Порезанное в лоскуты лицо и отрезанные уши за слишком длинный язык. Кровавая вендетта и пьяная поножовщина в кабаках из-за показанных пальцами «рожек». Рассказываем о том, как выглядели старинные греческие дуэли чести на ножах.
Истоки ножевых поединков в Греции: горцы и наемники
Сейчас Греция — это туристический рай со множеством памятных мест и добродушным населением. Но так, разумеется, было не всегда. В свое время османское завоевание и множество других неприятностей закалило греков настолько, что в XIX веке у них развился настоящий культ дуэлей на ножах.
Основным местом таких народных поединков была не материковая Греция, а ее островная часть — особенно Ионические острова. Также можно смело утверждать, что эта традиция была завезена извне, а не скопирована чернью у нобилитета. Дворяне островов старались решать свои проблемы с помощью наемных банд, а не марать руки самим. Тем более, они опасались кровной мести.
![греческие дуэли на ножах](https://disgustingmen.com/wp-content/uploads/2022/03/tumblr_9a79faec52191581aca5f18ec771633c_ed5084e3_1280.jpg)
Откуда же могли островные греки взять привычку восстанавливать свое честное имя ударом ножа? Есть несколько традиций, которые могли как по отдельности, так и вместе повлиять на появление ножевых поединков.
С 1502 по 1797 годы острова находились под протекторатом Венеции. В то время республика была большим игроком в европейской политике, а про богатые традиции итальянского ножевого боя мы уже рассказывали. Так что вполне возможно, что традиция заимствована именно оттуда.
Также влияние могли оказать наемники-страдиоты, которые проживали на островах во времена протектората Венеции. Они прославились в различных междоусобицах как отличная легкая кавалерия, а еще имели привычку отрезать погибшим врагам головы — ведь именно за них им платили. В общем, с ножами эти наемники обращались довольно умело. Возможно, их боевые навыки и привычки также повлияли на островных греков.
![греческие дуэли на ножах](https://disgustingmen.com/wp-content/uploads/2022/03/Dalmatskij_stradiot_1500_god.jpg)
Еще одним источником традиции поединков чести стали сулиоты, проживавшие в горах Сули на территории материковой Греции и много лет грабившие местное население, а параллельно с этим героически сражавшиеся с завоевателями-османами. Каждый сулиот с детства отлично владел оружием — как холодным, так и огнестрельным. Греческие горцы практиковали так называемые пиррические танцы — обычай, описанный в 1822 году путешественником Тертиусом Кендриком. Д.Л. Черевичник в своей книге «Всемирная история поножовщины: народные дуэли на ножах в XVII-XX вв.» приводит его слова:
«Два сулиота начали танцевать пиррический танец: обнажив кинжалы, они совершали ложные выпады друг против друга, разворачиваясь, когда казалось, что сейчас острие коснется тела; они начали двигаться медленным подпрыгивающим шагом, что продолжалось несколько минут».
Вообще, сулиоты отличались суровым нравом, всегда держали слово, а трусость для них была самым презираемым свойством. Женщин своих они уважали и часто брали в бой наравне с мужчинами. Правда, по подозрению в прелюбодеянии женщину могли забить камнями, а пойманную с поличным сажали в мешок и сбрасывали в горное ущелье.
![греческие дуэли на ножах](https://disgustingmen.com/wp-content/uploads/2022/03/267777902_880712089305093_7752500236961907545_n.jpg)
Тем не менее, именно женщины-сулиотки прославились так называемым «танцем Залонго», эпизодом в противостоянии туркам, когда небольшая группа сулиоток была окружена врагами, и вместо позорного плена предпочла сначала выбросить детей в ущелье, а затем броситься туда самим. Причем тот же Черевичник утверждает, что по легенде они при этом танцевали и распевали песни, а последние прыгавшие выжили, так как упали на тела погибших ранее.
Так или иначе, в 1803 году часть сулиотов перебралась на Ионические острова, так что и их влияние отбрасывать не стоит.
![греческие дуэли на ножах](https://disgustingmen.com/wp-content/uploads/2022/03/O_Xoros_tou_Zalogou-620x418.jpg)
Отрезанные уши, распоротые лица и осел вместо невесты — греческие ножевые традиции
Кто бы ни стоял у истоков, в XIX веке на островах дуэли расцвели пышным цветом. Мужчины из низших сословий считали очень важным поддерживать и защищать свое доброе имя и доброе имя семьи. При малейшем намеке на бесчестие, а часто это были намеки с сексуальным подтекстом (либо самого грека могли назвать «рогоносцем», либо его жену «магдалиной», то есть шлюхой), иониец выхватывал нож. Часто оскорбления были завуалированы или подавались в виде знаков — рогоносцу показывали так знакомые нам с детства «рожки» из двух пальцев. Иногда использовались издевательские песни.
![](https://disgustingmen.com/wp-content/uploads/2022/03/greeks.jpg)
На острове Крит были распространены песни-оскорбления, так называемые «мандинады». Пример такой песни описывает Майкл Херцфельд. Когда влюбленный юноша поет: «Ах если бы я только знал ту, что предначертана мне в будущем, я бы пил ее сладость, наслаждался ее плодами и медом». На это кто-то отвечал издевательски: «Клянусь Богом, я ее знаю — ту, что тебе предопределена в будущем — она же привязана в скотном дворе Скоуфадоникоса!»
Таким образом, насмешник сравнивал девушку влюбленного с ослицей, а его самого со скотоложцем. Естественно, такие песенные дуэли нередко превращались в ножевые. Чаще всего поединки на островах заканчивались легкими но неприятными ранениями: бойцы старались порезать друг другу лица. Как правило, этого было достаточно, чтобы защитить свою честь.
В книге Черевичника приводятся такие истории. 26 июля 1830 года некий Тоня Теодорос, сидевший в таверне и уже прилично выпивший, повздорил с таким же пьяным Гиоргаки Мокастириотисом, назвав того дураком и хвастуном. На это оскорбленный ответил, что Теодорос глава «дома Магдалин», то есть назвал его женщин шлюхами. Мужчины немедля схватились за ножи, и после нескольких ударов излишне смелый на язык Гиоргаки упал на пол, заливая его кровью из распоротого лица. А Теодорос, плюнув на противника, вышел в ночь.
![греческие дуэли на ножах](https://disgustingmen.com/wp-content/uploads/2022/03/Women-Souliotisses-1827-1.jpg)
А вот другой случай, и снова в таверне. Некий Иоаннис Тсудис потребовал у Панагиса Магдалиоса перестать называть его рогоносцем, на что тот лишь рассмеялся. Рассвирепевший Тсудис выхватил нож и прокричал, что заставит противника сожрать свои слова. Неизвестно, был ли он рогоносцем на самом деле, но хорошим бойцом он точно не являлся — после поединка ему пришлось наложить тринадцать швов на лицо.
Таким же показательным случаем была дуэль между Иоинисом Пелемедисом и мясником Евстахисом Склониасом. Дело снова происходило в таверне, где мясник отдыхал со своими приятелями, а Иоинис пришел туда, чтобы разобраться с тем, что его жену обвесили, недодав мяса. К несчастью, он связался с человеком, который каждый день рассекал ножом мясные туши. Мало того, что на обвинения тот с усмешкой сказал друзьям, принюхавшись: «Кажется, здесь пахнет рогоносцем!», так еще и со второго удара отсек незадачливому противнику ухо и заявил: «Не записать ли и этот кусочек мяса на твой счет?!»
Но иногда такие поединки заканчивались совсем скверно. К примеру, 25 июля 1840 года два двоюродных брата поссорились из-за осла, которого кто-то ранил камнем. Так как ссора происходила рядом с винной лавкой, а бранились кузены, будучи навеселе, все перешло в ножевую драку. В итоге один из них запнулся о табурет и налетел горлом на нож другого. Во всяком случае, именно так рассказывали свидетели на суде.
![греческие дуэли на ножах](https://disgustingmen.com/wp-content/uploads/2022/03/14578005158_35bef3f209_b.jpg)
Вообще, островные греки любили прихвастнуть ножевыми поединками, и на судах свидетели спокойно и в подробностях рассказывали кто, кого и зачем порезал. Тем более, суды со снисхождением относились к таким схваткам, и виновники часто отделывались штрафом и обещанием впредь поддерживать общественный порядок. И хулиганства прекращались… до тех пор, пока кто-то снова не называл кого-то рогоносцем или его жену «магдалиной».
Доброе имя бойца зависело от показаний свидетелей. Так, например, зрители, присутствовавшие на дуэли Андреаса Магироса и Николауса Бамбулиса во время суда насмехались над обоими бойцами. Дело в том, что к моменту поединка оба были уже настолько пьяны, что вместо дуэли получилась какая-то мышиная возня. Как говорили свидетели: «Это было забавно, и оба сражались как идиоты».
Кровная месть — обратная сторона медали
Совсем по-иному строились обычаи вендетты — кровной мести, существовавшей не только в Италии, но и в Греции. Здесь противники мало того, что нападали неожиданно, не давая жертве опомниться, но и сразу же старались скрыться. Да и своим нападением они пытались не поранить, а именно убить противника. При этом не только сами участники, но и все свидетели упорно молчали, мешая полиции расследовать произошедшее преступление.
![греческие дуэли на ножах](https://disgustingmen.com/wp-content/uploads/2022/03/f.jpg)
Показательным примером такой вендетты может стать случай с Бернардо Лефтачи, боцманом на судне «Санита», описанный у того же Черевичника. Узнав в одной из деревень, что его младшего брата во время драки убил некто по имени Гласси, и что условия драки были нечестными, Бернардо задумал отомстить. Узнав, что в полицейском отделении работает брат Гласси, он посреди белого дня зашел в здание полиции и на глазах нескольких стражей порядка сначала выстрелил брату Гласси в голову, а потом воткнул нож в сердце. Все были в таком шоке, что мститель успел покинуть помещение до того, как полицейские успели что-то сделать. Бернардо, несмотря на все поисковые мероприятия, так и не нашли.
Как бы то ни было, в какой-то момент власти смогли обуздать греческих дуэлянтов, сначала резко увеличив сроки не только за поединки, но и за ношение ножей, а потом привив им привычку отстаивать свою честь в суде, жалуясь на обидчиков прокурору.
Тем не менее, если будете отдыхать на Ионических островах, не спешите в таверне называть кого-то рогоносцем, чьих-то жен — «магдалинами» или показывать смешные рожки — возможно, перед вами потомок греческих наемников, горцев или местный мясник, а у вас всего лишь два уха.