«Черная Пантера» — это грохочущий на всю планету гимн афрофутуризму. Но гимн лубочный и даже слегка дискредитирующий идею. Человеку неподготовленному и знакомому с афрофутуризмом только по этому фильму может показаться, что весь он — просто пародия на «нормальную» белую фантастику. И зря! На самом деле, это явление — невероятно круто само по себе, в нем есть уйма оригинальных идей и такой экзотичный стиль, что начинаешь жалеть, что он не появляется на экране гораздо чаще.
Что такое афрофутуризм
Афрофутуризм — это эстетика, в которой в безумной смеси сошлись фантастика и африканская (или, вернее, псевдоафриканская) культура. Причем смесь эта получалась не противоестественной, а очень органичной.
Суть афрофутуризма заключена в переосмыслении фантастики, футурологи и даже истории на черный лад. Но сделано это не столько для того, чтобы обособиться от белых или что-то доказать им. Изначально весь этот стиль во многом является именно тем, на что он похож — пародией и забавной интеллектуальной игрой, которая развилась в целое направление фантастики.
В 1993 году культуролог и искусствовед Марк Дери опубликовал эссе Black To The Future, в котором изобрел термин «афрофутуризм» и заодно обрисовал основные черты этого течения. Однако началось все не в 90-е, а еще 70-е. Просто за 20 лет эта эстетика успела не только оформиться, но и стать очевидной частью мейнстрима. Не замечать ее было уже как-то неловко, даже для белых.
Что характерно для афрофутуризма? Упор на африканскую мифологию и культуру. Вера в возможную свободную от предрассудков утопию, в которой чернокожие будут жить счастливо благодаря технологиям. И наоборот: страх перед концом света, который в каком-то смысле превратит весь мир в бесконечное гетто. Забавно, что в 80-е, когда белые еще грезили технологическим будущим, среди чернокожих фантастов уже начала распространяться мода на постапокалипсис. Кроме этого афрофутуризм отличает ярая любовь к древнеегипетской эстетике и интерес к мавританской.
Афрофутуризм — это когда не стыдно за собственную историю
Марк Дери описал афорфутуризм как течение в современной ему фантастике и футурологии, которое испытало на себе сильное влияние африканской культуры. Или, точнее говоря, афроамериканской. И, как у любой культуры, у нее есть собственная мифология. Чернокожие американцы мечтали о равных правах (в 70-е с этим все еще было не слишком хорошо) и чувствовали себя униженными (в том числе, исторически).
При этом они грезили одновременно о двух утопиях: о золотом веке Африки прошлого и золотом веке Африки будущего. Им хотелось верить, что их прародина некогда не только была не хуже Европы, но и однажды снова будет великой, но уже благодаря технологиям.
Самое любопытное, что африканцев трудно обвинить в излишнем фантазировании. В свое время некоторые из африканских государств были не менее развитыми, чем европейские, причем речь об относительно недавних временах. Века до XV безумно богатое Мали или способный похвастаться многоэтажными зданиями погрязший в изысках купеческий Занзибар поражали приезжих путешественников своим величием.
Иными словами, афрофутуристам было где подчерпнуть идеи и исторические аналогии. В конце концов, если европейцы могут фантазировать о мире будущего, смешивая эстетику древнего Рима или Средневековья с высокими технологиями, то почему бы не представить будущее с отсылками к Аксуму или империи Мансы Мусы?
В афрофутуризме поровну смешались архаика и технологии. Древние боги, тотемы и духи предков, воскрешенные с помощью технологий или ставшие частью нейросети — вполне обыденная тема для этой эстетики.
Самые оригинальные идеи афрофутуризма
Оригинальность афрофутуризма не ограничивается только сеттингом. В этом течении существует несколько собственных и довольно причудливых идейных находок.
Темная материя = африканская материя
Забавный каламбур, из которого выросла целая концепция, если не сказать парадигма. Но, как мы уже убедились,афрофутуризм зачастую довольно самоироничен. Идею о том, что гипотетическая темная материя имеет глубинную связь с африканцами (потому что они, ну да, — черные) развивает в своих книгах фантаст Шири Р. Томас. Собранные им антологии — Dark Matter: Reading the Bones и Dark Matter: A Century of Speculative Fiction from the African Diaspora — во многом построены на этом каламбуре-парадоксе.
Боги Вуду как воплощение интернета
Отец киберпанка Уильям Гибсон — белый, но он всегда отличался тонким чутьем на оригинальные идеи, витающие в мире научно-фантастической-среды, в которой он варился. Поэтому он одним из первых популяризировал афрофутуристические образы и идеи. В его романе «Граф Ноль» боги Вуду реальны, но существуют как различные «лица» и алгоритмы искусственного интеллекта.
Афронавты
Афронавты — это покорители космоса родом из Африки, цели и задачи которых отличаются от намерений типичных исследований галактик из космоопер. Афронавты или ищут новую родину, или, наоборот, отправляются в приключение, которое увлекает целые племена, словно какие-нибудь кочевники-банту. Еще одна ипостась афронавта — модный клевый чувак, для которого космос — нечто вроде психоделического приключения и вызова реальности.
Как фантазировал один из музыкантов 70-х, в будущем люди будут покорять космос на ракетах, летающих на энергии чистого фанка. Только представьте себе эту картину — потрясающе смешной и емкий образ.
Секретная база афронавтов на Луне
Помните фильм «Железное Небо» с его сюжетом о нацистах, избравших обратную сторону Луны в качестве своей базы? В трилогии Darkside фантаста Уильяма Хаяши этот образ пародируется и обыгрывается сомнительным с точки зрения политкорректности образом.
Луна в его книгах оказывается прибежищем чернокожих. И «белое» человечество попадает в комичное положение, когда, покорив спутник, обнаруживает, что тот давно заселен африканцами. В этом смысле темная сторона Луны, как и в случае с темной материей, оказывается далеко зашедшим каламбуром.
Пришельцы-колонизаторы как отражение белых колонизаторов
Одна из ключевых тем в литературном афрофутуризме — это взаимодействие людей с «чужими», то есть пришельцами. Разумеется, учитывая крайне своеобразный исторический опыт общения с выходцами из иного мира, осмыслен он совсем не так, как у европейских фантастов.
Самый очевидный образ чужих в афрофутуризме — это «новые колонизаторы» — агрессивно настроенные пришельцы, задумавшие поработить или истребить человечество. Но кроме этого есть и менее банальные роли инопланетян. К примеру, межпланетные расы, с которыми скрещиваются люди, давая своего рода метисов — существ, обладающих плюсами обеих родительских рас.
Еще менее ожидаем образ черных, которые сами выступают в роли пришельцев, невольно очутившихся в чужих мирах. Здесь, очевидно, обыгрывается история насильного переселения африканцев в Америку и потеря исторической родины.
Афрофутуризм в музыке
Афрофутуризм — это не только фантастика в книгах, но и фантастика в кино, живописи и музыке.
Классиком афрофутуризма считается Sun Ra — авангадрист и новатор джаза, который эксплуатировал темы Древнего Египта и космической фантастики.
Однако музыкантов, которые хотя бы периодически угорали по афрофутуризму крайне мало. Из современных и широко известных можно вспомнить разве что Flying Lotus, афробитовых Shaolin Afronauts и отцов даба — Mad Professor и Scientist.
Зато эстетика афрофутуризма просочилась в мейнстрим и звезды, вроде Майкла Джексона, Канье Веста или Мисси Эллиот (и даже Death Grips, а теперь еще и Кендрик Ламар) активно использовали и используют эстетику в своих клипах.
Фильм «Черная Пантера» принес афрофутуризм в мейнстрим, и это можно воспринимать положительно. Но само это течение гораздо глубже, а, самое главное, самоироничнее, чем супергеройское кино, в котором белых персонажей поменяли на чернокожих. Один только фанк, ставший топливом для межгалактических ракет, или боги Вуду, повелевающие нейросетями, стоят того, чтобы афрофутуризм был рано или поздно создан.