В прокат выходит один из самых ожидаемых фильмов года — «Джокер» Тодда Филлипса. Хотя в центре истории — злодей из комикса, а самой известной работой режиссера до этого были «Мальчишники в Вегасе», получилась по-настоящему хмурая и жестокая драма про одиночку в большом мегаполисе в духе «Нового Голливуда». А еще это очередная выдающаяся роль, возможно, лучшего актера в мире прямо сейчас — Хоакина Феникса. Если ничего сверхъестественного не произойдет, то уже в феврале он должен выиграть свой первый «Оскар».
Готэм начала 80-х — мрачный, разлагающийся мегаполис, напоминающий Нью-Йорк из ранних картин Мартина Скорсезе. Под ногами мусор, в переулках снуют крысы, на лицах людей — ни одной улыбки. Одно из главных развлечений готэмчан — телевизор, по которому идет, например, вечернее шоу Мюррея Франклина (Роберт Де Ниро). Его главный фанат — болезненного вида мужчина средних лет Артур Флек (Хоакин Феникс). Он живет в ветхом многоквартирном доме, ухаживает за больной мамой, заглядывается на соседку, мечтает стать знаменитым стендап-комиком и выступить в любимом шоу. Но есть проблемы: из-за детских травм Флек страдает приступами неконтролируемого смеха, ходит к психоаналитику и принимает ежедневно горсти таблеток. А еще, кажется, пишет не очень смешные шутки. Поэтому вместо карьеры комика ему приходится подрабатывать клоуном в задрипанном агентстве, развлекая детей на утренниках.
Прелесть этого кино не в лихо закрученном сюжете и неожиданных сюрпризах — финал мы знаем заранее: Флек станет Джокером. Куда интереснее наблюдать за тем, как режиссер сознательно дистанцирует историю про Джокера на максимально возможное расстояние от любого другого условного «кино по комиксам».
![](https://disgustingmen.com/wp-content/uploads/2019/09/MV5BMDNkYTMzZjctYjg5YS00MDgwLTg2MGYtMWNmOWY3Nzg0ZDVlXkEyXkFqcGdeQXVyMTkxNjUyNQ-._V1_SY1000_SX1500_AL_-1024x683.jpg)
Если вы никогда не слышали про «Новый Голливуд» и не смотрели ранние картины Мартина Скорсезе — особенно «Таксиста» и «Короля комедии» — то на «Джокере» у вас может случиться культурный шок (если вы правда не смотрели «Таксиста», то мы сами в шоке — прим. ред.) . Филлипс снял предельно безрадостную жестокую драму об одиночке в огромном мегаполисе из стекла и бетона в духе скорсезевских картин 70-80-х, что максимально далеко от фильмов DC и Marvel. Его Джокер — не бурлескный клоун-убийца из картины Бертона, и даже не инфернальный псих с повадками Курта Кобейна из «Темного рыцаря». Это обычный городской тихоня с фатальными психологическими девиациями, что делает его только страшнее и опаснее. И в отличие от Трэвиса Бикля из «Таксиста», с которым Флека легко сравнить, повадки Артура страстны и спонтанны, а жестокость — слабо контролируема. Джокер в комиксовой мифологии DC всегда олицетворял хаос, и именно в фильме Филлипса гениальный актер Феникс подобрался максимально близко к воплощению этой идеи.
Артур Флек в исполнении Феникса — худощавый, угловатый псих с нейролептиками в кармане, мечтающий о 15 минутах славы. Мы не раз видели Джокера в фильмах про Бэтмена, но здесь нам предоставлен максимально подробный конспект мутации персонажа из затюканного маменькиного сынка в криминального лидера Готэма. Происходит она вполне по заветам «Нового Голливуда»: детские травмы, помноженные на враждебность и лицемерие городской среды, постепенно выдавливают из Артура последние остатки человечности. Ближе к финалу он, как и таксист Бикль, превратится в современного всадника Апокалипсиса, сеющего смерть и разрушения.
![](https://disgustingmen.com/wp-content/uploads/2019/09/MV5BYmZlOTY2OGUtYWY2Yy00NGE0LTg5YmQtNmM2MmYxOWI2YmJiXkEyXkFqcGdeQXVyMTkxNjUyNQ-._V1_SY1000_SX1500_AL_-1024x683.jpg)
Чем дальше Флек утопает в своем демоническом альтер-эго, тем длиннее становятся крупные планы (Филлипс просто упивается пластикой своего артиста), и все более завораживающей — игра Феникса. Филлипс рассказывал, что он писал «Джокера» именно под Феникса. Сам актер сначала был категорически против, но после трехмесячных уговоров сломался. Нам на радость: его трактовка знаменитого злодея заметно отличается от работ Николсона, Леджера и Лето. Новый Джокер похож не столько на мифологического преступника или суперзлодея, сколько на поехавшего соседа-психа в клоунском гриме. Причины его взрывной жестокости — реакция на окружающий мир, в котором нет места таким, как он, одиночкам-аутсайдерам с личными проблемами. Как и у героя «Короля комедии» Руперта Папкина, у него одна мечта — чтобы его заметили: чтобы кумир Франклин пригласил в шоу, коллеги по работе стали друзьями, а соседка обратила на него внимание.
И до поры Флек живет в собственной, как будто параллельной вселенной, в которой сложно отличить сон от реальности. Но как только он берет в руки пистолет, то сразу вырывается из этой психологической тюрьмы: слава, любовь, семейные узы — все это меркнет перед возможностью менять окружающий мир под себя. На этой смеси реального и воображаемого и строится весь «Джокер». Поместив культового героя в бытовые декорации, Филлипс только усилил его образ, а также наградил новыми смыслами. Джокер здесь — это еще и коллективный портрет современного общества, уставшего от болеутоляющих и тотальной лжи, воспитывающего внутри себя ненависть к элите. Показывая человечество как одну большую бомбу с часовым механизмом, которая может взорваться в любую минуту, Филлипс, сознательно или нет, ставит знак равенства между восьмидесятыми и нашим временем. И заодно предостерегает: никогда еще общество не было так близко к контролируемой анархии, как сейчас.
![](https://disgustingmen.com/wp-content/uploads/2019/09/MV5BMGNiYjhkZTQtYTU3OC00OGQ4LWE1N2QtYjExMWQyYTk3YjM1XkEyXkFqcGdeQXVyMTkxNjUyNQ-._V1_SY1000_SX1500_AL_-1024x683.jpg)
Для хорошо знакомых с фильмами Скорсезе «Джокер» уже не станет таким откровением. Филлипс не стесняясь признается в любви ранним картинам мэтра: из «Короля комедии» он частично заимствует сюжет и некоторые детали образа главного героя (Папкин из фильма Скорсезе тоже мечтал стать стендап-комиком), из «Таксиста» и «Злых улиц» — атмосферу, замусоренный Готэм/Нью-Йорк и ощущение, что завтра не наступит никогда. Также из «Короля комедии» тут — Роберт Де Ниро, который переквалифицировался из неудачливого комика в звезду ТВ-шоу. Присутствием Де Ниро в обоих фильмах, но в разных амплуа Филлипс убивает сразу двух зайцев — признает влияние Скорсезе первым, до возможных обвинений в плагиате, а также проводит невидимую нить между двумя картинами, которую можно трактовать по-разному. Даже довольно оригинально: например, что самые опасные люди на свете — неудачливые стендаперы.
Хотя Филлипс утверждает, что его картина не является частью будущей киновселенной DC, в «Джокере» есть связки с историей Бэтмена. Бывшим начальником болеющей мамы Артура оказывается Томас Уэйн, отец Брюса. Миссис Флек пишет ему письма, но не получает ответа. Присутствует в фильме и сам Брюс — и в картине даже объясняется, каким образом они связаны с Флеком. Но в целом «Джокер» — это самостоятельное произведение, у которого больше общего с фильмами того же «Нового Голливуда», чем с предыдущими картинами про Бэтмена. А его судьбу должны разрешить кассовые сборы — если «Джокер» покажет впечатляющие результаты, не верится, что Warner Bros. не попытается встроить его в новый DC-цикл — с Фениксом или без него.
![](https://disgustingmen.com/wp-content/uploads/2019/09/MV5BZGUzMWI4ZDktNTEzYi00ZmNiLThhNzItZDkwZDk2NTg5ZGNiXkEyXkFqcGdeQXVyMTkxNjUyNQ-._V1_SY960_SX1776_AL_-1024x554.jpg)
Но несмотря на увлечение Скорсезе и очевидные отсылки к его фильмам, Филлипсу удалось создать фильм со своей интонацией и атмосферой. Возможно, в отдельные моменты ему не хватает более крепкой режиссерской руки, где-то — неожиданной глубины характеров или смены ритма, но даже в таком виде «Джокер» удивляет, выбивает из колеи и совершенно околдовывает. И если для мирового кино, несмотря на главный приз в Венеции, фильм Филлипса вряд ли станет вехой и новой точкой отсчета, то условный жанр «фильмов по комиксам» при удачном прокате, он может перетряхнуть изрядно. А заодно и стать первой картиной в жанре, которая успешно выступит на «Оскаре» не только в технических номинациях. У Николсона, Леджера и Лето — предыдущих исполнителей роли размалеванного суперзлодея — уже есть по заветной статуэтке. Не верится, что на свете есть какие-то силы, способные помешать Хоакину Фениксу, избежать главной кинематографической награды за эту мощнейшую роль.
«Джокер» в прокате с 3 октября.