«Отвратительные мужики» последнее время обходили стороной зарубежный хип-хоп, хотя жанр регулярно пополняется достойными новинками. Сегодня мы восстановим справедливость и вспомним восемь самых интересных альбомов последних месяцев.
50 Cent “Animal Ambition: An Untamed Desire To Win”
Кто это
Главный рэпер середины нулевых. Первые два альбома Фифти Сента продались многомиллионными тиражами и сейчас считаются классикой — мало кто не слышал In Da Club, P.I.M.P., Disco Inferno, Candy Shop и другие хиты. Со временем Фифти не нашлось места в мире самовлюбленного Канье Уэста и девчачьего Дрейка — пока хип-хоп менялся, он оставался все тем же гангстером-мордоворотом. Исполнитель ушел в тень и занялся другими делами — придумал линию ароматизированной воды Vitamin Water и энергетических напитков Street King, начал выпускать наушники под брендом SMS Audio, написал пару книг, увлекся промоушеном боксерских поединков. 265 миллионов долларов в кармане позволяют отложить микрофон в сторону.
Зачем слушать
Фифти ушел в тень почти на пять лет, и Animal Ambition для него — способ напомнить о себе. Альбом открывается так, будто никто никуда и не пропадал: «Я богатый ублюдок, изменилось немногое». Пока другие рэперы собирают модных битмейкеров и исполнителей, Фифти даже не пытается понравиться современному слушателю — половина треков Animal Ambition звучат так, будто бы они пришли из 2003 года. Еще одна удивительная деталь: для человека с девятизначным состоянием Фифти пишет удивительно слабые треки о красивой жизни — те же Twisted и Winners Circle кажутся вымученными. Другое дело — суровые истории с дна, песни человека с девятью пулевыми ранениями, которому не хватает денег. Такие вещи Фифти до сих пор выдает на автомате — на Irregular Heartbeat он рассказывает об ограблениях так, будто занимался ими еще вчера. Сегодня рэпер в лучшей форме за девять лет — последний раз он читал столь умело и яростно на альбоме Massacre 2005 года. Рэп — музыка молодых, но Фифти, перезапустивший карьеру в 39 лет, готов соревноваться с ними на равных. На Animal Ambition он явно работает вполсилы. Впечатляющая запись для нас, для рэпера она — всего лишь разминка перед большим релизом. Он будет называться Street King Immortal и выйдет уже в сентябре.
Ab-Soul “These Days…”
Кто это
Один из участников калифорнийской четверки Black Hippy, собравшей самых талантливых эмси западного побережья — чего только стоит Кендрик Ламар, чей альбом Good Kid, M.A.A.D City считается ключевым релизом 2012 года. Расслабившись в 2013-м, Black Hippy вновь атакуют тяжелой артиллерией: Скулбой Кью уже выпустил успешный Oxymoron, Джей Рок обещает новую запись до конца года, а третий альбом Эб-Соула — перед нами.
Зачем слушать
Это удивительно скромная запись для рэпера, к чьей группе приковано внимание всей профильной прессы: «Я спустил сотню тысяч баксов, но, в общем-то, показать мне вам нечего». Эб лукавит: его These Days — полтора часа изобретательного рэпа, в течение которых он успевает провести параллели между своей карьерой и фотосинтезом (Tree of Life) и сделать несколько отсылок к файтингу Tekken (Dub Sac). Современные рэперы ему скучны: «Закинулся таблетками, спустил обойму, зарядил обойму — расскажи мне хоть что-нибудь новое» (Nevermind That). These Days нужно слушать, открыв в браузере сайт Rap Genius — почти в каждой строчке тут прячется скрытая отсылка или необычная игра слов. Но несмотря на всю смысловую нагрузку, альбом легко слушается — Эб читает легко, постоянно меняет интонации, переходит на пение и жонглирует звуками. По These Days видно, что его автор хочет стать не самым богатым рэпером, а самым крутым — что и подтверждает мощнейшим батловым куплетом в финале альбома.
Lil Durk “Signed To The Streets 2”
Кто это
21-летний выходец из Чикаго, подписавший контракт с лейблом Def Jam, попал в число самых перспективных рэперов 2014 года по версии хип-хоп журнала XXL. Впрочем, в случае с Лил Дёрком важнее не «кто», а «откуда». На данный момент Чикаго считается одним из самых депрессивных регионов США — в городе орудует более 600 банд, полиции не хватает офицеров, а средний класс уезжает в другие штаты. У местных жителей город получил прозвище Чирак — то есть Чикаго плюс Ирак.
Зачем слушать
Signed To The Streets 2 — прямой репортаж из ада: «Пушки заряжены, играем в салки». Если в прошлом десятилетии автотюн стал атрибутом гламурного рэпа (http://www.youtube.com/watch?v=1ohYsK5Y8Dc), то современная молодежь использует его для зарисовок из криминальной жизни. Это очень смелый микстейп — взяв за основу дрилл, агрессивную чикагскую разновидность трэпа, Лил Дёрк не боится экспериментировать со звучанием. В Don’t Take It Personal он выдает футуристический блюз, в What You Do To Me прыгает в сторону современного R’n’B, а на Fly High закидывает свой электронный голос поверх классического семплированного бита. За час, что длится микстейп, тучи расходятся лишь однажды — на треке I Made It Дёрк неожиданно понимает, что у него все получилось. Он недалек от правды: за первые 24 часа после релиза Signed To The Streets 2 пробил планку в 100 тысяч скачиваний.
Common “Nobody’s Smiling”
Кто это
Один из самых известных представителей так называемого сознательного хип-хопа. Коммон прорвался к славе в середине нулевых с альбомом Be — спродюсированная Канье Уэстом пластинка резко контрастировала с мейнстримом того времени (см. Фифти Сента) и предлагала не порешать всех в уличной перестрелке, а оглянуться по сторонам и найти красоту в родных кварталах.
Зачем слушать
Так получилось, что родные кварталы Коммона — те же, что и у Лил Дёрка (и, если уж на то пошло, Канье Уэста). Рэпер вырос в Чикаго, и Nobody’s Smiling — мрачное полотно о жизни города, погрязшего в уличном насилии. Город здесь в главной роли — даже когда Коммон рассказывает о буднях обычных людей, он на самом деле говорит о городе. У исполнителя не отнять мастерство рассказчика, яркие образы он создает буквально парой строк — чего только стоит юнец из No Fear, живущий в дерьме, зато имеющий семь пар Air Jordan. На заднем планет сгущает краски именитый продюсер No I.D. — благодаря нему альбом звучит цельно, но разнообразно: битмейкер спокойно переходит от минималистичных ударных в Speak My Piece к госпелу в Kingdom и гитарному соло в финале Young Hearts Run Free. Nobody’s Smiling — лучшая запись Коммона со времен Be и яркая иллюстрация изменений, происходящих с Чикаго. Если на обложке 2005 года артист улыбался, то теперь веселиться не хочется никому.
Slaughterhouse “House Rules”
Кто это
Супергруппа сильнейших эмси США. Крукид Ай, Джо Бадден, Ройс Да Файв-Найн и Джоэл Ортиз долгое время писали друг другу гостевые куплеты, в 2009 году объединились и выпустили дебютный альбом, а в 2011-м подписали контракт с Shady Records, лейблом Эминема. House Rules — микстейп, разогревающий публику перед грядущим третьим альбомом Slaughterhouse.
Зачем слушать
Группа с названием «Скотобойня» и свиной головой на обложке не будет размазывать сопли. House Rules — это десять упражнений в боевом рэпе, герои которого сначала тебя застрелят, а потом трахнут твою девушку и отправятся дальше по делам. Slaughterhouse похожи на спортивную команду, ту, где внутренняя конкуренция идет на пользу общему результату — каждый куплет выдается на пределе возможностей. Читать рэп лучше, кажется, невозможно — тот же Ройс Да Файв-Найн в открывающем треке успевает трижды сменить подачу. Это самый техничный релиз последних месяцев. Настоящий мужской хип-хоп.
G-Eazy “These Things Happen”
Кто это
Под псевдонимом Джи-Изи скрывается 25-летний калифорниец по имени Джеральд, и последнее, что можно подумать при взгляде на него — это то, что ты смотришь на рэпера, а не постоянного посетителя парикмахерской Chop-Chop.
Зачем слушать
Разрывая шаблоны своим видом и клипами, в музыкальном плане Джи выступает в роли талантливого компилятора. These Things Happen — краткое содержание всего, что произошло с рэпом за последние пять лет: рэпер то заигрывает с поп-музыкой (Far Alone), то вспоминает о трэпе (Lotta That), то заходит на слезливую территорию Дрейка (Opportunity Cost). Это рэп без своего лица, но рэп умелый и хорошо поданный. Тут нет ни одной слабой мелодии и лишнего гостя: Been On — один из самых красивых битов года, а Эйсеп Ферг, заходящий на Lotta That с фразы «я насрал на тебя», выдает порцию талантливой грязюки. Если вы не представляете, как звучит современный модный хип-хоп, These Things Happen станет идеальной точкой входа в жанр.
Mayday & Murs “Mursday”
Кто это
Новички Strange Music, одного из крупнейших независимых хип-хоп лейблов, принадлежащего Тек Найну. Mayday делают ничем не примечательный хип-хоп с живыми инструментами, а Мёрс известен в андерграунде как обладатель одного из самых острых языков в жанре.
Зачем слушать
Скучные по отдельности, вместе музыканты устраивают настоящую мясорубку. Два рэпера из Mayday, Бернз и Реконайз, пытаются перечитать друг друга и Мёрса, а тот отвечает взаимностью. В результате соревнования рождается невероятно энергичная запись, подпитываемая живыми битами и риффами. Это рэп ради рэпа — кто рифмует изобретательнее всех, тот и молодец. Вдобавок, исполнители в курсе последних трендов и понтуются не стопками купюр, а биткоинами.
Riff Raff “Neon Icon”
Кто это
Главный фрик современного хип-хопа, обладатель эксцентричной бороды и наглядная иллюстрация того, что происходит с людьми, желающими прославиться любой ценой. Рифф Рафф пробил путь к успеху, регулярно выкладывая на YouTube смешные клипы с глупыми кричалками под монотонные трэп-биты, в результате чего на него обратил внимание Дипло, продюсер M.I.A., и подписал его на свой лейбл Mad Decent.
Зачем слушать
Рифф Рафф — первый исполнитель со времен The Lonely Island, которому удалось подружить комедийный хип-хоп с мейнстримом. Он несет несуразицу и в первом же треке в открытую заявляет, что ему лень думать над текстами и вообще лень: если куплет набирает хотя бы пару строф прежде, чем соскочить в припев — это большой успех. Местами Neon Icon походит на Beastie Boys — например, в рок-н-рольной Kokayne, где Рифф Рафф называет себя белым Крисом Роком. Высшая точка записи — Aquaberry Dolphin, где рэперу аккомпанируют дельфины. Рифф Рафф, конечно, клоун, но клоун изобретательный — Neon Icon стоит прослушать хотя бы по диагонали.
Текст: Егор Антоненков