1 апреля 2001 года в американском городке Рэднор, штат Пенсильвания, двое мелких пацанов отправились в лес. Во время игр они внезапно наткнулись на тайник и тут же сообразили, что дело нечисто. Они тут же направились в полицейский участок, находившийся всего в полукилометре от места. Копы, раскопав находку, нашли какие-то записи, запакованные в пластиковые трубы, схемы, учебники по математике и статистике, оружие и маски для Хэллоуина.

Фото одного из тайников

Все это уже было очень подозрительно. Но затем один из полицейских обратил внимание на то, что одна из схем очень напоминает место, где он обычно катался на велосипеде. Внимательно пошарив в округе, копы обнаружили еще более крупный тайник, где лежало пятьдесят единиц оружия со спиленными номерами, более пяти тысяч патронов, большое количество бумаг с информацией о банках (когда работают, сколько человек и т.д.) и очередные маски.

Полиция Рэднора решила обратиться в ФБР и не прогадала — один из агентов почти сразу выдвинул догадку, заявив, что тайники принадлежат так называемому «пятничному грабителю банков». Дело в том, что Пенсильванию и близлежащие штаты уже двадцать лет терроризировал мужчина небольшого роста, обычно в конце рабочей недели залетавший в банки с пистолетом, потрошивший их и скрывавшийся в неизвестном направлении. Ни поймать его, ни составить внятный фоторобот (бандит всегда был в маске) копы так и не смогли.

После обнаружения тайников расследование также застопорилось, ведь ни отпечатков, ни каких-то других следов обнаружено не было. Но затем копы обратили внимание, что в тайнике лежали видео-уроки из клуба «Дилман-каратэ» и отправились в ближайшее отделение. Там они начали выспрашивать о небольшого роста крепком мужчине, интересовавшемся математикой и статистикой (из-за найденных в первом тайнике учебников). И неожиданно им повезло — один из парней указал на своего знакомого по имени Карл, с интересной для американца фамилией Гагейшн (Carl Gugasian). Как легко догадаться русскоязычному читателю, это армянская фамилия Гугасян.

Карл Гугасян в юности

После этого дело пошло бодрее. К тому же обнаружился единственный отпечаток на оружии, не стертый бандитом — и как выяснилось, он принадлежал именно Карлу Гугасяну.

Дальше стало проще. Негодяя повязали и через некоторое время он, решившись на сделку с полицией, рассказал свою историю. Оказалось, что еще в юности Карл попытался ограбить магазин и уехал в детскую колонию на пару лет. После отсидки вернулся в школу, но учитель (видимо, местный гений педагогики) заявил ему, что ни на одну нормальную работу его теперь не возьмут. А ведь это неправда — по законам США детские и подростковые преступления со временем «аннулируются», и ни один работодатель не узнал бы от полиции о криминальном прошлом Карла. Но тот даже не подумал выяснить это поподробнее, поверив «доброму» учителю.

И так склонный к криминалу парень решил, что теперь-то ему других путей не остается. Для начала Карл отслужил в армии и даже повоевал в Афганистане, а затем занялся серьезной физической подготовкой. Для этого он пошел в школу каратэ, а также увлекся пробежками в обычной одежде, да еще и с тяжелой сумкой. Все это делалось для того, чтобы создать идеальную схему по ограблению банков.

Карл искал банки в небольших городках, находящиеся рядом с окраинами, заросшими лесом. Узнав всю информацию, он приезжал к локации на своем фургоне, оставлял его за 25 км до цели и дальше передвигался на горном мотоцикле по лесу. Последний километр до банка грабитель пробегал. После успешного «изъятия» денег Гугасян возвращался бегом до мотоцикла, на нем до фургона. В том же районе он прикапывал оружие и наличные. После чего уже пустой уезжал с мотоциклом в багажнике.

Даже если полицейские сразу начинали оцеплять территорию и обыскивать все машины, в фургоне Карла ничего подозрительного они найти не могли. За деньгами, оружием и маской он возвращался через пару недель, когда шумиха спадала. Таким образом разбойник набил за двадцать лет более пятидесяти банков, став самым успешным грабителем по версии ФБР.

Арестованный в 2002 году Карл так хорошо помогал полиции в расследовании, что изначальный срок в 115 лет, который ему назначили, превратился в семнадцать. Более того, в тюрьме Гугасян преподавал заключенным математику, так что вышел на два года раньше — в 2017-м, в возрасте 69 лет.