«Войны клонов» всегда были самым нестандартным проектом вселенной «Звездных войн». Это одно из немногих мейнстримных творений Lucasfilm, которое посвящено не выдающимся джедаям, контрабандистам или охотникам за головами, а простым солдатам. Он всегда воспринимался как бесконечный конвейер 22-минутных историй о клонах. Свой путь «Войны клонов» начали еще в 2008 году и вплоть до 2014 шоураннер Дэйв Филони бомбил новым контентом и расширял канон.

Это была главная особенность сериала — он не кончался. Точнее, его никто не хотел завершать: в 2014 «Войны клонов» все-таки досеменили до подножья рокового момента — падения Республики, после чего сериал повис на открытой концовке — до 2020 года. Филони явно не хотел прощаться с клонами, хотя сюжет того требовал: Палпатин вот-вот должен прохрипеть приказ 66, тянуть больше некуда.

От последних серий всегда ждешь какой-то эпичности, жирной точки, которую седьмой сезон нехотя, но все же ставит трясущейся рукой. Заключительные 12 серий поделились на три арки: мораль клонов, мораль джедаев и конфронтация двух культур — выяснение отношений между командующим и подчиненным. «Настоящий» финал — в последних четырех эпизодах, а перед этим Филони вновь пытается расширить лор, ухватиться за последнюю возможно представить новых героев и напихать как можно больше пасхалок.

Финальный сезон восемь серий подряд травит фансервисные байки.

В это время кажется, что так авторы убивают драгоценный хронометраж историями, которые можно спокойно впихнуть в середину 3-4 сезона, но никак не мучить ими зрителей, жаждущих развязки. Но в последних сериях отыгрывается каждая потраченная минута.

В первой арке седьмого сезона «Войны клонов» раскрывают мораль клонов через «бракованных» солдат — четырех элитных командос, подвергшихся мутациям при рождении. Их название, «Ударный отряд 99», уже заведомо отсылает к истокам внутреннего «я» каждого выращенного из пробирки солдата — 99-го клону, старому горбуну с Камино, для которого каждый кадет был личностью, а не номерным знаком (99-й дал Хэви его никнейм, наверняка как и сотням других новобранцев).

Первые четыре эпизода показывают все то, за что сериал полюбился фанатам — эпичных клонов, способных вырезать дроидов пачками не хуже джедаев. Цель «Ударного отряда 99» — найти источник слива республиканских боевых стратегий сепаратистам, однако под видом классической экшен-арки «Войны клонов» разыгрывают очередную драму на очеловечивание клонов. Причем каждый момент подается интуитивно: будь то споры между командос и «белыми» пехотинцами или стоящий на стреме Рекс, пока Скайуокер тайком болтает с Падме. За 12 лет сериал так и не предал свою ключевую идею: клоны — тоже люди и далеко не безмозглое пушечное мясо.

Равно как и джедаи, за которых в «Войнах клонов» отдувается Асока Тано — назойливая Шпилька, избравшая свой путь после исключения из Ордена. Вторая арка продолжает раскрывать горькую истину сущности джедаев — предателей своих идеалов, за время войны из хранителей Света превратившихся в солдат и убийц. Эта нравственная сюжетная ветка всегда была присуща одной лишь Тано — падаванке, которая выросла в эпицентре войны бок о бок с десятками клонов. 

Препарация джедайской морали в принципе возможна только в контексте «Войн клонов».

Пока в полнометражных фильмах рыцари со световыми мечами носятся за высшим призванием и выравнивают баланс Силы, Тано, как представительницу нового (в реалиях сериала) поколения, волнуют лишь события, которые происходят здесь и сейчас — героиня более осознанно относится к своему окружению, натурально беспокоится за клонов и подопечных, а не грезит о предназначении собственного титула.

В наших с вами реалиях Тано — джедай-зумер, Гретта Тунберг от мира «Звездных войн». Только вместо климатических войн — клонические, и беспокоится она не о далеком светлом будущем, а максимум о завтрашнем дне, пытается сохранить мир таким, каким он представлен прямо сейчас, сегодня.

Эту мысль «Войны клонов» подробно раскрывают во второй арке седьмого сезона — Асока попадает в аварию на подуровне Корусканта 1313 (пустим скупую слезу за Star Wars 1313), где знакомится с сестрами-контрабандистками, для которых все джедаи — сплошные эгоистичные убийцы и только. Тано рефлексивно принимается защищать Орден, но подсознательно подписывается под каждым словом обывательниц — ведь схожие мысли в свое время сподвигли падаванку отречься от титула джедая. 

Сила — не роскошь или привилегия, но ответственность, а «плюсики» в карму ставятся не за количество отброшенных в стену противников, но количество спасенных союзников. Отсюда вытекает долг джедаев — не истребление ситхов и дроидов, а защита гражданских. Тонкая черта, по одну сторону которой — погоня за властью и доминацией, по другую — сохранение мира и пресловутого Света. Сложнее, конечно же, дается второе.

Карты вскрываются в третьей арке: Дарт Мол захватил власть на Мандалоре и Бо-Катан обращается к Асоке за помощью, предлагая вместе свергнуть ситха и освободить город. Типичная win-win-ситуация: Бо-Катан получает сестринский трон, Тано заковывает в цепи опасного преступника. Девушки также просят поддержки у не менее заинтересованной в сделке Республики — Скайуокер дарит Асоке два синих меча и дает в распоряжение целый батальон солдат.

Именно эти серии становятся катарсисом «Войн клонов» — концентрат драмы между Асокой и республиканскими клонами. Каждый солдат из уважения и привычки отдает честь бывшему генералу Тано (по факту, сейчас она никто — простая гражданка Республики), целый батальон красит шлемы в характерные оранжевые узоры — трудно представить подобное отношение клонов к Кеноби или Скайуокеру, прирожденных лидеров и командиров, для которых пехота — средство, а не люди.

В одной из финальных серий мы получим долгожданную и безумно красивую (анимационная хореография в разы превзошла киношную) схватку между Дартом Молом и Асокой, однако в контексте глобальной идеи «Войн клонов» битва между джедаем и ситхом меркнет — эпик сериала никогда не заключался в танцах с лазерными мечами, он строился непосредственно вокруг культуры клонов. И именно последние два эпизода разбивают ее вдребезги: звучит приказ 66, в мозгу каждого солдата активируется врожденный имплант, друг в миг становится заклятым врагом.

Даже в один из самых ответственных моментов «Звездных войн» — превращение Скайуокера в Дарта Вейдера, Республики в Империю — «Войны клонов» продолжают гнуть свою линию.

Нам не покажут падение целого Ордена — последние два эпизода мы проводим на республиканском крейсере, вместе с Асокой и обратившимися против нее клонами. И эта частная, отстраненная от глобального война одного джедая с сотнями своих подопечных оглушает сильнее, чем сцена падения Энакина на Темную сторону. Хотя бы тем фактом, за сорок минут побега с крейсера Тано лично не убила ни единого клона — потому что она никогда не была солдатом, но старалась сохранять Свет и его мораль, как бы джедаи ее не развратили.

Седьмой сезон «Войн клонов» разочаровывает первые восемь эпизодов, однако в финальных сериях Филони оправдывает долгоиграющий сюжет. Первые две арки не показывают никакого солидного развития сюжета и запоминающихся сцен, но они компонуют ключевые идеи сериала — делают крайне емкую выжимку ста с лишним предшествующих эпизодов. И в конце концов «Войны клонов» дарят идеальный финал — именно тот, который от него ждали, который не ушел в доводящие до тошноты джедайские шаблоны. Финал непосредственно посвященный республиканским клонам — ведь это была их война.

За 12 лет «Войны клонов» прошли через многое: для некоторых это был сериал детства, другие расценивали шоу как дополнение к фильмам и не более чем кладезем нового лора.

Но сериал вырос и стал самостоятельным произведением с уникальным концептом — историю Асоки можно поставить как минимум в один ряд с сюжетной аркой Рей из новой трилогии; назвать Тано второстепенным персонажем язык уже точно не повернется. Она укоренилась во вселенной «Звездных войн»: ее голос слышит Рэй в важнейшей сцене IX эпизода, а во втором сезоне «Мандалорца» фанаты наконец смогут увидеть ее неанимационную версию в исполнении Розарио Доусон.

Уникальность «Войнам клонов», на удивление, придавала и анимация: первые эпизоды выглядят стильно даже спустя 12 лет. Сериал никогда не был откровенно детским ни графически, ни тем более в сюжетном плане — чего, к сожалению, нельзя сказать о его преемниках — «Повстанцах» и «Сопротивлении». Завершение «Войн клонов» — это определенно утрата для всех фанатов «Звездных войн», но забытым сериал не станет никогда. Скорее, очередным культурным памятником вселенной Джорджа Лукаса, вечной классикой анимации и важнейшим произведением из далекой-далекой Галактики.

Мандалорец