Куда смотрят Ник Пиццолато и Стивен Кинг? Где Макконахи с его «Но я вижу: свет побеждает»? Здесь пропадает сюжет на миллион долларов. Возьмите крутого Уокера, дайте ему парапсихологические способности и сделайте мокьюментари про техасского рейнджера-психопата, который внушает тинейджерам мысль о том, что их изнасиловали культисты!

Это звучит более фейково, чем любой фейк, но недавно выяснилось, что техасские рейнджеры (те самые) на протяжении 40 с лишним лет лет использовали в своих расследованиях гипноз. Вплоть до 2021 года у ведомства в штате состояли официальные гипнотизеры; была даже своя «лаборатория» гипноза. И все это рухнуло благодаря расследованию, которое провели техасские журналисты.

В апреле 2020 года издание Dallas Morning News опубликовало собственное расследование о техасских паранаучных рейнджерах. Большой (даже по меркам лонгрида) текст вышел под заголовком «Комната памяти». Именно так называется «лаборатория» гипнотизеров в полицейском участке Остина, хотя по сути это просто комната для «особых» допросов. За 40 лет их здесь прошло 1789.

К сожалению, даже из этого большого текста удается узнать крайне мало о работе полицейских гипнотизеров. Dallas Morning News больше внимания уделяет вопросу этичности таких допросов и необходимости их запретить. И на этот раз журналистика, как четвертая власть, действительно сработала. Менее чем через год применение гипноза в техасской полиции отменили.

За 40 лет существования этой практики 874 техасских рейнджера прошли специальную подготовку и применяли гипноз в своих расследованиях. Черт знает, из-за чего именно в столице Техаса, Остине, в 80-е возник такой интерес к ньюэйджевым паранаучным опытам. В остальных штатах гипноз при дознании давно был признан неэффективной и порочной практикой. Признания и показания, сделанные под ним, считаются недействительными во всех остальных штатах. Однако в Техасе они приводили к тысячам приговоров, в том числе смертных.

Тот самый полицейский участок в Остине.

Показательно и то, что в других штатах гипноз на допросах запретили благодаря вмешательству граждан. Как только где-нибудь его начинали применять, поднимался шум, полицейским приводили доказательства антинаучности такого подхода, и инициатива на этом глохла. Техас же оказался настолько своеобразным местом, что до расследования Dallas Morning News гипноз вообще никого не смущал.

Первая проблема применения гипноза в полиции — это, конечно, его антинаучность. При любом отношении к этому феномену трудно представить, что какой-нибудь рейнджер, прошедший недельный курс гипноза, станет мастером по чтению чужих мыслей. Об уровне самомнения этих «мастеров» говорит хотя бы тот факт, что самый известный из них, Джеймс Питерс, утверждал, что вылечил пятерых людей от рака с помощью гипноза. Сам он умер от рака в 2014. На его счету 230 гипнодопросов — больше, чем у кого либо из его коллег.

Вторая проблема гипноза в полиции заключается в том, что с его помощью можно внушить человеку «нужные» воспоминания. Намеренно, или нет — не так уж важно. Любой допрашивающий, прежде всего, хочет слышать подтверждение своей правоты. А усталому, сломленному и пережившему шок свидетелю или жертве можно внушить многое и без всякого гипноза. С ним же результат может быть еще более пугающим. Ложные вложенные воспоминания могут не только отправить на скамью подсудимых невиновного, но и жестоко травмировать того, кому они внушены.

К примеру, в августе 2006 года техасский рейнджер Ричард Шинг провел сеансы гипноза с двумя свидетелями в деле об убийстве агента по недвижимости Сары Уокер. Оба свидетеля под гипнозом «вспомнили» новые детали, которые позволили осудить подозреваемого Косула Чантакуммана. В итоге он был приговорен к смертной казни, хотя адвокат указывал на то, что показания свидетелей подозрительно похожи друг на друга, словно написаны под диктовку из одного источника.

С одной стороны, все кончилось хорошо: антинаучная, да еще и опасная практика устранена из работы полиции. С другой — теперь мы не увидим крутого Уокера в амплуа гипнотизера-надирателя задниц. Хотя, может, еще не поздно снять что-то подобное?