Это чудовищное по накалу страстей противостояние, где схлестнулись Британская империя и султанат Занзибар, продлилось всего 38 минут. Конфликт даже попал в «Книгу рекордов Гиннесса» как самая короткая война в истории человечества.
В XIX веке британцы и другие европейцы вовсю колонизировали Африку. Не обошла эта участь и султанат Занзибар (часть современной Танзании). На его территории столкнулись интересы британцев и немцев, которые старательно вмешивались в управление формально независимого государства.
Когда 25 августа 1896 года умер султан Хамад ибн Тувайни, полностью подконтрольный британцам, власть в результате переворота захватил его кузен Халид ибн Баргаш. Великобритания тут же выдвинула ультиматум, требуя, чтобы он уступил права на престол их кандидату — еще одному кузену покойного, Хамуду ибн Мухаммеду.

Халид отказался и принялся собирать войска. И собрал: 2800 солдат при поддержке двух двенадцатифунтовых орудий и нескольких пулеметов Максима. Ну и как вишенка на торте — гладкоствольная бронзовая пушка XVII века. В море стояла султанская яхта «Глазго» с картечницей Гатлинга и девятифунтовыми орудиями. Британцы же на рейде имели два бронепалубных крейсера и три канонерские лодки.
В 9 утра 27 августа флот Британии открыл ураганный огонь по дворцу султана, в результате чего погибло почти пятьсот человек, а Халид ибн Баргаш сбежал при первых же залпах. Яхта «Глазго», открывшая ответный огонь, была тут же потоплена. Охрана дворца сбежала так быстро, что забыла спустить флаг и британцы продолжили огонь, пока шальной выстрел не уронил флагшток. После этого адмирал Роулинг высадил десант. На все про все британцы потратили 38 минут.

Халид ибн Баргаш укрылся в германском посольстве, к воротам которого тут же были отправлены британские солдаты, чтобы арестовать бывшего султана. Тогда немцы пошли на хитрость — с их крейсера спустили лодку, которая была на руках доставлена матросами в посольство. Оттуда на этой же лодке вынесли Халида и отнесли к морю, после чего доставили на корабль. Все это получилось, потому что по законам того времени корабли и лодки державы считались ее территорией, и британцы не могли арестовать бывшего султана, не вступив в конфликт с Германией.

