Совсем небольшая история, даже по меркам рубрики, однако очень примечательный факт. Выяснилось, что во время Конфликта в Северной Ирландии британская разведка имела так называемый отдел «черных операций», который занимался сатанинскими провокациями. Правда, это не «Константин» и не Clive Barker’s Jericho: сотрудники отдела не боролись с проявлениями оккультизма, а, наоборот, активно способствовали им.
Мы уже писали о таком явлении, как сатанинская паника — всплеске сатанизма в США. Истерия в СМИ, десятки уголовных дел, преследование оккультного подполья, кровавые оргии, сотни принесенных в жертву детей… и все это оказалось туфтой, уткой, которая была выгодна газетчикам и копам. Первые получали прибыли, вторые — контроль над населением и повод для закрытия «висяков».
В Западной Европе уловили эти тенденции, и ими тоже воспользовалось правительство. Профессор Ричард Дженкинс из Шеффилдского университета, автор книги «Черная магия и призраки: страх, слухи и народные убеждения на севере Ирландии, 1972–1974 гг..», побеседовал с британскими разведчиками, которые признались, что использовали сатанинскую панику для регулярных провокаций.
Профессор консультировался у руководителя отдела «черных операций» в Северной Ирландии капитана Колина Уоллеса. Офицер признался в том, что в 70-е он и его коллеги многое сделали для сатанинской паники в регионе. Причем началось все едва ли не с шутки: британские разведчики базировались в казармах Тьепваль в Лисберне, и кому-то в голову пришла идея: вызвать против солдат ИРА Дьявола. Не буквально, а фигурально.
Идею подхватили, и вскоре в некоторых городах (в особенности в Белфасте) на пустырях и в заброшках начали появляться импровизированные «сатанинские святилища». Перевернутые кресты, пентаграммы красной краской, черные свечи, сигилы на стенах — в ход шли все клише из популярных тогда фильмов, вроде «Экзорциста» и «Выхода Дьявола».
Формальная цель, оправдание, была до смешного наивной: якобы это необходимо, чтобы дети не бродили по заброшенным домам и пустырям во время опасного вооруженного конфликта (а заодно не тревожили находящихся там доблестных разведчиков-лоялистов).
Действительная причина была куда мрачнее и изощреннее. Колин Уоллес и его отдел дискредитировали бойцов из Ирландской республиканской армии, причем как перед их союзниками-католиками, так и перед пробританскими протестантами. Католики становились менее лояльными ИРА, а протестанты — более радикальными и заряженными.
Причем никто не утверждал, что это именно солдаты ИРА практикуют сатанизм, все было хитроумнее. Их обвинили во вспышке дьяволопоклонничества опосредованно: якобы из-за военных столкновений, братоубийственной войны и террористических актов Белфаст и его окрестности стали привлекать силы тьмы и сатанистов со всего мира.
Замысел разведки был в том, чтобы раструбить о сатанинской эпидемии в СМИ и вызвать у населения чувство рессентимента, злобы и желания найти виновных. Акцент был очевидным: «Вот до чего беззакония ИРА довели Ирландию, смотрите! Теперь ваших детей могут принести в жертву Дьяволу!». Сам Уоллес довольно цинично, но честно признается:
«Было совершенно ясно, что церковь, как Римско-католическая, так и протестантская, имела огромное влияние даже для военизированные формирования. Поэтому мы искали что-то, что действительно было бы воспринято с отвращением обеими сторонами конфликта, и в то же время было бы чем-то, что военные группировки не могли бы оправдать, а также во многих отношениях рассматривалось бы как причина, по которой некоторые из бесчинств имели место.
Подобная степень активности снижала ценность человеческой жизни. И в конечном итоге дошло до того, что мы начали рассматривать оккультизм как рабочий метод… Ирландия всегда была очень суеверной, и все, что нам нужно было сделать — это привести эти суеверия в соответствие с современными требованиями».
Впрочем, завершить конфликт это не особо помогло. Так называемая «Смута» в Северной Ирландии окончилась только в 1998 году, с подписанием Белфастского соглашения. В ходе противостояния в Северной Ирландии с обеих сторон погибло 3524 человека, из них 1857 — гражданские.