Пройдя с нашей любимой Римской империей длинный путь, мы подходим к ее печальному финалу. Теперь рассмотрим изменения в ее армии, которые частично и привели к тому, что Рим оказалось некому и незачем защищать. А еще разберемся, как легионы превратились в ауксиларии, зачем Риму федераты, что такое плюмбата, и как легионеры Античности превратились в военную аристократию раннего Средневековья. 

Как все скатилось после Коммода 

Мы оставили наших любимых римлян на самом пике расцвета империи, в I-II веках нашей эры, когда с легионами, проживающими в каструмах, справиться не мог никто. Тем не менее, именно Октавиан Август, расположив и привязав армию к стационарным городам, заложил начало конца империи. 

Два века все было замечательно, но с убийством императора Коммода 31 декабря 192 года начались проблемы. Сенат объявил императором своего ставленника Пертинакса, но через пару месяцев его убили преторианцы и провозгласили правителем Дидия Юлиана. 

Коммод

И вот тут неожиданно для всех взорвалась бомба. Дело в том, что легионы на местах воспринимали как вождей своих постоянных военачальников, и становление императором какого-то там непонятного персонажа в Риме стало для них триггером для восстания. В трех частях империи появились сразу три дополнительных императора, выдвинутых легионами: Гай Песценний Нигер в Сирии, Децим Клодий Альбин в Британии и Луций Септимий Север в Паннонии. 

Север, обладавший из-за постоянных боестолкновений с германцами самыми опытными легионерами, выиграл эту гражданскую войну. Дидий Юлиан был убит, и на престол взошел победитель. 

Став императором благодаря легионам, Север вынужден был расплачиваться с ними, поэтому он увеличил жалование, а самое главное — снял запрет на женитьбу и проживание вне каструма. Теперь легионер жил в поселке (который стремительно превращался в город) рядом с лагерем вместе с семьей, а на службу приходил только на определенное время. Это серьезно снизило боевую подготовку легионеров, а также совсем прикрепило их к земле. Теперь солдаты никуда не хотели уходить от своих жен и детей. 

Септимий Север

Дальше — хуже. Император Каракалла, сын Севера, правивший с 211 по 217 годы, приравнял всех жителей империи к гражданам. И внезапно все ауксиларии потеряли смысл в службе, ведь главным призом было именно гражданство. Более того, с течением времени легионы все больше начали замыкаться в себе, поскольку все более срастались с местом, где служили. Когда же все жители империи стали гражданами, их тоже стало можно набирать в легион. Поэтому кельты, германцы, даки, сирийцы и прочие варвары также стали легионерами.

Затем постепенно началось закрепощение всех жителей империи, особенно ремесленников, обрабатывающих землю протокрестьян и в том числе легионеров. Теперь служба в легионе стала наследственной, туда больше не брали абы кого, лишь бы служил. Так что все легионеры, оставаясь легионерами по названию, по сути стали ауксилариями, так как снаряжались уже больше по традициям местных народов и дрались, используя их специфические приемы. 

Еще хуже стало при императоре Диоклетиане, правившем с 284 по 305 год. Территории империи все больше экономически обособлялись друг от друга, армия поддерживала своих военачальников, делая их, по сути, местными царьками. Рим же все больше терял власть над окраинами. Чтобы прекратить череду гражданских войн, Диоклетиан разделил империю на четыре части, поставив двух императоров и двух их помощников-цезарей. 

Константин Великий

Это, естественно, не помогло, и в ходе гражданской войны к власти пришел Константин Великий, правивший с 306 по 337 годы. Он перенес столицу из Рима в Византий (Константинополь) и закрепил таким образом постепенное разложение империи на Западную, которая позже погибнет под ударами варваров, и Восточную, что проживет еще тысячу лет под именем Византии. 

Но почему же легионы не спасли Западную Римскую империю от варваров? 

Легионы поздней империи

Что же представляли из себя легионы поздней империи? Как было сказано выше, они все больше замыкались сами в себе, охраняя лишь город, в котором жили. Тот же Диоклетиан начал практику, когда из каждого легиона выделялась первая когорта. Она использовалась как мобильная — для подавления мелких восстаний и перехвата небольших рейдов варваров. Константин закрепил это разделение законодательно. Он создал комитатов — полевую армию из первых когорт, которая должна была действовать повсеместно. И лимитатов (или лимитанов) — оставшуюся часть легиона, окончательно осевшую в каструме и охранявшую границу. 

Комитаты все больше превращались в ездящую пехоту — для быстрого реагирования им были нужны лошади, но воевали они чаще всего пешком. Их вооружение все больше упрощалось и деградировало. Сыграл и общий упадок экономики империи, и то, что комитаты воевали небольшими отрядами, так что строевой бой для них был уже не так важен. Исчезли башенные шиты-скутумы, заменившиеся на круглые или овальные плоские. Пропали дротики-пилумы, на вооружение пришло более универсальное копье, которым бились в ближнем бою, но при необходимости его можно было и метнуть. Гладиус, удобный в тесноте строевого боя, заменился на спату — более длинный меч, которым можно и с коня рубануть, и в поединке им действовать проще. 

Легионер IV века нашей эры

Лорика сегментата (как и хамата) пропала, заменившись длинной кольчугой кельтского образца. Иногда применялась чешуйчатая броня, особенно в восточных частях империи. Шлемы постепенно также упростились, превратившись в тип Интерцисса, без козырька и назатыльника, только с нащечниками. 

Забавным новым оружием стала плюмбата. Изначально, еще во времена ранней империи, это был свинцовый (отсюда и название) шарик, который метали в противника, когда пилумы заканчивались. Затем к нему приделали небольшую стрелку с оперением, которую начали метать навроде ножа. Сложно сказать, насколько он был эффективен против одоспешенного противника, но тем не менее, плюмбату использовали.

Плюмбата

Лимитаты же все больше сливались в вооружении и тактике с теми народами, с которыми граничили их каструмы. Северные все больше походили на германцев и кельтов (часто являясь этнически германцами и кельтами). Восточные больше походили на парфян. 

С этим связано еще кое-что. В легионах появились тяжелая конница — катафрактарии и клибанарии. О первых мы подробно писали в одной из наших статей, а название вторых пошло от слова «печка». Видимо, именно так себя чувствовал всадник, полностью закованный в пластинчато-чешуйчатую броню. 

Были подобные подразделения и в Западной Римской империи, но больше их, конечно, было в Восточной, веками сражавшейся с парфянами и перенявшей их наиболее эффективные боевые приемы и рода войск. 

Катафрактарии

Всем племенем за Рим

Из-за того, что служба в легионе стала наследственной, возникла постоянная проблема недобора солдат. А так как опустошительные гражданские войны и прочие проблемы создавали множество пустых земель, императоры начали проводить политику поселения на них отдельных племен варваров. За это они были обязаны платить налоги и защищать новую родину от вторжения соседей. 

Вот только племена, помимо защиты Рима, занимались все больше своими делами. Поэтому ко временам конца Западной империи на ее территории давно уже образовались варварские королевства, правители которых не воспринимали все более ослабевающую римскую власть серьезно. Это закончилось в 476 году, когда германский вождь Одоакр сверг последнего императора Ромула Августула. На этом завершился период Античности и начались ранние Средние века. 

А что же с нашими легионерами, проживавшими в городах-каструмах и передававшими свою службу по наследству? На территории Восточной Римской империи они стали частью ее войск. А вот на территории Западной кто-то стал частью дружин новых варварских королей, а кто-то — просто военной аристократией в городах, предками некоторых дворянских фамилий раннего Средневековья.