«Отвратительные мужики» продолжают следить за достойными новинками хип-хопа. В этот раз в бой идут по большей части ветераны жанра — почти всем героям нашего дайджеста скоро будет или уже перевалило за сорок.

Wu-Tang Clan “A Better Tomorrow”

Кто это

Главная американская хип-хоп группа середины 90-х, прославившаяся грязным семплированным звучанием и обильным цитированием фильмов о кунг-фу. Первые два альбома Wu-Tang Clan считаются классикой жанра, а каждый участник команды выпустил как минимум по паре удачных сольных пластинок. В нулевых клан сбавил обороты, выпустил неудачный диск 8 Diagrams, после чего чуть не распался из-за внутренних конфликтов. A Better Tomorrow заявлена как финальная запись Wu-Tang Clan.

Зачем слушать

A Better Tomorrow открывается треком-обманкой Ruckus In B Minor. Кунг-фу семпл, крики покойного участника клана Ол Дерти Бастарда; рэперы перехватывают друг у друга куплеты, Метод Мен раскачивает бит припевом: «Мы до сих пор номер один». На деле таких песен на альбоме минимум, и это хорошо — всем участникам клана давно за 40, а изображать из себя вечно молодых мало у кого получается. У группы куда лучше получается говорить о вечном: тут есть и духоподъемная We Will Fight о дружбе, и A Better Tomorrow о личной ответственности, и Wu-Tang Reunion о семье. Фоном тем временем играют струнные и духовые, а в припевах звучат нарезки из старого соула. В этом году в хип-хопе не было более жизнеутверждающей и взрослой записи; в отличие от того же Эминема, клану удалось состариться красиво.

Dilated Peoples “Directors of Photography”

Кто это

Ветераны западного побережья, знакомые отечественному слушателю по треку Who’s Who (http://www.youtube.com/watch?v=ltY2kTxy93Q) из Need for Speed Underground. В 2007 году участники группы разошлись по сторонам и увлеклись сольным творчеством: Эвиденс выпустил два превосходных сольных альбома и еще несколько крепких записей, а вот Рака Ирисаенс и Диджей Бабу почти ничем не запомнились. Directors of Photography — первая совместная запись Dilated Peoples с 2006 года.

Зачем слушать

Когда открывающий трек Directors заканчивается полутораминутным скретчингом Бабу, тебя бьет ностальгия — когда в последний раз в современном хип-хопе так умело крутили пластинки? Dilated Peoples не бегут за модой, их альбом мог выйти и десять лет назад, когда они были на вершине успеха. Участники группы понимают, что слава приходит и уходит, и они за ней не гонятся. Куда важнее для них — верность своему делу: в Show Me The Way Эвиденс говорит, что когда твоими достижениями гордится твоя мама, деньги и прочие материальные вещи уходят на второй план. А то, что Dilated Peoples до сих пор летают эконом-классом (см. трек Good As Gone) — лишь повод не останавливаться и продолжать двигаться вперед.

Run the Jewels “Run the Jewels 2”

Кто это

Дуэт Киллер Майка и Эл-Пи. Майк более десяти лет делал треки с гигантами вроде Outkast, но так и не вышел из андерграунда, а Эл-Пи долгое время записывал темный хип-хоп не от мира сего и всячески грустил. Совместная работа преобразила обоих — суровый Майк наконец-то получил доступ к действительно злым битам, а Эл-Пи распрощался с меланхолией и начать читать энергично и агрессивно.

Зачем слушать

Run the Jewels 2 — это 12 треков безостановочной мясорубки: рэперы сыплют угрозами, а от гула басов кажется, что черепная коробка сейчас пойдет трещинами. Протест — движущая сила записи; достается всем: политикам, копам, миллионерам, священникам, другим рэперам и самому слушателю. Все призывы к миру тут оказываются предлогом к войне — в Close Your Eyes Майк мечтает о том, чтобы все банды США отложили разногласия, объединились и… начали вместе убивать копов; Эл-Пи добавляет: «Мы — те, кто встречает проповедников ухмылкой и пушкой». Запредельная и порой комичная агрессия (в Oh My Darling Don’t Cry Эл-Пи предлагает всем хейтерам пробежаться вперед задом по полю, усеянному членами), тем не менее, не мешает Run the Jewels рассказывать сложные и глубокие истории. В Early Майк и Эл-Пи рисуют два сюжета о нашей беззащитности перед государством, а в конце второго куплета рассказы рэперов неожиданно переплетаются. Этим Run the Jewels 2 и цепляет: альбом прекрасно подходит и для того, чтобы неистово качать головой под мастерские биты Эл-Пи, и для того, чтобы внимательно вслушиваться в каждое слово дуэта и разбирать его строчки на сайте Rap Genius.

Big K.R.I.T. “Cadillactica”

Кто это

Уважаемый рэпер юга США, привлекший внимание в 2010 году микстейпом K.R.I.T. Wuz Here. В отличие от своих южных современников, ударившихся в трэп, Крит развивает традиции культовых Outkast и UGK. Cadillactica — второй полноформатный альбом рэпера.

Зачем слушать

Cadillactica — это час изобретательного, но вместе с тем и классического южного хип-хопа. Крит умеет удивлять: My Sub Pt. 3 поначалу кажется тупым молотиловом для раскачки сабвуфера, но под конец неожиданно обрастает гитарным соло и мелодической вокальной кодой; Soul Food с красивейшим припевом Рафаэла Садика обращается к наследию сознательного хип-хопа; под футуристический бит Life рэпер проводит параллели между творчеством, призванием, космосом и богом. Для жанра, построенного на материальных ценностях, здесь удивительно мало отсылок к деньгам и всяческому лакшери — когда на ключевом треке Cadillactica Крит орет «Versace, Versace, Versace», он всего лишь пародирует популярных клоунов из группы Migos (https://www.youtube.com/watch?v=rF-hq_CHNH0). Каждая секунда альбома будто бы говорит о том, что ее автор — лучший рэпер из ныне живущих. Для Крита это не беспочвенная напыщенность, а констатация факта, твердая уверенность в своих силах. Он понимает, куда катится мейнстрим («Что хорошо хип-хопу, моей душе — нет»), и завершает мощнейшую тираду Mt. Olympus цитатой из «Гладиатора»: «Вы еще не развлеклись?». Cadillactica — цельная и сильная запись, наглядно показывающая, почему быть «тру» куда важнее, чем гнаться за популярностью.

Jeezy “Seen It All: The Autobiography”


Кто это

Одна из главных звезд хип-хопа середины нулевых, чей дебютный альбом Let’s Get It обрел платиновый статус. Джизи пронес в мейнстрим южный трэп, которому и остается верен до сих пор.

Зачем слушать

Всем знакомым с творчеством Джизи Seen It All не расскажет ничего нового, ключевой сюжет у рэпера все тот же: продавай кокаин до седьмого пота, богатей, покупай Lamborghini. Как он при этом остается в игре на столь высоких позициях — большая загадка: Джизи не отличается ни техникой, ни словарным запасом, но стоит включить альбом, как голова начинает автоматически качаться в такт каждому треку. Сам же кокаин для Джизи давно стал метафорой любимого дела, и в этом контексте Seen It All отлично работает как сборник мотивирующих речевок; в треке Enough рэпер говорит прямо: «Подними свою чертову жопу и складируй чертовы бабки стопками». Джизи уверен, что упорной работой в жизни можно добиться всего, предел лишь небо. Ровно об этом он читал 10 лет назад на альбоме Let’s Get It, но как говорится, хорошее повтори.

DJ Mustard “10 Summers”

Кто это

Самый горячий хип-хоп продюсер 2014 года. Мастерд отвлек внимание массовой публики от трэпа и чикагского дрилла, предложив им замену в виде так называемой ratchet music — минималистичных битов с глубоким басом и короткими зацикленными мелодиями.

Зачем слушать

Если вы хотите узнать, как звучит самый востребованный хип-хоп этого года, вам сюда. Мастерд пригласил на альбом самых разноплановых гостей: тут и его друзья Уай Джи и Тай Долла Сайн, и андеграундные Нипси Хасл и Дом Кеннеди, и тяжеловесы вроде Лил Уэйна и Рика Росса. Ни в коем случае не ищите в этих треках глубокий смысл — их автор сам признается, что они созданы только для того, чтобы девочки трясли под них задницами. В музыкальном плане альбом, тем не менее, впечатляет — пока тот же Биг Крит собирает многослойные полотна, Мастерд умудряется прокачать наушники тремя нотами, парой хлопков и криками «хей-хей». Конечно, однажды мода на такое спартанское звучание пройдет, но пока калифорнийский продюсер остается на коне и берет до $20 000 за один бит.

T.I. “Paperwork”

Кто это

Звезда южного хип-хопа нулевых. Ти Ай стал известным после выпуска сингла 24’s (http://www.youtube.com/watch?v=E1u9u7mq9Ck), вошедшего в саундтрек к Need for Speed Underground. Потом был хитовый альбом Trap Muzik, а за ним — удачные Urban Legend, King и Paper Trail. В 2009 году рэпер был приговорен к году тюремного заключения, потерял хватку и выпустил слабые No Mercy и Trouble Man, после чего музыкальная пресса начала списывать его со счетов.

Зачем слушать

Ти Ай не выпускал хороших альбомов уже шесть лет — для хип-хопа это целая вечность. Paperwork — его первая работа с лейблом Columbia Records, и новое руководство дало ему больше творческой свободы. Рэпер экспериментирует с разными стилями и постоянно меняет подачу — тут-то и проявляется его мастерство. Ти Ай чувствует себя, как дома, на любом бите: ритмично читает под No Mediocre Диджея Мастерда, расслабляется на G’ Shit Фаррелла и ловко подстраивается под Рика Росса на You Can Tell How I Walk. Самый удивительный момент альбома — фолковая New National Anthem, актуальная в контексте событий в Фергюсоне. По Paperwork видно, что Ти Ай вновь выкладывается на полную и любит свое дело. Это хорошо: в следующем году у альбома выйдет сразу два продолжения.

Текст: Егор Антоненков