная и приятная композиция на альбоме, смесь трэп-бита и синтвейва. Air Force One — короткая клубно-танцевальная вещь, к которой в финале подмешиваются тяжелые гитары и получается интересно. 

А вот дальше случается самый странный эксперимент — А и B версии трека Consequence. В них музыка банды времен A Thousand Suns встречает не только танцевальную электронику, но и внезапно чип-тюн. Сложно представить, где группа хотела это использовать первоначально. Заканчивается все еще одним коротким миксом клубной музыки и тяжелых гитар — Blurberry. Кстати, некоторые треки с альбома использовались в рекламе Mercedes.