«Ведьмак 3» вышел в конце мая и мгновенно завоевал наши сердца — такой красивой и во всех смыслах большой ролевой игры мы не видели если не никогда, то уже очень, очень много лет. Несмотря на то, что традиционно разработчики дают интервью до выхода своих игр, а не после, мы решили поговорить с создателями «Ведьмака» спустя несколько десятков часов в мире, который они создали в соавторстве с писателем Анджеем Сапковским.
Разговор получился несколько скомканным, потому что спросить хотелось сразу обо всем: про влияние на современную польскую культуру, про трудности с подбором кадров и даже про то, на каком языке лучше всего играть. На наши вопросы согласился ответить Микал Кржемински, ведущий художественный продюсер «Ведьмака 3».
DM: Ваш «Ведьмак» — в смысле, игра — похож на крупный феномен для польской культуры. Вы взяли серьезный кусок культурного наследия страны — книги — и вывели его на новый уровень. Российские разработчики тоже работали в этом направлении, но так и не преуспели, пытаясь выехать на памятных событиях Великой Отечественной войны. Известно, что к вам в гости неоднократно заходили польские политики, чтобы отблагодарить за проделанную работу. Как вы сами оцениваете свой труд? Можно ли сказать, что вы прямо сейчас строите новую историю польской культуры?
Микал Кржемински: Я бы не стал говорить о нашей работе столь громкими словами. Мы тут в RED довольно скромные ребята, просто делаем свое дело — команда постаралась сделать лучшую игру из возможных и дать пользователям такое приключение, о котором они еще долго не забудут. Тем не менее, элементы славянской культуры послужили нам хорошей опорой и вызвали резонанс за пределами Европы. Я имею в виду не только США, но и Японию и Средний Восток, где «Ведьмак» также пользуется большим успехом. То, что игра при этом несет в себе толику польской культуры, лишь добавляет ей ценности.
В Беларуси похожее место удалось занять компании Wargaming— о них знает вся страна, люди относятся к ним как к рок-звездам. Изменился ли имидж CDProjektпосле выхода первого «Ведьмака»?
Польские игроки узнали о нас, когда вышел оригинальный «Ведьмак», и эти отношения получили закономерное развитие. С тех пор прошло много лет, и теперь о нас знают и те, кто вообще не интересуется играми. У меня есть друзья, которые ни во что не играют, и по их представлениям CD Projekt RED — единственная такая компания в Польше. Это мне, безусловно, льстит, учитывая, что в нашей стране достаточно талантливых студий: Techland, 11 Bits, CI Games — и помимо них еще куча независимых разработчиков.
DM: Мы неоднократно спорили о том, на каком языке лучше всего играть в «Ведьмака» и в итоге пришли к выводу, что лучше всего включить польский, чешский или русский, даже для англоговорящей публики. На наш взгляд, любой другой язык уничтожает неповторимую атмосферу игры. А вот вы что посоветуете?
МК: Я думаю, что это зависит от личных предпочтений игрока. Это сродни просмотру японского аниме на японском. Кто-то любит дубляж, другие предпочитают оригинальную речь с субтитрами.
DM: Как к игре относится Анджей Сапковский? Информация поступала разная: сначала он вроде как одобрительно отзывался о вашей работе, потом как-то раз сказал, что не хочет ничего знать о видеоиграх, что они порушили всю концепцию изначальной истории.
МК: Об этом вам лучше спросить самого Сапковского, я не хочу ничего говорить от его имени. Мы глубоко уважаем его труд и безмерно благодарны за то, что он создал великолепный мир Геральта из Ривии.
DM: За последние несколько лет Польша стала одним из заметных поставщиков видеоигр. Высокие оценки от прессы и хвалебные отзывы от широкой публики получили Dying Light, The Vanishing of Ethan Carter, This War of Mine — эпоха ранних нулевых и «польского трешачка» прошла. Как развивались события, если взглянуть на них с вашей стороны? Считаете ли вы, что CD Projekt оказала непосредственное влияние на общую картину польской разработки?
МК: Вот тут трудно сказать. Я не рискну сказать, что RED взяла на себя роль ведущего, за которым последовали остальные студии. Качественный рост польской игровой разработки — плод совместного труда сотрудников всех компаний-разработчиков в стране.
DM: Как на вашей работе сказалась география студии? Чтобы сделать такую огромную и комплексную игру, как «Ведьмак 3», нужно много профессионалов.
МК: Мы ищем талантливых людей повсюду, и даже сейчас в команде достаточно много людей не из Польши. Впрочем, это не значит, что Польша страдает от дефицита кадров нашего профиля. Чем популярнее становятся игры в целом, тем больше молодых специалистов появляется на рынке труда. Сейчас очень просто затесаться в их ряды: скачать бесплатный движок и сделать на нем что-то крутое. Если вы учитесь творить всякие удивительные штуки, уже делаете их и отдаетесь своей работе, можете смело пульнуть нам письмо по электронной почте — и, возможно, стать частью нашего коллектива.
«Ведьмак 3» в продаже с 19 мая для PC, PS4 и Xbox One. Игра развивает события первой и второй частей, которые, в свою очередь, продолжают историю, изложенную Анджеем Сапковским в книжном цикле «Ведьмак».