14 марта в прокат выходит полицейский триллер «Время возмездия» — новый фильм Карин Кусамы («Эон Флакс», «Тело Дженнифер») с Николь Кидман в главной роли. Объясняем, почему на него стоит сходить всем, кто любит мрачное кино о буднях стражей правопорядка.
У детектива Эрин Белл (Кидман) две большие проблемы в жизни. Во-первых, у нее разладились отношения с дочерью, которая совсем отбилась от рук и не хочет воспринимать мать всерьез. Во-вторых, в городе вновь объявился преступник, много лет назад убивший ее напарника — и так и не пойманный. Теперь детектив Белл намерена его выследить, и на этот раз действовать она будет без оглядки на полицейский протокол.
Карин Кусама — режиссер не самый известный, но любопытный. В основном она снимает хорроры в различных вариациях, и «Время возмездия» для нее — достаточно необычная работа. В классический для боевика сюжет о мести за убитого напарника здесь аккуратно вплетается драматическая линия. При этом вся история разворачивается по нелинейной хронологии: по мере развития событий прошлое и настоящее становятся все ближе, а в последней трети накладываются друг на друга.
Этот прием работает, но все-таки главное достоинство ленты не в нем, и не в сценарии — который, вообще говоря, ничем не удивляет. Весь фильм держится в первую очередь на игре Николь Кидман, которая предстает перед нами в крайне редком для себя образе. Ее детектив Белл — это суровая, побитая жизнью женщина. У нее серьезные проблемы с алкоголем, испорчены отношения с семьей и коллегами. При этом героиня Кидман не утратила внутреннего стрежня, который в нужное время не дает ей сломаться и помогает двигаться к цели — которая вдруг перед ней возникает.
Весь ее образ — словно пощечина традиционным для Кидман героиням, с идеальным макияжем и в роскошных платьях. Именно работа Кидман превращает детектив в драму, не мешая ему оставаться полицейским кино, и это бесспорная удача для нее как актрисы. Это не столько фильм о возмездии, сколько история о том, как люди достигают искупления и исправляют ошибки прошлого — даже через много лет и даже те, ценой которых стала чужая жизнь.
В то же время нельзя не заметить нескольких серьезных проблем в сценарной логике, которые местами портят общее впечатление. Так, например, заигравшись с нелинейностью, сюжет в финале не объясняет одного важного поворота, с которого, собственно, и начинается вся история.
Другая странность — почти полное равнодушие других полицейских к работе детектива Белл, несмотря на то, что кое-где она вполне отчетливо переходит грань закона, и ее коллеги должны бы обратить на это внимание. Последнее, впрочем, можно списать на то, что героиня успевает провернуть свои дела максимально быстро, пока никто не спохватился.
Добавьте к этому несколько отличных экшен-сцен, лишенную гламура картинку Лос-Анджелеса, словно стилизованную под документальное кино о полицейских буднях, и вы получите медленный, постепенно затягивающий детектив, в котором психология персонажей важнее интриги, а разговоры — важнее перестрелок.