С 9 июля в российском прокате новый продюсерский проект Тимура Бекмамбетова — десктоп-хоррор, как называют его создатели, «Убрать из друзей». Фильм о том, что в наши дни куда большую опасность представляет аноним из Skype, чем пасторальный маньяк в хоккейной маске. Учитывая злободневность темы, мы вспомнили еще несколько триллеров, которые затрагивают тематику современных средств коммуникации.

Чат (2010)

Режиссер оригинального «Звонка» Хидео Наката к 2010 году закончил с утопленницами из телевизора и сделал фильм об опасностях интернет-общения — по мотивам пьесы ирландского драматурга Энда Уолша. Несколько подростков сталкиваются с интернет-незнакомцем, который вскоре втягивает их в свою смертельную игру. Самое крутое в «Чате» — изображенный Накатой интернет. Японский режисcер подал Сеть в виде большого отеля, где каждый чат — это отдельный номер, а постояльцы гостиницы могут оказаться не теми, за кого себя выдают. В итоге вместо скучных строк переписки — своеобразная виртуальная реальность.

Паранормальное явление 4 (2012)

Главный после «Ведьмы из Блэр» ужастик, снятый в псевдодокументальном стиле, уже на второй серии перестал производить должное впечатление. Впрочем, на кассовые сборы это никак не повлияло, поэтому уже в этом году мы увидим пятую часть.

Не заморачиваясь с сюжетами, создатели пошли по простому пути, от фильма к фильму пересказывая одну и ту же историю с незначительными изменениями. К четвертому выпуску морально устаревшие ручные камеры сменились на актуальные «вебки». Также появились панические разговоры по скайпу с сопутствующим «белым шумом». Но самую интересную роль в фильме исполнил сенсор Kinect. Оказалось, что гаджет от Microsoft отлично подходит для того, чтобы фиксировать паранормальную активность.

Смерть в сети (2013)

Триллеров про маньяков, блуждающих по интернету в поисках жертв, хватает. «Смайли», «Не оставляющий следа» или, к примеру, «Смерть в сети», где в центре сюжета небезызвестная Chatroulette — видеочат случайных знакомств, придуманный в 2009-ом году московским школьником Андреем Терновским. Молодая девушка проводит социологическое исследование, в ходе которого ей приходится по несколько часов в день проводить в аналоге той самой «чатрулетки».

Во время одного из очередных сеансов она становится свидетелем убийства, произошедшего по ту сторону чата. Лента снята в свойственной таким фильмам манере — за событиями мы наблюдаем через веб-камеры и камеры мобильных устройств. В прокате «Смерть в сети» прошла незаметно, несмотря на популярность соответствующих чатов.

Андроид (2014)

Техно-триллер; роль злодея отведена мобильному приложению. Главная героиня устанавливает на свой смартфон программу под названием Iris (анаграмма от Siri), что в итоге приводит к череде трагических событий.

«Андроид» примечателен тем, что задумывался как интерактивный фильм. Перед просмотром каждому зрителю предлагалось установить на свой смартфон соответствующее приложение, работающее по принципу Shazam — оно по звуку определяло момент в фильме и выводило на экран соответствующую сюжетную информацию; некоторые сцены транслировались с другого ракурса, чтобы создавать иллюзию дополненной реальности. Опыт интересный, но «Андроиду» это не помогло — «первый интерактивный фильм» так и не произвел революцию в жанре. В оригинале, кстати, картина называется «Приложение» (App), и к продукции Google не имеет никакого отношения.

Открытые окна (2015)

Если не брать в расчет выходящий «Убрать из друзей», «Открытые окна», пожалуй, наиболее удачный представитель камерных интернет-ужастиков. Слагаемые все те же: веб-камеры, экран ноутбука со всем сопутствующим интерфейсом, интернет-психопат, диктующий свои условия двум жертвам. Главного героя сыграл вечно молодой Элайджа Вуд, а в ключевой женской роли задействовали любимицу публики — бывшую порноактрису Сашу Грей, которая с недавних пор начала сниматься в классическом кино.

Критики и зрители не особо хвалили «Открытые окна», но все же отметили, что авторам картины удалось весьма точно передать атмосферу интернет-паранойи, в которой оказываются главные герои.

***

Страхи меняются — и создатели хорроров это прекрасно понимают. Если раньше они снимали кино про призраков, маньяков или экзорцизм, то сейчас их больше интересуют актуальные вещи — социальные сети, анонимность, интернет-зависимость. Во многом потому, что порой самые обыденные и привычные вещи могут вселять куда больший страх, чем придуманные монстры и злодеи. Впрочем, пока по-настоящему прорывных хорроров на эту тему не существует.