Катерина Сфорца казнила и пытала своих врагов, сражалась с Чезаре Борджиа, искала Философский камень (а заодно эликсир идеальной груди), подделывала деньги, воспитала одного из величайших наемников в истории. А еще она, судя по всему, стала моделью для «Моны Лизы» Леонардо да Винчи и появилась как персонаж в аниме и в Assassin’s Creed. В общем она не просто так заслужила прозвища «Львица Романьи» и «Тигрица из Форли». Грандиозная была женщина.
Замок Святого Ангела и расстрелянный город — первое замужество
Катерина Сфорца появилась на свет в 1463 году в Милане и была незаконнорожденной дочерью герцога Галеаццо Марии Сфорца и его любовницы, а по совместительству и жены друга, Лукреции Ландриани. В десять лет девочка была просватана за племянника папы Сикста IV, тридцатилетнего Джироламо Риарио. Брак состоялся, и уже в шестнадцать лет Катерина родила первенца, Оттавиано, который позже еще сыграет трагическую роль в ее жизни.
В 1484 году Сикст IV умер, и привольная жизнь Джироламо закончилась, так как чернь Рима по традиции разграбила и сожгла поместья любимчиков мертвого понтифика, в том числе и виллу Риарио.
Именно в этот момент впервые проявила характер будущая «Львица Романьи». Как пишет исследователь Дмитрий Мазарчук в статье «Катерина Сфорца: в поисках любви, в обретении власти» пока Джироламо находился в смятении, Катерина, беременная очередным ребенком, вскочив на коня, захватила резиденцию папы — замок Святого Ангела в Риме — и заявила, что впустит туда только нового понтифика.
Видя решительность молодой женщины, кардиналы пошли на переговоры и супруги получили в свое владение города Форли и Имола, а также обещание компенсировать разграбленное на вилле имущество (его церковники, естественно, не сдержали).
За четыре года правления в Форли Джироламо так достал местное население, что против него было составлено несколько заговоров, последний из которых, организованный семейством Орси, увенчался успехом. 14 апреля 1488 года первого мужа Катерины закололи кинжалами в его же приемной, а затем, как пишет историк Виктор Еремин в статье «Тигрица из Форли, научившаяся колдовать», раздели и выбросили из окна толпе мятежников, которые поволокли труп по улицам.
Саму Катерину с детьми захватили в плен, но недооценили ее мужество и хитрость. В городе находилась крепость Равальдино, гарнизон которой отказался впускать заговорщиков. Катерина убедила Орси отпустить ее в замок, чтобы уговорить коменданта сдаться, а в качестве гарантии оставила в заложниках всех своих детей.
Но как только ворота за ней закрылись, Катерина разразилась угрозами в сторону заговорщиков и даже опасность для детей не стала для нее проблемой. По легенде, приводимой Никколо Макиавелли в трактате «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», она продемонстрировала половые органы обалдевшим Орси и заявила: «Сделайте это, если хотите: повесьте их даже у меня на глазах, здесь у меня есть то, что нужно, чтобы создавать других!».
Более того, как пишет Джампьеро Брунелли в статье «Биографический словарь итальянцев-том 92», не испугавшись возмездия, она приказала расстреливать город из пушек двадцатикилограммовыми ядрами, после чего заговорщики сбежали. Месть Катерины была жестока, но вполне в духе того времени: отловленных членов семейства Орси повесили на том же окне, из которого было выброшено тело убитого Джироламо, а затем их тела бросили толпе, которая разорвала их на части, соскоблив мясо с костей. Отца же заговорщиков привязали к хвосту лошади и таскали по останкам сыновей.
Месть за любовника. Тигрица переходит черту
После подавления мятежа Катерина правила городом от лица старшего сына Оттавиано. И тут ее накрыла необычайная страсть к юноше по имени Джакомо Фео. Он был гораздо менее знатен, и поэтому Катерина не могла официально выйти за него замуж, поэтому они венчались тайно. У Джакомо началось головокружение от успехов. Он принялся сорить деньгами, обижать подданных, а когда Катерина родила ему сына, совершенно слетел с катушек, дав пощечину своему господину и официальному правителю города — Оттавиано. После такого прилюдного унижения дети Катерины составили заговор против любовника матери.
Джакомо был убит в 1495-м по возвращении с охоты. Как пишет историк Антонио Бурриэль в книге «Жизнь Катерины Сфорца Риарио. Том 1. Графиня д’Имола, сеньора ди Форли», вечером 27 августа, кортеж Катерины, сопровождаемый ее сыновьями и Джакомо, приблизился к воротам замка. У входа их приветствовал Джан Антонио Гетти, хорошо знакомый жертве. На ответное приветствие Гетти неожиданно ударил юношу алебардой, а прочие заговорщики набросились на него. Джакомо закололи кинжалами и, перерезав горло, выбросили труп в канаву.
При этом Гетти был уверен, что во главе заговора стоит сама Катерина, и ее ужасный гнев был для убийцы совершенно неожиданным. Потеряв любовника, «Львица Романьи» принялась отчаянно мстить. Причем даже по тем, чудовищно жестоким временам, она перешла черту дозволенного. Перво-наперво ее солдаты нашли одного из заговорщиков, священника дона Доминико ди Баньякавалло и выволокли его из сундука с приданным в доме шурина, где он пытался спрятаться. Пытая его с помощью огня, Катерина выяснила имена всех участников заговора.
По версии, которую излагает историк Марино Санудо в книге «Экспедиция Карла VIII в Италии», она приказала захватить всех заговорщиков, их жен и детей и изрубить их на куски. Погибли даже беременные женщины и трехлетние дети. За головы тех, кто избежал первой волны мести, была назначена награда. Пойманным сначала отрубали руку, затем четвертовали, а куски их тел раскладывали у ворот города. Даже собственные дети, стоявшие во главе заговора, пострадали от гнева Катерины: Оттавиано год был заперт в своей комнате, а Сципион восемь месяцев сидел в темнице, подорвав там здоровье.
Антонио Бурриэль добавляет, что из пятидесяти посаженных в тюрьму сорок человек были умерщвлены. Трупы убитых вывесили на стены, а отрубленные головы еще полтора года были насажены на копья. Именно тогда народ города отвернулся от своей госпожи, пораженный ее дикой жестокостью.
Месть за любовника дорого обошлась «Львице Романьи». Когда в 1499 году к Форли подступил с армией Чезаре Борджиа, враг Катерины, горожане отказались участвовать в обороне, и она была вынуждена запереться в цитадели. Во время осады правительница проявила чудеса смелости, Джампьеро Брунелли даже утверждает, что она участвовала в конных вылазках и вызвала на поединок самого Чезаре.
А однажды она чуть не захватила его в плен. Заманив Чезаре под предлогом переговоров в замок, Катерина приказала поднять мост. Только отменная реакция и ловкость позволили Борджиа выскочить из ловушки, после чего он назначил за поимку Тигрицы баснословную награду в двадцать тысяч золотых дукатов.
После очередного штурма, во время которого Катерина сражалась наравне с остальными бойцами, ее наконец захватили и отправили в Рим в золотых кандалах. Есть данные, что перед этим Чезаре изнасиловал пленницу, мстя за попытку пленения и прилюдно унизил, заявив, что крепость графиня Сфорца защищала дольше, чем свою честь.
Катерина Сфорца была известным алхимиком
После освобождения из плена Катерина отправилась на одну из своих вилл и там дожила в бедности последние года, занимаясь тем, чем увлекалась всю жизнь — алхимией. После ее смерти 28 мая 1509 года остался целый трактат под названием «Experimenti», наполненный многочисленными рецептами, начиная с того, как лечить различные болячки и заканчивая утяжелением монет и приданием им золотого цвета. Профессор Мередит Рей в лекции «Эксперименты Катерины Сфорца в алхимии», предполагает, что подобное преобразование денег для автора было очень важно, ведь подделка монет позволяла Катерине поправить свое финансовое положение.
Более того, профессор на основе исследования писем Катерины, предположила, что женщина укрепляла свои связи, делясь с нужными ей людьми редкими рецептами, или используя их в качестве подарков.
Содержали «Experimenti» и рецепты по улучшению потенции и уменьшению груди. Молоденьким читательницам Катерина советовала: «Возьмите сок болиголова и используйте его ежедневно. Даже если [грудь] большая, она должна стать маленькой… если вы все еще девочки и не повзрослели, если вы будете использовать эту [формулу] каждый день, они [ваши груди] не будут увеличиваться, а останутся красивыми и упругими».
И она знала толк в красоте. Сама Катерина соответствовала идеалу женщины Италии XV века: они была белокожей, светловолосой и с маленькой грудью.
Есть гипотеза, что Катерина была моделью для «Джоконды»
Наша героиня слыла одной из красивейших женщин Италии тех времен. Не удивительно, что художники не раз рисовали ее, чаще всего в различных образах. Не удержался и Леонардо да Винчи.
В 2002 году «The Guardian» выпустила статью «Мона Лиза предстала в образе авантюрной красавицы», где обсуждается исследование Магдалены Соест. В нем утверждается, что, при совмещении с помощью компьютера изображения знаменитой «Моны Лизы» Леонардо да Винчи и портрета молодой Катерины Сфорца была найдена крайне высокая степень сходства лиц.
Поэтому Магдалена предположила, что именно Катерину использовал знаменитый живописец как модель для «Джоконды».
Образ Катерины проник в аниме и Assassin’s Creed
Катерина Сфорца запомнилась не только современникам, ее яркий образ до сих пор используют писатели, сценаристы и игроделы. Она появляется в итальянском фильме «Caterina Sforza, la leonessa di Romagna» 1959 года, а также в сериалах «Борджиа» 2013 года и «Медичи» 2016-2019 годов.
Не обошла ее слава и создателей манги. Японский автор Ёсида Сунао написал серию новелл «Кровь Триединства», на основе которых в 2005 году был создан анимэ-сериал, а Кудзё Киё нарисовал аж шестнадцать томов манги.
По сюжету манги в постапокалиптическом мире ведется противоборство между вампирами и колдунами. В этом мире действует Катерина Сфорца, имеющая сходную с оригиналом биографию и правящая Миланом.
Также Катерина является второстепенным персонажем игр Assassin’s Creed II и Assassin’s Creed: Brotherhood. В Assassin’s Creed II она играет значительную роль в «Битве при Форли», где ей помогает главный герой игры Эцио Аудиторе. А в Assassin’s Creed: Brotherhood Эцио уже влюбляется в Катерину и проходит три миссии, в которых протагонист спасает возлюбленную из замка Святого Ангела.
А недавно мы рассказывали о великом кондотьере Джованни делла Банде Нере, ставшем родоначальником герцогской династии и прадедом французской королевы Марии Медичи: