В последние годы на рынке коллекционных карточных игр яблоку негде упасть. После того, как Hearthstone популяризировала именно электронный вариант этого жанра, предприимчивые разработчики стали клепать по несколько ККИ в год. Игры выходят как по собственным сеттингам, так и основанные на популярных вымышленных вселенных. И большинство этих игр ругают. Кого-то за кривой баланс, кого-то за высокий порог вхождения или за нестабильно меняющуюся мету и чудовищный донат.
И сейчас лучший момент для того, чтобы обратиться к истокам. Для тех, кто решил вылезти из танка только сейчас и обратить своё внимание на жанр ККИ, представляем великую и могучую Magic: The Gathering.
Материал подготовлен при поддержке компании Wizards of the Coast.
Сама MTG тоже недавно обзавелась цифровой версией — Magic: The Gathering Arena. Она вышла около года назад и всё это время находилась в открытом бета-тесте, в котором мог поучаствовать любой желающий. Полноценный релиз состоится 26 сентября, и будет совмещён с выходом нового сета «Престол Элдраина». За год бета-теста в MTG Arena было сыграно уже около миллиарда матчей, а число активных игроков скоро догонит настольную версию игры. В чём же секрет такого бешеного успеха? Разберёмся с самого начала.
MTG существует уже четверть века
А придумана была и того раньше! История Magic: The Gathering началась 37 лет назад, в 1982 году, когда молодой математик Ричард Гарфилд учился на бакалавра вычислительной математики в Пенсильванском университете и раздумывал над созданием собственной игры.
За основу была взята популярная настольная космическая стратегия Cosmic Encounter. В этой игре задачей участников было завоевать галактику, играя за одну из пятидесяти доступных рас. Гарфилда привлекала в ней большая вариативность, уникальные особенности каждой расы и возможность создавать необычные альянсы, из-за чего игра обладала очень высокой реиграбельностью.
Другим важным источником вдохновения стала классическая для США игра Strat-o-matic Baseball — симулятор бейсбольного менеджера, в котором нужно было коллекционировать карточки бейсболистов и собирать собственную команду, которой потом можно было сразиться с друзьями. Объединив две эти концепции, Гарфилд создал свою первую коллекционную карточную игру Five Magics, в которую играл с друзьями в университете.
Годы спустя, когда Гарфилд уже получал докторскую степень по комбинаторике, он параллельно искал издателя для своей другой игры под названием RoboRally — гонки на выживание среди роботов. Суть игры состояла в том, чтобы привести своего робота к финишу первым, планируя его перемещение с помощью случайно выпадающих карточек движения. В 1991 году он познакомился с Питером Адкисоном и Джеймсом Хейсом из небольшой компании Wizards of the Coast. Им сразу понравились идеи Гарфилда, но они решили, что производство RoboRally потребует больших ресурсов, и посоветовали придумать игру, которую было бы недорого производить, и по которой можно устраивать турниры.
Изначально игра называлась Mana Clash, но первые игроки называли её просто Magic. Так как слово Magic нельзя было зарегистрировать, как товарный знак, WotC решили добавить слово The Gathering, что как раз и обозначало суть игры.
Тогда Гарфилд вспомнил про Five Magics и предложил эту идею. Wizard of the Coast сразу почувствовали потенциал игры и начали разработку. Днём рождения «Магии» считается 5 августа 1993 года, именно тогда вышло первое издание игры, которое называлось Alpha и состояло из 200 уникальных карт, напечатанных тиражом в 2,5 миллиона экземпляров.
Первое время работники WotC ездили по игровым магазинам и просто играли в MTG со всеми желающими, что закончилось сенсационной презентацией на крупнейшей игровой выставке Gen Con. Игра начала набирать популярность сначала среди любителей Dungeons & Dragons, а вскоре и среди людей, не связанных с настольными ролевыми играми. Первый тираж был распродан так быстро, что WotC тут же напечатали ещё один, который получил название Beta. В нём добавили ещё несколько карт и иллюстраций для базовых земель, а также исправили некоторые типографские ошибки. Второй тираж, количеством уже в 7 миллионов экземпляров, раскупили всего за неделю.
В 1996 году был проведён первый официальный турнир по MTG, а год спустя WotC получили патент на «новаторский способ игры и игровые компоненты в виде коллекционных карточек». К нему относятся многие механики «Магии», такие как коллекционирование карт для составления собственной колоды или поворачивание карт во время игры.
MTG — это очень глубокий геймплей и отличный баланс
После того, как Magic завоевала популярность среди игроков, в середине девяностых начался настоящий бум коллекционных карточных игр. И Magic как пионер-первопроходец всегда была впереди, задавая стандарты жанра.
Базовые правила интуитивно понятны и практически не менялись с момента рождения игры. В большинстве форматов друг с другом сражаются два игрока, у каждого есть собранная им самим колода, которая здесь называется «библиотекой». Цель игры опустить количество жизней оппонента до нуля. Делать это можно при помощи разыгрываемых существ и заклинаний.
Так как колода собирается самим игроком, создатели сразу же решили, что будут продавать карты небольшими случайными наборами — бустерами. Игроки не знают, какие именно карты находятся в бустерах, что стимулирует их не только покупать новые наборы, но и меняться друг с другом. А обмен — это основа любой коллекционной игры, будь то сотки или бейсбольные карточки.
В MTG есть нестандартные карты с забавными механиками. Например, есть несколько карт MTG, которые позволяют сыграть в ещё одну игру внутри игры. Shahrazad заставляет игроков закончить партию и начать новую, внутреннюю игру в «Магию» используя остатки своих колод. Проигравший во внутренней игре теряет половину здоровья. После чего игроки замешивают все разыгранные таким способом карты обратно в колоды и продолжают партию. Представьте, что будет, если разыграть несколько таких карт подряд.
А Goblin Game заставляет игроков взаимодействовать с окружающим миром. Каждый игрок втайне от остальных прячет как минимум одну вещь из реального мира, потом все вскрываются и теряют столько жизней, сколько спрятали. Спрятавший меньше всего вещей, теряет половину здоровья.
Все карты делятся на пять цветов, каждый из которых имеет свою философию. Белый — цвет жизни, чести и верности; чёрный — цвет предательства и смерти; красный — обозначает необузданную ярость; синий — холодный и расчетливыйразум; зелёный — первобытную животную силу. Все эти цвета имеют друг с другом синергию, что отражено на круге маны, изображённом на рубашке каждой карты. Так, каждый цвет имеет двух соседей, с которыми хорошо сочетается, и два противоположных цвета, которые ему противостоят.
Для разыгрывания существ и заклинаний нужна мана соответствующего цвета, которую дают земли. Белую ману дают равнины, синюю — острова, чёрную — болота, красную — горы, а зелёную — леса. Более сильные существа и заклинания стоят больше маны. Каждый ход можно разыграть только одну землю. Это создаёт определённый темп игры. На первом ходу вы разыгрываете заклинание за одну ману, на втором за две, на третьем за три, и так далее.
Конечно, существует множество способов получить дополнительную ману или разыграть мощных существ подешевле. Это и делает геймплей MTG вариативным и динамичным, стимулирующим придумывать различные выгодные сочетания карт и строить на них колоды.
Можно создать аггро-колоду, основанную на дешёвых существах и заклинаниях, и вынести противника за считанные ходы. Или, наоборот, контролировать игру, не давая оппоненту разыгрывать вообще ничего. Или устроить себе быстрый рост по мане и выложить на третьем ходу огромное, дорогое существо, которое в обычной ситуации можно было бы разыграть гораздо позже. Всё зависит только от вашего стиля игры и фантазии.
Недавно учёные проверили MTG на Машине Тьюринга: целью исследования был расчет оптимальной выигрышной стратегии. И оказалось, что это практически невозможно, что делает «Магию» одной из самых сложных игр — с точки зрения математики. Что, впрочем, не делает ее сложной для освоения — а вот совершенствоваться в ней и правда можно бесконечно.
Баланса в Magic: The Gathering поначалу практически не было. После того, как были распроданы первые выпуски, дизайнеры поняли, что создали слишком много сильных карт, и решили не перепечатывать их в следующих выпусках. Игроки стали возмущаться: теперь счастливые обладатели карт из выпусков Alpha и Beta имели преимущество перед новичками. Поэтому многие сильные карты из первых выпусков было решено запретить для игры на турнирах.
Помимо этого максимальное количество одинаковых карт в колоде ограничили четырьмя, кроме базовых земель. Это было сделано для того, чтобы игроки не смогли положить себе в колоду слишком много мощных карт.
Постепенно WotC поняли, что если продолжат выпускать очень сильные карты, то это окончательно сломает баланс. А если делать их слишком слабыми, то картами из новых выпусков просто никто не будет играть. Поэтому в стандартном режиме для турниров ввели ротацию — каждый год выходит три разных сета и “Базовый выпуск”, в котором перепечатываются популярные карты из предыдущих изданий. Каждую осень четыре самых старых выпуска запрещаются для игры в стандартном формате. Некоторые карты, если они становятся слишком сильными для того или иного формата, запрещаются сразу же.
Это решение наладило стабильно меняющийся баланс и снизило порог входа для новичков. Теперь новички довольно быстро могут собрать конкурентоспособную колоду, ведь бустеры последних выпусков всегда есть в продаже. А для тех, кто вложил много средств в создание колод, вышедших из ротации, существуют форматы Legacy и Vintage, в которых можно играть картами из почти всех выпусков, включая самые ранние.
От Древнего Египта до стимпанка: мультивселенная MTG насчитывает десятки миров
Сейчас сюжетом в коллекционной карточной игре уже никого не удивишь, но двадцать лет назад это было в новинку. Другие ККИ и настольные игры, выходившие в тот период, похвастаться богатым сюжетом не могли, да и не понимали, зачем он нужен. Кто станет разбираться в драматических перипетиях игры, в которую они собираются поиграть с друзьями по выходным? Wizard of the Coast рассудили, что создание общего лора вокруг игры углубит атмосферу игры, и начали с первых же дополнений строить глобальный сюжет.
По миру MTG регулярно выходят книги и комиксы, а начиная с 2012 года на официальном сайте регулярно публикуются статьи и рассказы, развивающие сюжет Мультивселенной.
Мультивселенная MTG разделена на огромное количество разных миров. Игроки берут на себя роль Planeswalker’а — могущественного мага, способного перемещаться между мирами, призывать себе на помощь могучих существ и кастовать мощные заклинания. Planeswalker’ы также существуют в качестве играбельных карт — как главные персонажи истории MTG, которые путешествуют по Мультивселенной, сталкиваясь друг с другом и решая судьбы целых миров.
Здесь есть миры, основанные на реальных культурах: например, Терос похож на Древнюю Грецию, Амонхет — на Древний Египет, а Каладеш объединяет в себе элементы стимпанка и индийской культуры. А вот новый выпуск «Престол Элдраина» явно вдохновлён классическими европейскими сказками.
Есть и более необычные миры. Например, зеркальные миры Лорвин и Шэдоумур циклически сменяют друг друга. Лорвин — это царство фей и эльфов, над которым никогда не заходит солнце. Но раз в несколько столетий он превращается в Шэдоумур — мир вечных сумерек, и все его обитатели превращаются в кровожадных монстров. Или Мирродин — мир целиком состоящий из металла, который был создан одним из Planeswalker’ов, големом по имени Карн.
Всё это высокое фэнтези — не просто сюжетное обоснование того, почему игроки кидаются друг в друга карточками. Концепция Мультивселенной позволяет WotC каждые несколько выпусков перемещать игроков в новый уникальный мир, где появляются новые персонажи, существа и, конечно же, новые механики игры.
MTG — самая массовая коллекционная карточная игра. И доступная!
В MTG играет больше 35 миллионов человек; она издаётся на 11 языках в 70 странах мира. По ней регулярно проводятся турниры — как мировые чемпионаты, так и локальные. Абсолютно любой игрок может зарегистрироваться на официальном сайте MTG и получить номер DCI — персональный идентификатор, по которому можно участвовать в соревнованиях. Общий призовой фонд турниров сейчас достигает 10 миллионов долларов.
Начать играть в MTG очень просто. Достаточно прийти в любой магазин или клуб настольных игр, где проводятся официальные игры и турниры. В большинстве таких мест регулярно проходит Magic Open House — специальное мероприятие для новичков, на котором вам выдадут бесплатную стартовую колоду, объяснят основы игры, и дадут сразиться с такими же новичками или опытными игроками. Ближайший Open House пройдёт 12–13 октября, и на нём вы уже сможете поиграть колодами из «Престола Элдраина». Заранее записываться на Open House не нужно, просто приходите в любой магазин или клуб в вашем городе, который его проводит, получайте колоду и играйте.
Можно также купить специальную «Колоду Planeswalker’а», которая включает в себя готовую колоду из 60 карт, 2 бустера (в каждом по 15 карт) и отдельную карту Planeswalker’а. Либо собрать колоду можно самому, покупая бустеры и меняясь картами с другими игроками.
Если же вы пока не уверены, что готовы тратить деньги на покупку реальных карт, то всегда можете бесплатно сыграть в электронную версию Magic: The Gathering Arena, которая 26 сентября выходит из открытого бета-тестирования. В ней вы найдёте все карты последних выпусков и можете бесплатно собрать и протестировать понравившиеся колоды.
Игра разрабатывается самими Wizard of the Coast и практически не отличается от настольной версии, за исключением того, что пока в ней сыграть можно не во все форматы. Но при этом она идеально подойдёт для начинающих игроков: там наглядно показываются механики, а все расчёты проводятся автоматически.
К тому же, в Arena вы можете играть картами, купленными «вживую». При покупке «Колоды Planeswalker’a» вы получаете промокод, который потом можете ввести в клиенте MTG Arena, чтобы получить цифровую версию колоды.
Несмотря на то, что Magic Arena только выходит из открытой беты, по ней уже вовсю проводятся турниры. Попасть на такой турнир можно прямо из собственной спальни — достаточно лишь иметь высокий рейтинг в игре, и успешно пройти отборочные. Ближайший турнир по MTG Arena пройдёт в Лас-Вегасе, 18 октября, и его призовой фонд составит 750 000 долларов.
Magic: The Gathering не только заложила основы целого жанра, но и сильно повлияла на мировую культуру — особенно на ту часть, что касается разнообразных игр. Многих из них просто бы не появилось на свет — карточных, настольных, «бумажных» и цифровых. Благодаря богатой истории и регулярным обновлениям MTG до сих пор есть что предложить и опытным игрокам, и новичкам, которые открывают ее только сейчас.
Узнать про новый выпуск Магии и ближайшие мероприятия можно на сайте игры.