8 февраля 1692 года доктор, осмотревший двух девочек, заболевших странной болезнью в американском городе Салем, объявил, что они одержимы дьяволом. С этого момента начинается история процесса над салемскими ведьмами — на современный взгляд дикая и несуразная смесь человеческой глупости, подлости и жестокости.
Девятнадцать человек были повешены и один старик раздавлен камнями, потому что в те времена и в том месте жили добропорядочные и чистые духовно (по их мнению) люди. Рассказываем как это произошло.
Салем — царство чистоты в землях дьявола
Чтобы лучше понять, что происходило в головах людей в те трагические времена, немного расскажем о самом месте действия. В 1626 году рыбаки-колонисты основали на территории нынешнего штата Массачусетс городок Салем. Уже по названию можно понять, какие надежды были возложены на этот город, ведь так он был назван в честь Иерусалима, священного города для христиан.
Населяли его радикальные протестанты-пуритане, которым в старой Англии жить было не слишком комфортно из-за гонений, и которые прибыли в новые земли с мечтой наконец-то основать место, чистое от пороков. Так как жившие в этих местах индейцы были язычниками, пуритане считали эти территории землей дьявола, в которой они наконец смогли зажечь свет истинной веры.
Пуритане отличались религиозным фанатизмом, храбростью, упорством, уверенностью в своей исключительности и «избранности», аскетизмом и расчетливостью в экономических вопросах. «Тот, кто страдает, побеждает» — был их девиз.
Ко времени описываемых событий они успели проявить еще и склочность, постоянно враждуя между собой, а также жадность, так как управлял их общиной избираемый пастор, которому горожане совместно платили зарплату. А горожане Салема проявляли особенную прижимистость, да такую, что два пастора ушли с должности, проработав всего по два года — настолько плохо им платили. В семье же третьего, Самуэля Пэрриса и произошло то, с чего началась салемская охота на ведьм.
Заболевшие девочки и пирог на основе мочи — тучи сгустились над Салемом
В конце января 1692 года, в семье Самуэля Пэрриса произолшо несчастье — его девятилетняя дочь Элизабет и одиннадцатилетняя племянница Эбигейл Уильямс заболели. Причем болезнь начала проявлять себя странным образом: девочки катались по полу, их тела принимали странные позы, а когда пастор начинал читать над ними молитвы — убегали или затыкали уши.
Доктор Уильям Григгс, основываясь на работах знаменитого бостонского богослова Коттона Мэзера, решил, что происходящее с девочками — это происки дьявола. Их соседка, Мэри Сибли решила помочь — она приказала рабу пастора изготовить колдовской пирог — смешать муку и мочу больных девочек, а потом скормить его собаке — считалось что от этого наводившей порчу ведьме станет плохо. Пастор, узнав об этом, был в шоке и отчитал Мери, сказав что использование таких средств — это борьба с дьяволом с помощью дьявола.
Болезнь не прекращалась, тем более чуть позже заболели еще несколько девочек, а сами Элизабет и Эбигейл стали утверждать, что их кто-то колол иглой. Подозрение тут же пало на Титубу — еще одну рабыню пастора, которая была привезена с острова Барбадос, сама же была или индианкой или африканкой. К тому же, девочки утверждали, что она рассказывала им истории о колдовстве и учила гадать на будущего мужа.
Титубу и еще двух женщин — по странному стечению обстоятельств оказавшихся нищенкой и женщиной, ведущей тяжбу с пастором — арестовали. Под давлением Титуба начала рассказывать, что обучала девушек гаданиям, которым ее научила ее госпожа с Барбадоса, а затем начала указывать на других своих сообщников — скорее всего, чтобы избежать наказания. Кстати, ей это частично удалось — после окончания всех процессов ее выкупил из тюрьмы неизвестный.
Победившее мракобесие и дед с характером
И тут началось самое страшное — люди как будто взбесились. Те, на кого указывали девочки, попадали в тюрьму и под пытками и давлением оговаривали себя и других людей. Четырехлетняя девочка, дочь арестованной нищенки, оговорила себя, чтобы попасть к матери в тюрьму, и вышла оттуда уже инвалидом. Женщина, которая прилюдно усомнилась в правдивости доказательств на основе утверждений подростков, также была заподозрена в колдовстве и брошена за решетку.
А доказательства были самые неопровержимые — девочки утверждали, что к ним во сне приходят призраки людей и мучают их — и указывали на этих людей. При этом в общине разгорелся религиозный спор: мог ли дьявол использовать образы этих людей без их ведома, или нет? Большинство решили, что не мог, и значит те, в чьем облике он приходил к девочкам, виновны.
В качестве доказательств вины использовали такую проверку: подозреваемую с завязанными глазами подводили к девочкам, когда у них начинались припадки, и если от прикосновения женщины, они успокаивались — значит она ведьма. А самое интересное, что когда мать одной из девочек спросила ее, зачем та врет про соседей, та ей напрямую ответила, что для развлечения, но позже, испугавшись, снова начала рассказывать про колдовство.
Звучит безумно, но главой ковена ведьм объявили местного священника, пастора Джорджа Берроуза. И хотя он уже на виселице смог пройти проверку — прочитать по памяти молитву без запинки (считалось что одержимый дьяволом обязательно запнется) — палачи не дали ему шансов, сказав что это сам дьявол в виде черного человека стоял у него за спиной и помогал читать молитву.
Но самый дикий момент всей истории — случай с восьмидесятилетним Жилем Кори. Этот дед сам по себе не был символом добродетели — он был женат трижды, и уже был под следствием за то, что до смерти забил палкой своего слугу, когда тот украл у него яблоко. Да и когда посчитали ведьмой его третью жену, он не особо возражал. Но внезапно судьба обернулась к нему темной стороной — его самого обвинили в колдовстве.
И тут дед показал, что характер у него конечно отвратный, но он есть — он отказался оговаривать себя или родственников, так как тогда считалось, что у умершего без доказательств вины нельзя отобрать собственность. И тогда специально для него использовали пытку камнями. Его положили на пол, и навалили на грудь огромные камни, ожидая что он от боли начнет признаваться. Но дед только кричал: «Больше камней!», видимо так стараясь приблизить свою смерть.
Через два дня он умер и последними его словами по разным версиям было либо «Больше камней!», либо «Будьте вы прокляты. Проклинаю тебя и Салем!». Обращаться он так мог к местному шерифу, который мало того, что во время пытки тростью засовывал обратно в рот деду выпавший язык, так еще и вымогал у его родичей деньги после его смерти. Видимо, кто-то впал в религиозное исступление, а кто-то пытался нажиться на этом.
После смерти несгибаемого деда его тело было похоронено в безымянной могиле, а по легендам, его призрак появляется в городе перед большими несчастьями, как например, перед ужасным пожаром в 1914 году. А должность шерифа, все по тем же легендам, с той поры стала проклятой.
Охота на ведьм выплеснулась и за пределы Салема, девочки даже ездили в другие города, чтобы там находить одержимых дьяволом. Но все резко закончилось, когда они указали на жену губернатора — тот сразу приказал прекратить преследования и отменил суды. А чуть позже жертвы были реабилитированы.
Всего за время процессов были повешены 14 женщин и 5 мужчин, один старик был задавлен камнями, 5 человек умерли в тюрьме и от 175 до 200 были посажены за решетку.
Сами же девочки никак не пострадали из-за своих действий. Лишь одна из них, Анна Путнам, через 14 лет написала покаянное письмо, утверждая что была одержима дьяволом и оговорила людей. Но и тут ей ничего не было.
В чем же причина всех этих событий? Ученые сейчас выдвигают множество версий: и хлеб, зараженный спорыньей, и особый вид энцефалита, при котором возможны галлюцинации, точного ответа нет. Хотя до конца непонятно, что послужило спусковым крючком. Но вот то, что потом эстафету приняла человеческая жадность, глупость и необразованность — можно утверждать смело.